Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием

Разделы: Работа с дошкольниками


Исследования физиологов свидетельствуют о том, что современные дети испытывают недостаток двигательной активности, что является причиной многих заболеваний.

Использование ярких, красочных пособий помогает разнообразить физкультурные занятия, способствует развитию двигательной активности детей, а также позволяет ознакомить с формой, величиной, цветом, которые составляют основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

При помощи зрительного анализатора человек получает более 80 % информации из внешнего мира, так как зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений, такие как форма, цвет, величина, количество, положение в пространстве.

Во время работы мы заметили, что в двигательной деятельности дети активнее воспринимали новые предметы, их свойства и качества. Они с большим желанием выполняли упражнения и задания, подержав в руках разные по величине и окраске мячи, гимнастические палки, обручи, флажки и другие предметы.

Практика показала: у детей легче формируются знания о цвете и величине, если задания выделения этих свойств включить в игровую двигательную деятельность. Для этого мы подбирали пособия основных цветов, одинаковые и разные по величине: флажки, мешочки, мячи, шары, кубики, ленточки, обручи, палочки и т.д.

Сначала игровые задания строили на соотношении двух контрастных по цвету или величине предметов. После выполнения задания (ходьба, бег, поскоки) предлагали детям поднять флажок сначала такого же цвета как у воспитателя, а потом – другого. Затем условия игры усложняли: давали задание подойти к кубику в соответствии с цветом флажка (месторасположение кубиков менялось, а иногда кубики разного цвета ставились вместе).

Детям предлагали игру “Собери шарики (кубики)”. Сначала педагог разбрасывал шары двух цветов, детям предлагали сложить их в корзины соответствующего цвета. Усложнение игры происходило за счёт введения шаров нескольких (3-4) цветов и разной величины.

Для закрепления цвета предметов мы проводили такие игры как:

  • “Светофор”.

Цели: Учить детей узнавать цвет и в соответствии с ним выполнять движения. Тренировать внимание, быстроту реакции.
Материал: 3 флажка – жёлтый, зелёный, красный.
Ход игры: Ведущий поднимает флажок любого цвета. Дети в соответствии с цветом выполняют движения: красный – остановиться, жёлтый – ходьба на месте, зелёный – бег.

  • “Цветные автомобили”.

Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, формировать знания о цвете.
Материал: флажки, рули разного цвета.
Ход игры: У детей в руках цветные рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети с рулём такого же цвета бегают по площадке врассыпную. Затем поднимает флажок другого цвета.

  • “Волшебный ковёр”.

Цели: Развивать координацию, укреплять мышечный корсет. Формировать знания о форме, цвете.

  • Материал: пособие “Ковёр”.

Ход игры: Прыжки на заданной цветной фигуре на одной, двух ногах.

  • “Гусеничка”.

Цели: Развивать координацию движений, внимание. Формировать знания о цвете.
Материал: пособие “Гусеничка”.
Ход игры: ходьба, прыжки по “следам”, наступая по направлению “следа”.

  • “Кто скорее до флажка”.

Цели: Развивать быстроту реакции, скорость, умение ориентироваться в пространстве. Формировать знания о цвете.Материал: флажки разного цвета.
Ход игры: Флажки стоят по разным сторонам зала. По сигналу педагога дети бегут к определённому флажку.

  • “Кто больше соберет”.

Цель: Развивать быстроту реакции, ловкость, умение различать цвета.
Материал: Шары, кубики, корзинки разного цвета.
Ход игры: Дети складывают шары в соответствующие по цвету корзины.

  • “Крокодил”.

Цели: Развивать быстроту реакции, ловкость. Формировать знания о цвете.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Водящий – “крокодил” стоит посередине. Дети его спрашивают:

Крокодил, крокодил,
Какое солнце проглотил?

Водящий загадывает цвет. Дети, у которых в одежде есть загаданный цвет, переходят на другую сторону без препятствий, у которых его нет - перебегают, водящий старается их поймать.

  • “Маяк”.

