Занятие по ознакомлению детей логопедических групп с символикой Татарстана

Разделы: Логопедия


“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения, так и педагог должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине, “уважения к
прошлому…” Воспитание этих качеств
начинается с того времени, когда ребенок
начинает видеть, познавать, оценивать
окружающий мир”.
(В.А. Сухомлинский)

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития.[1]

Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.[2]

Старших дошкольников, учитывая их возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по дошкольному воспитанию и образованию – раздел “ Развитие представлений о человеке в истории и культуре”, начинают знакомить с историей родного края.[2]

При изучении родного края ставятся следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь к родному краю, к ее природе и бережное отношение к ней.
  2. Вызывать у детей интерес к историческому прошлому родного края.
  3. Воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края.
  4. Познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
  5. Познакомить с географической картой, показать нахождение на ней республики, города.
  6. Дать детям представление о Родине, познакомить с гимном и гербом республики.

Решение этих задач можно осуществлять только при наличии хорошего наглядного материала.

Занятие

“Мой Татарстан”

Цель занятия:

  1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.
  2. Познакомить с картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).
  3. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Словарная работа: Герб, карта, гимн, ак барс.

Оборудование: Рассматривание картин, флаг РТ, герб РТ, компьютер для прослушивания гимна РТ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1) Сели все красиво. Сегодня у нас будет необычный урок. Я хочу начать его со строк стихотворения Заки Нури “Я его из тысячи узнаю, От других похожих отличу”.

2) Ребята, как вы думаете: “ Что такое Родина, родной край?”

Ответы детей…….

II. Основная часть

1) Родина это, прежде всего, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете; это детский сад, куда вы ходите, воспитатели; это природа, которая окружает вас. Для всех нас Родина – это наша Республика Татарстан. Она у нас такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного ее из одного конца в другой.

2) Но где мы можем увидеть сразу ее границы и реки, леса и города? (на карте). Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан и найдем ее границы.

Далее педагог помогает детям разобраться в обозначениях географической карты:

голубые ленточки – реки (Волка, Идел, Кама, Казанка);

зеленые пятна – густые леса, луга;

желтые пятна – широкие поля;

кружочки – города.

В Татарстане проживает много людей разных национальностей: татары, марийцы, чуваши, русские….

3) Далее педагог включает гимн Республики Татарстан. Рассказывает об авторе этого гимна, что его сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин. Государственный гимн Республики Татарстан исполняется при поднятии Государственного флага РТ. Гимн был принят без слов, так как проживает в Татарстане много народов. И чтобы не обидеть никого, было принято решение – гимн без слов.

4) Далее педагог показывает флаг Республики Татарстан

рисунок 1

Назовите, какие цвета вы видите и объясняет.

Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть – зеленная, нижняя – красная, а в середине – узкая белая полоска. Каждый цвет имеет свое значение. Красный – это цвет солнца, огня. У наших предков этот цвет был знаком могущества и жизни. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты и мира.

5) Потом педагог показывает герб Республики Татарстан

рисунок 2

На государственном гербе РТ изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Еще у древних булгар на монетах встречалось изображение барса. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент. Символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку.

– Башня Сююмбике большая – тянется к солнцу (поднимают руки вверх).

Около стен Кремля растет трава – низкая (приседают).

В Казани жили богатыри (руки на пояс, повороты в стороны).

Мы вырастем большими (руки вверх).

Будем Родине служить (ходьба на месте).

Молодцы. Сели на свои места.

6) А теперь скажите: “В каком городе мы живем?”.

Дети: “Мы живем в Казани”.

Педагог объясняет, что Казань – это столица, сердце Татарстана. Показывает флаг и герб Казани.

рисунок 3

рисунок 4

Рассказывает легенду:

Традиционным символом города считался Зилант – стилизованный дракон, защитник и покровитель города.

“ Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,
Чудо – город построить решил царь Саин.
…Задрожала земля, небосвод потемнел:
Аждаха – лютый змей на людей налетел.
С ним другие ползли, смерть и ужас несли.
Тут нашелся батыр удалой, змея он обвел чертой колдовской, тростником тот круг обложил,
Вмиг поджег и разом спалил”.

Это, конечно, легенда. Но то, что на Кремлевском холме было много змей – это сущая правда. По преданиям, изображение змея было избрано булгарским царем в качестве герба города. Первоначально это было изображение четырехногого крылатого существа с высунутым жалом.

рисунок 5

Современная графика герба и флага появилась в 2005 году – в серебряном поле на зеленой земле черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой. По традициям геральдики, дракон символизирует мощь, мудрость и непобедимость, земля – жизнь и богатство, корона – развитость, а шапка над щитом – столичность города.

III. Итог занятия. Заключительная часть.

Давайте вспомним: “ О чем мы сегодня говорили”.

Педагог задает вопросы:

  1. В какой республике мы живем?
  2. Назовите столицу нашей республики.
  3. Показывает два флага РТ и РФ, покажите какой флаг у Республики Татарстан?

Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края.

Заключение

Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
Спросите нас: - Откуда вы?
Мы родом из Казани,
Где белокаменный свой кряж
Над Волгой поднял город наш,
Где пел Сайдаш, писал Такьаш
О милом Татарстане.
Спросите нас: - Откуда вы?
Мы вольные волжане,
Из края, где избыто зло,
Где солнце ярко и светло
На веки – вечные взошло
В свободном Татарстане.

После знакомства детей с символикой Татарстана и Казани, можно дать домашнее задание нарисовать флаг или закрепить дома цвета и изображение на флагах.

Учитывая то обстоятельство, что в семье ребенок имеет больше возможности и времени быть с родителями, то родители могут почитать им легенды, ведь дошкольники их слушают как сказки.

См. приложения.

Литература

  1. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане (младший возраст), учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада. Наб-Челны-Алметьевск .1993,с.67.
  2. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане (подготовительная к школе группа), учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада. Наб-Челны-Алметьевск .1994,с.166.