Урок русского языка в 3-м классе по учебнику М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка"

Разделы: Начальная школа


УМК “Гармония”

Урок № 12 входит в тему “Будем решать орфографические задачи – известные и новые”

(Подготовлена презентация, выполненная в PowerPoint - Приложение 1)

Тема: Открываем ещё два секрета письма. (Слайд 1)

Цель урока: Дать представление ученикам о правописании звука [ы] после ц. (слайд 2)

Задачи.

  • Познакомить учащихся с решением орфографической задачи в правописании ЦИ или ЦЫ.
  • Развивать умение учащихся работать с учебником.
  • Расширять знания учащихся о происхождении слов.

Оборудование: компьютер, проектор. (См. презентацию – Приложение 1)

I. Организационный момент: (слайд 3)

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание!

II. Проверка домашнего задания: печатная тетрадь с. 24 упражнение 58: (слайд 3)

  • Какой секрет письма встречался в словах?
  • Какие известные орфограммы встретились?

III. Подготовка учащихся к изучению нового материала: Это интересно! (слайд 4)

Огурец. Нам сейчас кажется, что этот овощ всегда рос на наших огородах. На самом деле это не так. Слову огурец предшествовало слово, уже давно исчезнувшее, - агурос. Оно связано со словом аорос (неспелый). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Вот почему они и названы “огурцами”.

- Кто автор рассказа “Огурцы”? (Николай Носов)

- Что можно сказать о словах огурец – огурцы?

IV.Сообщение темы и цели урока: (слайд 5)

- Запишите отгадки во множественном числе.

1. Летом серый,
Зимой белый,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

(Заяц – зайцы)

2. Маленькая, лёгенькая, а за хвост не поднимешь.

(Ящерица – ящерицы)

3. У нашей Федоры
Такие узоры:
Ветер подует –
Спина голая будет.

(Курица – курицы)

- Какой слог встречается во всех словах?

- Сегодня свои секреты нам откроет слог ЦЫ.

V. Работа по теме урока:

1) Знакомство с орфографической задачей: (слайд 6)

- Антон: Почему пишется ЦЫ или ЦИ?

  • Прочитайте: ЦЫ, ЦИ. Как они произносятся? (Одинаково)
  • А как пишутся? (По – разному)

- Давайте откроем новый секрет русского языка.

Цирк

Цифра

циркуль

Цыплёнок

Цыц

цыган

Синицы

Скворцы

птенцы

 Прочитайте слова в таблице.

  • Какой звук слышится после “Ц”? (Звук [ы])
  • В какой части слова всегда пишется ЦЫ? (В окончании)
  • В какой части слова – ЦЫ или ЦИ? (В корне)

2) Решение орфографической задачи: (слайд 7)

- Дополните схему в рабочей тетради: страница 24 упражнение 59

- Давайте проверим свои наблюдения. Прочитайте правило в учебнике на с.22.

VI. Физминутка: (слайд 8)

Выполняют вместе с анимашками и с учителем.

1. Делаем, друзья, мы вдох,
Поднимаем руки вверх.
Раз, два, три,
Раз, два, три –
Руки выше подними.

2. Все головкой покачаем,
На уроке не скучаем.

3. Глаза по кругу мы вращаем,
Отдохнуть вам обещаем.

4. А теперь присядь скорее,
Станут мышцы всё сильнее.

5. Ручками помашем,
Ножками попляшем.

6. Дружно поскакали,
Всё, друзья,… устали!

3). Алгоритм выбора орфограммы: (слайд 9)

- Объясни, как будешь действовать при записи слов со слогом [цы]. Прочитайте в учебнике на с.22.

- Запомнить слова – исключения поможет это предложение:

Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: “Цыц!”.

4) Упражнения в усвоении орфограммы: (слайд 10)

А). Вставь пропущенные слова, выдели орфограммы:

Черепаху защищает крепкий … (панцирь.)

Наука о лечении называется … (медицина.)

… по осени считают. (Цыплят)

Значки для обозначения числа называются … (цифры.)

Б). Запиши по памяти: (слайд 11)

На цыпочках приходит в цирк
Цыган и начинает танцы,
А на арене молодцы
Надели на цыплёнка панцирь.

  • Объясните, почему пишется ЦИ или ЦЫ.
  • Запомните слова – исключения.
  • Укажите, в какой части слова находится орфограмма.

В). Игра “Посади цветок” (слайд 12)

- Запишите названия цветов и “посадите” в тетрадь только те, в которых есть ЦИ:

Гладиолусы, флоксы, нарциссы, лилии, георгины, настурции, астры, гиацинты, орхидеи, сирень.

- Проверь: нарциссы, настурции, гиацинты.

- Выдели орфограммы.

VII. Обобщение по теме урока: (слайд 13)

- О каком секрете слога [ЦЫ] вы узнали?

ЦЫ

ЦИ

1. В окончаниях слов

2. В словах - исключениях

В корне слова

- Антон: Я понял!

VIII. Домашнее задание: (слайд 14)

Упражнение 61

- Прочитайте задание в печатной тетради.

- Что вам нужно сделать в данном упражнении?

- Где сможете проверить словарные слова? (на словарной странице)

- Какие слова запишете в свою тетрадь? (Слова с ЦЫ или ЦИ)

IX. Итог урока: (слайд 15)

Всё: закончился урок.
Что ты чувствуешь, дружок?
Говорим тебе: “Пока!”
Расставаться нам пора.

Литература

1. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина “Учим русский с увлечением”: Формирование орфографической грамотности: 1 – 4 классы. – Москва. 2007.

2. Е.Ф. Макашова, Н.С. Жидкова “Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко” - Волгоград: “Учитель”, 2007.

3. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка” Часть I - Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2008.

4. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка: 3 класс: Тетрадь – задачник № 1” - Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2008.