Цели: Развивать быстроту реакции, внимание, память, ориентировку в пространстве. Формировать знания о цвете.
Материал: 3 флажка (красный, жёлтый, зелёный), кубики.
Ход: В разных местах площадки на расстоянии 1-2 метра друг от друга расставлен кубики – подводные камни. Ведущий стоит на возвышенности с тремя флажками – “маяк”. Дети – “лодки, корабли” размещаются по сторонам площадки. В зависимости от цвета “маяка” дети выполняют следующие действия:

Жёлтый флажок – лодки огибают “подводные камни”, не задевая их;
Зелёный флажок – лодки двигаются свободно по краям площадки;
Красный флажок – остановка.

Для сравнения величин предлагали детям такие подвижные игры как:

  • “Карлики и великаны”.

Цель: Развивать зрительный, моторный, слуховой анализаторы, внимание, умение различать величины.
Ход: По сигналу ведущего дети выполняют команды: “Карлики” – ходьба в полуприседе, “Великаны” – ходьба на носочках.

  • “За высоким, за низким”.

Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, умение различать величины, по сигналу воспитателя изменять направление движения.
Ход: По команде ведущего дети идут в колонне за высоким, за низким ребёнком.

  • “Кто больше соберёт”.

Цель: Развивать быстроту реакции, ловкость, умение различать величину предмета.
Материал: Большие, маленькие и среднего размера кубики, шарики.
Ход: дети собирают предметы определённого размера.

  • “Кто скорее до кубика”.

Цель: Развивать быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве, умение различать величину предметов.
Материал: Разные по величине кубики.
Ход: По сторонам зала стоят кубики разного размера. По сигналу воспитателя дети бегут к кубику определённой величины.

Для ознакомления с формами служат геометрические фигуры. Мы используем плоскостные и объёмные фигуры. Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник) применяем для игро-вых упражнений: “Перешагни”, “Пройди по квадратам (кругам)”, “Прыжки из круга в круг”, “Перепрыгни”. Введение объёмных фигур (куб, шар, параллепипед, цилиндр) в двигательную деятельность помогло детям лучше понять их отличие от плоскостных, так они применяли предмет в действии: “Прокати мяч”, “Брось и поймай”, “Перепрыгни через кубик (набивной мяч)”. На занятиях и в индивидуальной работе с детьми мы использовали игры:

  • “Волшебный ковёр”.

Цель: Развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет, формировать знания о форме, цвете.
Материал: Коврик с цветными фигурами.
Ход: Прыжки с фигуры на фигуру на одной, двух ногах по заданию.

  • “Попади в круг”.

Цель: Развивать глазомер, меткость, координацию движений, умение различать геометрические фигуры.
Материал: Коврик с плоскостными фигурами, мячи.
Ход: У детей мячи. Все бросают в круг. Выигрывает тот, кто попал в цель.

  • “Кто больше соберёт”.

Цель: Развивать быстроту реакции, умение различать геометрические фигуры.
Материал: Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Ход: Дети собирают определённые фигуры. Можно разделиться на команды, одна собирает круги, другая – квадраты.
Усложнение: Добавить прямоугольник.

  • “Прокати – поймай”.

Цель: Развивать глазомер, умение отталкивать мяч, определять объемную фигуру.
Материал: Мячи по количеству детей.
Ход: Дети катят мячи до ориентира, догоняют их.

  • “Доползи до кубика”.

Цель: Развивать быстроту, умение различать геометрические фигуры.
Материал: Кубики, мячи, прямоугольники, конусы.
Ход: По сторонам зала расставлены разные геометрические фигуры, дети ползут до заданной.
Усложнение: К объёмным фигурам добавить плоскостные.

  • “Быстро возьми”.

Цель: Развивать быстроту реакции, внимание, умение определять геометрическую фигуру.
Материал: Геометрические фигуры.
Ход: Дети выполняют активную ходьбу, по сигналу воспитателя берут заданную геометрическую фигуру.
Усложнение: Добавить к геометрическим фигурам различный спортивный инвентарь – флажки, мешочки для метания и т.д.

  • “Ползи-толкай”.

