Нетрадиционные формы урока немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Предлагаемые материалы содержат методические рекомендации по повышению эффективности проведения урока иностранного языка, а также разработки уроков нетрадиционной формы.
В настоящее время проблема формирования положительной мотивации к изучению немецкого языка и связи ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками коммуникации является актуальной.
Решить эти задачи помогает применение нетрадиционных форм проведения занятий, таких, как видеоурок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т.п.
Нетрадиционные формы урока немецкого языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля.
Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке, которая создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств аудио- и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
– осуществляется контроль знаний, навыков и умений обучающихся по определённой теме;
– обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку;
– предусматривается минимальное участие учителя в уроке.
Видеоурок
Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на обучающихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на обучающихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.
Ниже приведена схема проведения видеоурока, которую можно адаптировать к любому видеоматериалу. В качестве примера приводится вариант работы с видеофильмом «Семейка Блюз под прикрытием», дублированный на немецком языке.
Задачи урока:
1) развивающая: развитие психических процессов, связанных с речемыслительной деятельностью (внимания, памяти);
2) воспитательная: воспитание бережного отношения к здоровью;
3) познавательная: формирование знаний о живой иноязычной культуре.
1. Подготовительная работа.
Учащимся сообщается название фильма и демонстрируется кадр из него с главным персонажем. Предлагается догадаться о содержании фильма, определить, к какому жанру он относится. Работа может проводиться в форме пленума, с использованием речевых клише. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания фильма и предназначена для активного владения.
2. Демонстрация видеофильма, который предлагается для просмотра в форме монтажа.
Монтаж состоит из трех ключевых сцен. Первый просмотр проходит без звука. После просмотра учащиеся предполагают, о чем говорили герои в определенной ситуации. Затем класс делится на 3 группы, каждая из которых выстраивает диалог для своей сцены.
3. Повторный просмотр со звуком, с целью проверки прогнозов.
Затем можно использовать упражнения типа «Выбери правильный ответ», «Расположи предложения в логической последовательности» и другие, для того, чтобы откорректировать свои диалоги.
Пример: каждая группа получает одинаковый набор реплик из фильма. Задача обучающихся выбрать фразы, подходящие к их сцене и расположить их в логической последовательности.
4. Просмотр фильма без звука. Каждая группа озвучивает свою сцену.
Урок-экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой стран изучаемого языка становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала.
Схема проведения урока-экскурсии по теме «Stadtrundfahrt durch Wien».
Задачи урока:
1) познавательная: развитие социокультурной компетенции через знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка;
2) развивающая: развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью;
3) воспитательная: воспитание толерантности в отношении чужой культуры.
Оснащение: карта Австрии; карта Вены; слайды с достопримечательностями Вены; класс оформлен в виде экскурсионного автобуса; интерактивная доска, куда проецируются поочередно изображения, играет роль лобового стекла автобуса, речевые клише.
«Экскурсию» проводят наиболее подготовленные ученики класса. Для «экскурсии» выбираются наиболее известные места и достопримечательности Вены.
При рассказе о каждой достопримечательности на доску проецируются картинки, фотографии с ее изображением.
Ход урока:
Учащиеся заходят в «автобус», спрашивают о наличии свободных мест. В качестве билета получают карточку, где указано его место и роль, которую он будет играть во время «экскурсии» («Профессор», «Студент», «Пенсионерка», «Скептик», «Оптимист», «Больной» и т.д.).
Экскурсоводы комментируют «поездку» рассказами о достопримечательностях.
В процессе экскурсии учащиеся задают вопросы экскурсоводам и реагируют эмоционально в соответствии с их ролью. Но если у них возникают затруднения, учитель им помогает. Например, «Больной» может задать следующие вопросы:
– Wo ist in der Nähe eine Apotheke? Ich fühle mich nicht wohl.
– Wo ist ein Geschäft? Ich möchte Mineralwasser kaufen. Usw.
Список достопримечательностей (Приложение 1)
По окончании «экскурсии» группа обменивается впечатлениями, благодарит экскурсоводов.
