Урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь;
  2. Воспитывать интерес к своему организму и охране своего здоровья;
  3. Развивать интерес к учебе, память, речь и мышление учащихся.

Оборудование у учителя: карта-схема игры-путешествия, DVD, диск с записью “Времена года” П.И. Чайковского, рисунки учащихся на тему “Осень”, иллюстрации с детьми, занимающимися зимними видами спорта, зонты, витаминосодержащие продукты, опорные схемы для Дома Здоровья, звезды настроения холодных (синих, зеленых) и теплых (красных, желтых) оттенков.

Оборудование у учащихся: учебники, раздаточный печатный материал “Правила здоровья”, модели часов.

Ход урока

І. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку. У детей на партах отпечатанные правила здоровья, модели часов, учебники “Окружающий мир”.

Учитель: Мы готовы в путь отправиться?
Дети: Да!
Учитель: Мы с любой задачей справимся?
Дети: Да!

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: На доске записаны слова “Здоровый нищий богаче больного короля”. Прав ли древний философ? Почему?

Выслушиваются ответы детей, их примеры и доказательства истинности фразы.

Вывод: Здоровье – самое ценное, что есть у человека и его надо беречь.

ІІІ. Постановка темы и задач урока.

Учитель: Сегодня мы отправимся в город Здоровейск. На воротах этого города очень важная надпись. Давайте прочитаем ее хором.
Дети: “Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай”.
Учитель: Правильна ли с вашей точки зрения эта пословица? Как вы понимаете ее смысл?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Истинна и другая поговорка: “Кто много ходит, тот долго живет”. Но с каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребенок должен не менее 1ч 30 мин заниматься активными мышечными упражнениями. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости. Прочитайте правила здоровья, по которым живут в городе Здоровейске.

Дети (читают “про себя”):

  1. Соблюдай режим дня, занимайся физкультурой и спортом!
  2. Человеку нужен кислород. Больше бывай на свежем воздухе!
  3. Чистота – залог здоровья. Будь опрятным!
  4. Человеку нужна красивая осанка. Будь стройным!
  5. У природы нет плохой погоды, у людей должна быть удобная одежда.
  6. Долго жуёшь – долго живёшь, а полезное жуёшь – ещё дольше живёшь.
  7. Здоровые привычки – к кладу отмычки, а вредные привычки – смерти сестрички.
  8. Если хочешь быть здоров – закаляйся!
  9. Управляй своим настроением! Береги нервы свои и чужие.

Учитель: Понравились вам правила? Хотите побывать в городе Здоровейске? Тогда в путь! В результате этого путешествия мы должны построить свой Дом Здоровья.

ІV. Этап путешествия – Проспект Успеваек.

<Рисунок1>

Учитель: Город начинается проспектом Успеваек. Успевайки делятся своими секретами.

Дети:

Секрет первый. Взялся за дело – не отвлекайся.
Секрет второй. Делай быстро и хорошо.
Секрет третий: Бери в помощники режим дня: чередуй учебу с отдыхом, тихие игры с подвижными, прогулки с просмотром телевизора.

Учитель: Чтобы нам двигаться дальше, нужно ответить на вопросы: почему так важно чередование разных видов деятельности?
Дети: Чередуется работа разных групп мышц.
Учитель: У вас на партах модели часов. Покажите, во сколько вы должны лечь спать? (9 ч) А во сколько встаем в школу? (7 ч) Сколько должен длиться ваш сон? (10 ч).

Дети ответы показывают на моделях часов.

Учитель: Почему нельзя долго сидеть у телевизора или у компьютера?
Дети: Сильно ухудшается зрение.
Учитель: Что помогает снять напряжение с мышц?
Дети: Зарядка.

V. Физминутка.

Зарядка для глаз. (Поднять глаза вверх, опустить вниз, посмотреть влево, вправо, вращение в одну и другую стороны, посмотреть далеко, найти взглядом свой нос).

Учитель: Какое правило здоровья вывели Успевайки?
Дети: Соблюдай режим дня, занимайся физкультурой и спортом!

Учитель прикрепляет на доску кирпичик Дома Здоровья – плакат с надписью “Режим дня”.

VІ. Этап путешествия – Площадь Здоровья.

<Рисунок2>

Учитель: Молодцы! Теперь мы можем пройти на площадь Здоровья. Здесь нам предлагается кроссворд.

  1. Управляет работой всех органов (мозг).
  2. Мышечный орган кровообращения (сердце).
  3. Основа скелета (позвоночник).
  4. Орган дыхания в виде трубки (трахея).
  5. Орган осязания (кожа).
  6. Орган пищеварения (пищевод).
  7. Жидкость, текущая по сосудам человека (кровь).
  8. Орган дыхания, где происходит газообмен между кислородом и углекислым газом (легкие).

Учитель: Почему так важно содержать кожу в чистоте?
Дети: Кожа защищает внутренние органы.
Учитель: Почему для человека так важен свежий воздух?
Дети: Свежий воздух содержит кислород, необходимый для работы всех органов.
Учитель: Почему именно в детском возрасте позвоночник склонен к искривлениям?
Дети: Позвоночник более гибкий, он легко принимает неправильную форму.
Учитель: Молодцы! Какие правила поведала нам площадь Здоровья?

Дети:

Человеку нужен кислород. Больше бывай на свежем воздухе!
Чистота – залог здоровья. Будь опрятным!
Человеку нужна красивая осанка. Будь стройным!

