Формирование автономии обучающихся на примере работы с лексическим материалом

Разделы: Иностранные языки


Очень часто дефицит лексического запаса у обучающихся обусловлен  рядом объективных и субъективных факторов, а именно, большим объемом и динамикой лексического материала, особенностями словообразования, многозначностью слов, однообразными упражнениями, предлагаемыми учебником, недостатком времени, низкой мотивацией у обучающихся  и т.д. При анализе учебных пособий, которые находятся в распоряжении основной массы учителей немецкого языка, можно отметить, что даже если слова методично вводятся и объясняются на занятии, то переработка лексического материала полностью возлагается на прилежание обучающихся дома. В домашних условиях дети учат слова неохотно. Традиционный способ занесения слов в словарик и заучивание их наизусть в изолированном варианте является неэффективным и не пользуется у обучающихся популярностью. Чем объемнее становится такой словарик, тем труднее поиск слов в нем.
Цель данной статьи: ознакомление с автономными формами работы с лексическим материалом на уроках немецкого языка и вне его.
Автономное изучение лексики подразумевает умение самостоятельно усваивать слова иностранного языка. Это предполагает знание эффективных способов заучивания слов. Такое знание обучающийся может получить на занятии и применить на собственном опыте. Урок иностранного языка должен дать пространство для обсуждения возможностей многоканального и сетевого изучения лексики и применения этих возможностей. Импульс исходит от учителя, который играет роль помощника и организатора. Так как автономное обучение выходит за рамки занятия и школьного времени, обучающегося нужно научить ставить цели, правильно организовывать собственный учебный процесс.
Практикуемые при изучении иностранного языка автономные формы работы (проекты, групповая работа, работа с текстом) лишь косвенно касаются изучения лексики. Примеры в данной статье помогут обучающимся улучшить свои успехи в области расширения лексического запаса, а процесс заучивания слов сделают интересным и привлекательным.
Картотека слов
В качестве альтернативы личного словаря обучающимся предлагается ведение картотеки слов. Главное преимущество картотеки – это то, что она является индивидуальным собранием лексики и разнообразна в использовании: наличие возможности перекладывать слова, систематически повторять их в различных вариациях, организовать эффективный самоконтроль.

Рекомендации для обучающихся при работе с картотекой
1. Запишите новое слово на карточку, а также ссылки на грамматику и произношение.
2. Если возможно, составьте словосочетание с данным словом.
3. Запишите перевод на обратной стороне карточки.
4. Возьмите желаемое количество карточек и заучите их содержание.
5. Слова, которые Вы не смогли запомнить, отложите и какое-то время работайте только сними. Остальные слова поместите в заднюю часть картотеки.
6. При повторении слов через какой-то промежуток времени проверьте, какие слова Вы знаете неуверенно и отсортируйте их.
7. После устного повторения запишите на отдельном листке слова и проверьте правильность записи. При наличии ошибок повторите запись.
8. Через более долгий промежуток времени можно работать следующим образом:
- подбирать слова друг к другу по смыслу
- с выбранными карточками письменно и/или устно составлять предложения;
- сочинять истории;
- повторять вместе старые и новые карточки.
9. Как только Вы выучите все слова, можете расположить их в алфавитном порядке.
10.  В конце учебного проведите генеральное повторение и при этом отберите те слова, которые больше повторять не надо.
Карта памяти (Mind map)
Согласно дидактическому принципу работа с текстом является работой с лексикой. Предлагаемая техника переработки текста совмещает образное и вербальное мышление. Ее цель обеспечить понимание и воспроизведение текста. Индивидуальная сеть слов составляется согласно структуре мысли обучающегося.

Карта памяти исходит из одного понятия. Она может быть альтернативой или дополнением к словарю. Задача обучающегося состоит в систематическом упорядочивании слов.
Списки персональной лексики
Слова лучше запоминаются, если они имеют для личности особое значение. Поэтому можно предложить им  фиксировать списки персональной лексики.
Ich sehe mich so…
Meine Familie …
Meine Wohnung …
Meine Hobbys …
Meine Liebgerichte …


Erinnern Sie sich, was so geschmeckt hat? Wann und wo war das? Notieren Sie.
süß, sauer, bitter
fein, gut, lecker
Wie? Was? Wann? Wo?
süß
Развешивание слов в помещении
Необычный, но потому эффективный способ - развешивать слова в помещении. Обучающимся рекомендуется написать слова на бумаге и развешать во всевозможных местах тех помещений, где они чаще всего находятся. Кабинет иностранного языка является таким помещением. Здесь возможен следующий вариант: учитель время от времени неправильно размещает слова, а обучающиеся должны восстановить порядок.
 
«Преображение» слов
Так как необычное замечается и запоминается лучше, чем нормальное, учитель может предложить обучающимся способы сделать слова интереснее.

