Проведение общешкольного Дня психолога (из опыта работы школы)

Разделы: Школьная психологическая служба


В этот день уроки в школе не проводятся.

Время проведения мероприятия: 2-2.5 часа.

Проведению мероприятия предшествует подготовка учащихся педагогических классов к занятиям. Старшеклассники выбирают возраст детей и класс, в котором они хотели бы провести занятие. Совместно с психологами они формулируют тему занятия, возможные упражнения и игры, с которыми они знакомятся на уроках психологии и педагогики.

Тематика занятий может быть различной. Как правило, старшеклассники самостоятельно выбирают ее в зависимости от их интересов, а также с учетом психологических особенностей детей класса, в котором они будут проводить мероприятие. Старшеклассники заранее беседуют с классными руководителями для выявления этих особенностей, посещают уроки в целях наблюдения за детьми.

В день проведения общешкольного мероприятия утром в рекреации школы у входа висят Листы настроения, в которых фиксируются списки классов. В них учащиеся при входе в школу должны раскрасить цветом свое настроение. После окончания мероприятия учащиеся вновь должны снова выполнить это задание, оценив свое настроение в конце дня.

В качестве примера можно привести следующие темы занятий:

1-ые классы – “Вместе веселее!” (цель: развитие сотрудничества и навыков группового взаимодействия);
2-ые классы – “Будь внимателен!” (цель: развитие свойств и видов внимания учащихся в группе);
3-ие, 4-ые классы – “Эмоции и чувства” (цель: развитие представлений детей о гамме чувств, умения различать чувства);
5-е классы – “Я в глазах других людей” (цель: развитие представлений о себе, рефлексии);
6-8-ые классы – “Здоровый образ жизни” (цель: формирование представлений о здоровом образе жизни, создание ситуации для актуализации знаний о ЗОЖ);
9-ые классы – “Темперамент” (цель: развитие представлений о темпераменте);
10-11 классы – являются соведущими мероприятия.

Приведу сценарий одного из занятий, проводимого в 5-х классах на тему “Я в глазах других людей”.

Цель занятия: развитие представлений о себе, рефлексии.

Оборудование: листы А4, фломастеры, ватман, журналы, клей.

Ход занятия

1. “Имя-качество” Сейчас вам предлагается назвать свое имя и характерное для вас качество на первую букву своего имени.

2. Упражнение “Ладошка”.

Детям предлагается положить ладошку на лист бумаги и обвести контуры своей руки карандашом. А затем на рисунке, на каждом пальчике, написать что-то о себе от первого лица: “Я – красивый”, “Я – умный” и т.д.

3. Упражнение “Листок за спиной”.

Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду. У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около своих одноклассников и записывать впечатления о каждом из них на листе бумаге, приколотом на его спине.

4. Обсуждение. Сравните записи своих ладошек и то, что вам написали одноклассники. Совпадают ли ваше представление о себе с мнением других. Почему?

5. Упражнение “Меняются местами те, кто…”.

Сейчас нам нужно выбрать водящего. Для этого мы с вами будем по очереди называть числа: 1, 2, 3 и т.д. Запрещается называть числа, заканчивающиеся на 2 и которые делятся на 2. Если вам досталось такое число, то нужно хлопнуть в ладоши. Кто ошибется, тот и будет водящим в следующей игре.

Определился водящий. Он выносит свой стул на середину круга и говорит: “Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, кто любит ходить в школу и др.). После этого те, у кого есть этот признак, должны быстро встать и поменяться местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, который не успел сесть на стул, становится водящим.

6. “Коллаж”. Детям предлагается выполнить коллективный коллаж на тему “Наш класс”. После этого проводится обсуждение: понравилось ли вам выполнять коллаж, сложно или легко было его выполнять, какая часть коллажа, на взгляд детей, кажется самым важным, какой вызывает положительные эмоции, какой вывод можно сделать, взглянув на получившийся коллаж, довольны ли они результатом.

7. “Аплодисменты по кругу”. “Аплодисменты по кругу”. Ребята, представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. У вас замечательный класс, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю ваше имя, приветствую, затем он выбирает кого-нибудь из одноклассников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается. Последнему играющему следует адресовать слова “А самые бурные аплодисменты достаются…”

8. Рефлексия. Обсуждение занятия (понравилось ли занятие, что запомнилось больше всего).

Анализ Листов настроения, на котором детьми отмечалось настроение в начале мероприятия и в конце, показал, что День психолога детям понравился, настроение преобладало веселое, радостное. У некоторых детей к концу занятия оно стало спокойным, так как мероприятие закончилось и поэтому немного грустно. Старшеклассникам занятия с детьми также понравились, возникло желание проводить с ними игры на переменах и повторить это мероприятие в будущем.

Таким образом, данное мероприятие способствует развитию интереса детей к психологии и психологическим методам, расширяет кругозор учащихся и формирует положительную мотивацию.