Цель: Упражнять в умении ползать, проталкивая мяч, формировать знания об объёмных фигурах.
Материал: Мячи по количеству детей.
Ход: Дети ползут вперёд, толкая мяч головой. Воспитатель обращает внимание на то, что шар – это объёмная фигура.

Для определения формы предмета и сравнения разных геометрических фигур мы проводили игры-эстафеты. Соревновательный момент повышал интерес к выполнению заданий. Детям предлагали такие эстафеты:

  • “Поменяй предмет”. У ориентира лежит кубик. У первого участника команды в руках шарик. Он бежит до ориентира, меняет предмет, возвращается к команде, передаёт кубик. Следующий участник тоже меняет предмет и т.д.
  • “Перенеси – не урони”. Участники команд переносят шарик на ракетке, стараясь его не уронить.
  • “Принеси кубик”. У ориентира находятся геометрические фигуры кубики и квадраты по количеству участников в команде. Дети по очереди бегут до ориентира, выбирают заданную фигуру (кубик) , возвращаются к команде.

Усложнение: Добавить шарики, круг.

Слуховой анализатор даёт возможность воспринимать звуки различного происхождения. Мы обратили внимание, что при помощи подвижных игр, игр-упражнений у детей лучше развивается физический (окружающие звуки) и фонематический (звуки человеческой речи) слух, слуховое внимание. Различие звуков помогает воспринять их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов, живых существ. Например, в игре “Жмурки” дети, хлопая в ладоши, дают сигнал водящему об их местоположении: близко – далеко, справа – слева.

Без умения сосредоточиться на звуках человеческой речи нельзя научиться понимать речь. Мы подобрали подвижные и малоподвижные игры для развития слухового восприятия.

  • “Где звенит?”

Цель: Развивать слуховое восприятие, ориентацию в пространстве.
Материал: Погремушка или колокольчик.
Ход: Дети стоят в кругу. Водящий в центре с завязанными глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий – ребёнок младшего дошкольного возраста идёт на звон колокольчика, старшего – определяет направление звука словесно (справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади).

  • “Медведь, что ешь?”

Цель: Развивать быстроту реакции, слуховое внимание.
Материал: Маска медведя.
Ход: Выбирается медведь, остальные дети – пчёлы. Пчёлы летают, медведь сидит и ест. Пчёлы подлетают к медведю, спрашивают: “Медведь, что ешь?”. Медведь отвечает: “Малину, рыбу, шишки, ягоды…” Как только медведь скажет “мёд”, он начинает догонять и ловить пчёл. Пчёлы улетают в свои домики-ульи.

  • “На море”.

Цель: Развивать быстроту реакции, слуховое внимание.
Ход: Дети встают в шеренгу. На команду “море” делают шаг назад, “берег” - шаг вперёд, “парус” - поднимают руки вверх.

  • “Тихо – громко”.

Цель: Развивать слуховое внимание, учить определять силу звука.
Ход: Дети стоят в шеренге, спиной к ним стоит водящий. Дети хлопают в ладоши тихо или громко. Водящий определяет.

  • “Прыгает – не прыгает”.

Цели: Упражнять в прыжках на двух ногах, энергично отталкиваясь от пола. Развивать слуховое внимание.
Ход: Дети стоят в шеренге или врассыпную. Ведущий называет предметы, животных, насекомых (например, лягушка, книга, воробей, стул, кузнечик, кенгуру, зайчик, парашютист, книга, слон, мячик, акробат, обезьяна и т.д.). Если ведущий назвал то, что прыгает, дети прыгают на месте или в продвижением вперёд, а если то, что не прыгает, то стоят без движения.

Усложнение: Ускорение темпа произношения слов.

  • “Кто летает”.

Игра аналогична предыдущей. Ведущий называет предметы, животных, насекомых – голубь, слон, воробей, дерево, ворона, пчела, стрекоза, божья коровка, собака, кошка, ракета, самолёт, змея, облака, орёл, велосипед, бабочка, жук, паук. Если назван летающий объект, то дети поднимают руки вверх, а если не летающий – руки остаются внизу.

“Путаница”.

