Систематизация знаний на уроках геометрии в 8-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Усвоение учащимися понятия “ прямоугольник”, опираясь на полученные в курсе математики 5-6 классов знания;
  • Изучить свойства прямоугольника как частного вида параллелограмма;
  • Выработка умения применять полученные знания в процессе решения задач.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учителем сообщается тема и цель урока.

2. Актуализация опорных знаний.

а) Фронтальный опрос.

- Дать определение параллелограмма.
- Сформулировать признаки параллелограмма.
-Перечислить все свойства параллелограмма.

б) Письменное задание № 1.

Создать опорный конспект по теме “ Параллелограмм”

Учащиеся в тетрадях создают опорный конспект по материалу предыдущего урока.

(Делают соответствующие записи внутри фигур)

Признаки (если ….., то это)

Один из учеников создает опорный конспект на доске.

3. Изучение нового материала.

На экран проецируется рисунки и вопросы.

1) Среди предложенных четырехугольников выбрать прямоугольник.

2) Какой четырехугольник называется прямоугольником?
3) Можно ли начинать определение прямоугольника со слов “ Параллелограмм, у которого …….”
4) Какие отличия у параллелограмма и прямоугольника?

5) Назвать все прямоугольные треугольники.
6) Найти равные прямоугольные треугольники и обосновать их равенство.
7)Какое заключение можно сделать о диагоналях прямоугольника?
8) Сформулировать свойства, которые относятся одновременно и к параллелограмму , и к прямоугольнику.
9) Сформулировать свойства , относящиеся только к прямоугольнику.
10) Какие же у прямоугольника отличительные черты , чтобы можно было утверждать, что это именно он. (Из названных учащимися утверждений выбрать правильные)

4. Закрепление.

а) Составление опорного конспекта по теме “ Прямоугольник” (схема такая же)

Признаки (если ….., то это)

б) Решение задач по готовым чертежам.

1. Найти периметр прямоугольника.

 

2. Найти все неизвестные углы, если:

в) Письменное решение задачи в тетрадях (с записью на доске).

№ 401(а)

Дано: АВСD- прямоугольник, AF – биссектриса, BF = 45.6 см, FC = 7.85см.

Найти периметр прямоугольника АВСD .

Решение.

Так как АF – биссектриса , то

– как накрест лежащие при параллельных прямых ВС и АD и секущей AF, следовательно АВF – равнобедренный, то есть АВ = BF, АВ = 45.6 см.

Так как по свойству прямоугольника АВ = С D, BC = AD , и ВС = BF + FC , BC =45, 6 + 7,85, BC = 53,45см , то PABCD = 2( AB + BC), PABCD = 2 ( 45,6+ 53,45) = 198,1 см.

Второй случай рассмотреть самостоятельно.

Дополнительные задачи. (Тестирование)

1. Меньшая сторона прямоугольника ABCD равна 18см .Угол АОD равен 120 0. Определите длину диагонали прямоугольника.

а ) 36 см;
б) 18 см;
в) 9см.

2. В прямоугольнике ABCD биссектриса угла А делит сторону ВС на отрезки ВК = 7 см, КС = 9см.

Найти периметр прямоугольника АВСD .

а) 46 см;
б) 30 см;
в) 32см.

3. Диагональ прямоугольника 40 см. Угол между диагоналями равен 600. Чему равна меньшая сторона прямоугольника?

а) 40 см;
б) 80 см;
в) 20 см.

4. В прямоугольнике АВСD биссектриса угла D делит сторону ВС на отрезки ВК и СК . найти длину стороны DC , если ВК = 6 см, а периметр прямоугольника равен 48см.

а) 6 см;
б) 9см;
в) 21см.

5. В прямоугольнике АВСD АЕ – перпендикуляр, опущенный из вершины А на диагональ D. Угол между диагоналями равен 300 , АЕ = 2 см. Найти длину диагонали ВD.

а) 8 см;
б) 4см;
в) 2см.

4. Подведение итога урока.

Прямоугольник – это частный вид параллелограмма, поэтому при решении задач на нахождение каких-либо элементов прямоугольника, можно использовать все свойства параллелограмма и свойства присущие только прямоугольнику.

(Диагонали равны).

5. Домашнее задание.

П.45, вопросы 12-13, №401(б), № 403, 404.