Урок-спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки обучающихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. Немаловажно и то, что обучающиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Урок-спектакль по сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Задачи урока:
1) развивающая: развитие творческих способностей обучающихся; развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью: внимания, памяти;
2) воспитательная: воспитание у обучающихся нравственных качеств, таких как добро, сострадание, сопереживание;
3) познавательная: привитие интереса к художественной литературе страны изучаемого языка.
В начале урока учитель выявляет уже имеющиеся у детей знания о братьях Гримм и содержании сказки «Белоснежка» (форма работы может быть разной – ассоциограммы, ответы на вопросы и т.д.), в случае необходимости дополняет.
Работа над спектаклем ведется поэтапно:
  • распределение ролей,
  • подготовка текстов ролей (чтение и упрощение текста),
  • самостоятельное разучивание ролей в микродиалогах.
  • соединение всех частей в единое целое.
В зависимости от цели и речевой подготовки учащихся данная форма может проводиться в течение нескольких уроков.
Текст пьесы. (Приложение 2)
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания обучающихся о традициях и обычаях, существующих в немецкоязычных странах, развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Пример проведения урока-праздника «Первое сентября в Германии».
Цель: Познакомить учащихся с традициями празднования 1-го сентября в Германии и системой оценок.
Оборудование:
  • магнитофон;
  • большая открытка;
  • школьный кулёк «Schultüte»;
  • изображение ребенка со спины, разглядывающего тетрадь;
  • изображение школьницы с кульком.
1. Праздник начинается с исполнения песни «Guten Tag!»
Guten Tag, guten Tag,
Hallo, wie geht’s?
Guten Tag, guten Tag,
Hallo, wie geht’s?
Danke, prima, gut,
Danke, prima, gut,
Danke, prima, gut,
Tschüβ, аuf Wiedersehen!
2. Дети получают поздравительную открытку с текстом:
“Liebe Kinder!
Ich gratuliere euch zum Schulbeginn! Ich wünsche euch alles Gute: gute Noten, gute Lehrer, gute Freunde!
Eure Lehrerin.”
3. Дети читают открытку. Учитель предлагает детям дополнить список пожеланий к началу учебного года.
4. Дети подписывают открытки с использованием собранного лексического материала и вручают их друг другу, озвучивая текст.
5. На доске помещается изображение школьницы с кульком. Дети строят догадки о содержимом кулька. Учитель рассказывает о традиции празднования первого сентября в Германии.
6. Учитель показывает большой школьный кулёк и достает из него сладости и школьные принадлежности, озвучивает названия предметов. (Предполагается разноплановая работа с лексикой).
7. Учащиеся рисуют кулек и описывают, что бы они хотели получить в качестве подарка к 1 сентября.
8. На доску вывешивается картинка с изображением ребенка со спины, рассматривающего тетрадь с оценкой «1». Учащимся предлагается ответить на вопросы:
«Ist die Schulerin lustig oder traurig?
Lernt sie gut?”
Учитель рассказывает о системе оценок в Германии.
1 = sehr gut
2 = gut
3 = befriedigend
4 = ausreichend
5 = mangelhaft
6 = ungenuegend.
9. Подведение итогов:
Дети определяют, в чем сходство и отличие празднования 1 школьного дня в Германии и в России, системы оценок и набора школьных принадлежностей.
Список использованной литературы
1. Барменкова, О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст] / О.И.Барменкова. // Иностранные языки в школе. - 1993. - №3. - С. 20-25.
2. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов [Текст] / Л.А.Корнилова; отв. ред. В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С. 40-43.
3. Кульневич, С.В. и др. Совсем необычный урок [Текст]: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.Л. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2001. –
168 с.
4. Мильруд, Р.П. и др. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова. // Иностранные языки в школе.– 2000. – №4.- С. 19-14.
5. Мусницкая, Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем [Текст] / Е.В.Мусницкая. // Иностранные языки в школе.– 1989. – №3. – С. 74 – 77.
6. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988. – 226 с.
7. Рогова, Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка [Текст] / Г.В. Рогова. // Иностранные языки в школе.– 1986. – №4. – С. 83 – 85.
8. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М.Н. Скаткин. - 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984.- 254с.
9. Цели обучения иностранному языку [Текст]: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.М. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 165с. - (Методика обучения иностранному языку).