Ребусы:
Mittern8    Tan T    Run3se              
Мнемотехники
Использование мнемотехник также помогут обучающимся запомнить иностранные слова.
Мнемотехники (от греч. mnemo = память), или «ослиные мостики» относятся к осмысленным, сознательным стратегиям запоминания слов. Они достаточно давно и часто применяются на занятиях. Самый известный пример таких «ослиных мостиков» памятка-рифмовка:
1237 – Berlin wird als eine Stadt geschrieben (основание города Берлина)
1142 – Die Hexe fliegt vom Brocken, juchei! (высота горы Брокен)    
Частота и качество применения этой техники имеет индивидуальный характер, так как учитель только приводит пример, а обучающийся сам принимает решение, где и как её применить.
Памятки-рифмовки эффективны при запоминании функциональных слов, например, предлоги и управление:
- aus, bei, mit, nach, seit, von, zu
 finden Dativ immerzu
- chen und - lein
 machen alles klein
- -ung, -schaft, -heit, -keit, -ik, -in
machen alles feminin
Рифмы способствуют запоминанию благодаря созвучию и ритмике, так как при изолированном  заучивании слов большую роль играет звуковая ассоциация, нежели семантическая.
Hund – Mund – rund – bunt – …
Maus – Haus – aus – raus – …
В контексте рифмы поддерживают и активизируют память:
Einen Drachen baue ich mir
aus zwei Leisten und …(Papier)
Male ich mit Tusche bunt,
einen riesengroßen …(Mund)
Мнемотехники воздействуют на различные каналы восприятия (акустический,  визуальный, ритмический, кинестетический), но их применение не является неоспоримым.
Метод ключевых слов
К иностранному слову можно найти созвучное слово в родном языке, которое станет смысловым мостиком к значению иностранного слова:
die Brücke (нем.)(брюки: одна штанина на одном берегу, другая на другом) мост (русск.)
rot (нем.)→(рот: красные губы)→ красный (русск.)
Сочинение историй
Уже упоминалось, что слова списком выучить сложно, но, если эти слова соединить в определенную историю, не ограничивая при этом фантазии, то процесс запоминания ускорится.
Ente, Hausfrau, schlittern, Kissen, stürzen, Möbelstück, werfen,…
„Die Ente stürzte ins Haus und schlitterte an der Hausfrau vorbei. Die Hausfrau wirft das Kissen über ein Möbelstück …“
Акронимы (= пароли)
Каждая буква слова или фантастического слова служат начальными буквами для тех слов, которые надо запомнить:
Wassermelone
Obst
Licht
Kohl
Essen
Либо учащийся составляет акроним слова, которое нужно запомнить из уже знакомых слов:
Augen
Rück
Zähne
Trainieren
Метод составления A-Z списка.
Суть метода заключается в том, что надо выбрать тему и подобрать из этой темы по одному слову на каждую букву.  
 Пример:
Тема: die Stadt
A: die Apotheke
B: der Bank
C:  das Cafe
D: der Dom
E: die Ecke
F: die Fabrik
G: die Gasse
H: hohe Häuser
I:  in der Stadt
J:  jeder
K: das Kino
L:  die Lichter der Stadt
M: das Museum
N: neben  
O: die Ordnung
P:  der Park
Q:  die Quergasse
R:  das Rathaus
S:  der Schloβ
T:  das Theater
U: die U-Bahn
V:  der Verkehr
W:  wunderbar
X: in der Stadt X
Y:  das Yard
Z:  Zirkus
После составления и прочтения такого списка, можно вспоминать слова и выражения где угодно, хоть в автобусе, хоть в очереди, при этом не нужен дополнительный инвентарь (те же карточки со словами или тетрадь), достаточно просто идти по алфавиту.
Игры с карточками
«Мемори»
Игра «Мемори» (=память) незаменима при запоминании слов, так как воздействует на визуальный канал, а визуалов среди обучающихся большой процент. Принцип этой игры – сопоставление картинки со словом.

Лучше будет, если обучающиеся сами изготовят карточки для игры.
Игра  «Домино»
вариант 1

вариант 2:

Применение данных техник способствуют повышению мотивации школьников к изучению лексики.
Это далеко не все способы заучивания иностранных слов. Но перечисленные выше способы работы с лексическим материалом могут быть использованы как на уроке иностранного языка, так и в самостоятельной работе обучающихся, что способствует развитию их автономии.
Список использованной литературы
1. Bohn, Reiner. Probleme der Wortschatzarbeit /Reiner Bohn. – München: Goethe-Institut, 2000. – 192 S.
2. Bimmel, Peter u.a. Lernerautonomie und Lernstrategien / Peter Bimmel, Ute Rampillion. – München: Goethe-Institut, 2000. – 208 S.