Цель: Развивать быстроту реакции, слуховое внимание.
Ход: Дети встают в круг. Ведущий в центре и произносит фразы. Если в его предложении есть ошибка, дети топают, там где нет ошибки – хлопают.

Птички певчие поют: гав, гав, гав.
Колокольчики звенят: жу, жу, жу.
Лает пёсик во дворе: мяу, мяу, мяу.
Жук на дереве жужжит: жу, жу. жу.
Утки серые кричат: кря, кря, кря.
Козлик серенький кричит: му-у-у.
А барашек у реки: бе-е, бе-е.
А корова на лугу: чик-чирик.

Ведущий может менять звукоподражания.

  • “Отгадай, чей голосок”.

Цель: Развивать слуховой анализатор.
Ход: Дети образуют круг. Один из играющих становится в центре круга, закрывает глаза (завязывают платком). Воспитатель выбирает того, кто будет говорить: “Скок-скок-скок”. Все играющие идут по кругу, говорят:

Мы составили все круг,
Повернёмся разом вдруг!

На эти слова дети поворачиваются вокруг себя и продолжают:

А как скажем – скок, скок, скок (говорит выбранный ребёнок)
Угадай, чей голосок.

Ребёнок, стоящий в кругу, угадывает.

Усложнение: Выбранный ребёнок старается изменить голос.

  • “Узнай по голосу”.

Игра аналогична предыдущей.

Мы немножко порезвились
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай.

  • “Улиточка”.

Игра аналогична предыдущей. В центре круга стоит водящий – “улиточка”. Дети идут по кругу, говорят:

Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам я тебе сахару
И кусочек пирога.
Угадай, кто я?

Один из детей зовёт “улиточку” по имени, водящий угадывает кто его позвал.

  • “Зоопарк”.

Цель: Развитие слухового анализатора, творческого воображения, умения выразить загаданное средствами мимики, жестами, имитационными движениями.
Материал: Загадки о животных.
Ход: Педагог загадывает детям загадки о животных. Дети изображают отгадку жестами, мимикой, характерными движениями загаданного животного.

  • “Льдинка, ветер и мороз”.

Цели: Развивать быстроту реакции, память, внимание, слуховой анализатор.
Ход: Чтобы “согреться” дети прыгают врассыпную, приговаривая:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят:
Дзинь, дзинь…

Воспитатель даёт команды: льдинки – руки вверх над головой, соединить пальцы рук; ветер – лёгкий бег на носочках; мороз – остановиться на месте.

Тактильно-двигательное восприятие помогает ребёнку лучше узнавать свойства предметов. Осязание даёт частичную информацию об окружающем мире, чаще всего оно дополняет знания, полученные при помощи зрения и слуха.

В двигательной активности мы знакомим детей с такими качествами предметов как твёрдость и вес. Предлагали детям взять два одинаковых с виду предмета, которые отличались по весу – деревянный куб и куб из поролона. Выполнив упражнения с разными кубами, дети смогли их свойства – твёрдость, мягкость, лёгкость, тяжесть.

Действия с предметами способствовали выделению их качеств, например, дети бросали вдаль разные по весу мячи. Воспитанники заметили, что лёгкие мячи летели далеко, а тяжёлые падали близко.

Для развития тактильного восприятия включали в двигательную деятельность детей такие игры, как:

  • “Водяной”.

Цель: Развивать тактильно-двигательное восприятие, внимание, память.
Ход: Водящий – водяной с завязанными глазами стоит в центре круга. Дети идут по кругу, говорят:

Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Водяной подходит к одному из игроков, трогая его, пытается отгадать, кто перед ним стоит.

  • “Узнай кто”.

Игра аналогична предыдущей.

Для определения и сравнения качеств материала предлагали детям пройти по дорожкам, сделанным из разного материла: дерева, линолеума, клеёнки, поролона, искусственного меха, ткани с гладкой и структурной поверхностью.

Предлагаемые упражнения, игры можно проводить на физкультурных занятиях и в свободной двигательной деятельности детей.

Предлагаем конспект сюжетного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Приложение 1