Учитель вешает на доску новый кирпичик для Дома Здоровья – “Гигиена тела”.

VІІ. Этап путешествия – Дом Моделей.

<Рисунок3>

Учитель: Смотрите, какая интересная вывеска? Прочитайте, куда мы с вами попали.
Дети: Дом моделей.

Учитель: Стены этого дома украшены вашими акварелями. На них так и бушует осень. А до осени было лето, потом будет зима, весна. Изменяется ли наша одежда с изменением времени года?

Дети: Да.
Учитель: Давайте посмотрим. (Включает музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года”).

Дети, одетые по-летнему, двигаются под музыку. Потом характер музыки меняется, она становится грустной, медленной. Дети одевают куртки. Открывают зонты. Медленно двигаются под музыку.

Учитель: Почему так важно одеваться по погоде?
Дети: От этого зависит здоровье.
Учитель: Я увидела здесь эскизы зимней коллекции. Зима, но почему ребята так легко одеты?

Дети рассматривают иллюстрации с детьми, занимающимися зимними видами спорта.

Учитель: Сделайте вывод по правилам здоровья.
Дети: Одеваться нужно не только по погоде, но и в зависимости от деятельности. У природы нет плохой погоды, у людей должна быть удобная одежда.

Учитель вешает на доску новый кирпичик – “Одежда по погоде”.

VІІІ. Этап путешествия – Кафе “Витаминка”.

<Рисунок4>

Учитель: Настало время перекусить. Что же лучше съесть? Давайте послушаем доклад.

Доклад ученика о пользе витаминов. Показ продуктов, содержащих разные группы витаминов.

Учитель: Какую роль в пищеварении играют зубы? Как нужно ухаживать за вами?
Дети: Зубы помогают измельчать пищу, их нужно чистить не реже двух раз в день, не есть слишком горячую и холодную пищу, не грызть тверде предметы и т. д.
Учитель: Почему нужно долго пережевывать пищу?
Дети: Чтобы лучше усваивалась, лучше работали органы пищеварения.
Учитель: Почему для человека важно иметь высокий гемоглобин?
Дети: Чем выше гемоглобин, тем больше красных кровяных телец – эритроцитов.

Вывод: Человеку нужна здоровая пища, в которой есть витамины. Долго жуёшь – долго живёшь, а полезное жуёшь – ещё дольше живёшь.

Учитель вешает на доску новый кирпичик – “Правильное питание”.

ІX. Этап путешествия – Тупик Опасностей.

<Рисунок5>

Учитель: Мы попали в страшный тупик. Чтобы из него выбраться, нужно по страницам учебника найти материал о вредных привычках и подготовить сообщение.

Дети находят материал и делают сообщение.

Учитель: Делаем вывод.
Дети: Здоровые привычки – к кладу отмычки, а вредные привычки – смерти сестрички.

Учитель вешает новый кирпичик – “Отсутствие вредных привычек”.

Молодцы! Мы можем продолжить путь.

X. Этап путешествия – Переулок Неболеек.

<Рисунок6>

Учитель: Мы входим в переулок Неболеек.

Сценка о пользе закалки.

Ученик 1:

У меня печальный вид, голова с утра болит
Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп!
Поднялась температура. Я лежу и не ропщу –
Пью соленую микстуру, кислой горло полощу.
День лежу, второй лежу, третий в школу не хожу.
И друзей не подпускают, говорят, что заражу!

Ученик 2:

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.
Утром – бег и душ бодрящий,
Как для взрослых – настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют!

Ученик 3:

Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться!
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной!

Ученик 2:

Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно,
Закаляйтесь постепенно.

Учитель: Какой делаем вывод?

Дети: Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Новый кирпичик – “Физкультура и закалка”.

XІ. Этап путешествия – Улица Хорошего Настроения.

<Рисунок7>

Учитель: Я думаю, что все мы хотели бы жить на Улице Хорошего Настроения.

Монтаж стихотворения “Радость”.

Ученик 1:

А за мною всюду рядом,
А за мною тут и там,
А за мною радость, радость,
Радость ходит по пятам!

Ученик 2:

Утром радость пахнет кашей,
Солнцем ласковым смеется,
Едет в бричке с дядей Сашей,
Песней звонкою поется.

Ученик 3:

Радость мчится на рыбалку,
Радость плещется в реке.
А потом лежит вповалку.
Загорает на песке.

Ученик 4:

Радость – это хлеб хрустящий.
Радость – прятки и футбол,
Радость – самый настоящий,
Самый первый в жизни гол!

Ученик 5:

А за мною всюду рядом,
А за мною тут и там,
А за мною радость, радость,
Радость ходит по пятам!

Учитель: Делаем вывод.
Дети: Управляй своим настроением! Береги нервы свои и чужие.
Учитель: Крыша нашего дома – “Хорошее настроение!”

XІІ. Итог урока.

Учитель: Вот мы с вами и построили Дом Здоровья. Давайте прочитаем, из каких кирпичиков он состоит.

<Рисунок8>

Дети читают хором.

XІІІ. Рефлексия.

Учитель: Чтобы сделать наш дом более уютным, нарядным, давайте украсим его. Здесь лежат разноцветные звездочки, вы можете взять любую и прикрепить к стенам, крыше дома.

Дети украшают дом.

Учитель: Спасибо за урок. Я поставила оценки… Молодцы!