Урок литературы в 9-м классе по теме «Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева "Сияет солнце, воды блещут…"»

Разделы: Литература


Цель урока: научить анализировать поэтическое произведение.

Образовательные задачи урока: обучение анализу поэтического произведения, изучение литературоведческих терминов, обучение самостоятельной работе со словарём;

Развивающие задачи урока: развитие речи учащихся;

Воспитательные задачи урока: эстетическое воспитание, воспитание читательских вкусов, интереса к поэзии.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, тетради, Краткий словарь литературоведческих терминов Л.И.Тимофеевой, С.В.Тураева.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем изучению стихотворения Ф.И.Тютчева “Сияет солнце, воды блещут…”, на основе которого мы попытаемся научиться анализировать поэтическое произведение.

Итак, тема нашего урока: “Обучение анализу поэтического произведения” (Слайд “Тема урока”)

Цели урока: Развитие интереса к поэзии, творчеству Ф.И.Тютчева, развитие речи учащихся, обучение анализу поэтического произведения, умению находить в тексте языковые средства выразительности. (Слайд “Цели урока”)

Наш урок состоит из двух взаимосвязанных частей.

(Слайд “1-я часть)

1-я часть урока – повторение изученного материала. Отвечая на мои вопросы, вы повторите и закрепите ранее изученный материал, связанный с личностью Ф.И.Тютчева.

I часть урока

1. Беседа по вопросам.

(Слайд “Ф.И.Тютчев”)

Учитель: Ребята, как бы вы несколькими словами ответили на вопрос: Кто такой Фёдор Иванович Тютчев?

- Ф.И.Тютчев – выдающийся русский поэт первой половины 19 века. Многие годы проведший на дипломатической службе за границей, он стяжал себе славу поэта-мыслителя, родоначальника русской философской лирики.

(Слайд “Родители и маленький Тютчев”)

Учитель: Расскажите о родителях поэта и его детстве.

- Отец Тютчева, Иван Николаевич, был глубоко образованным человеком, он окончил Греческий корпус. Дом Тютчевых был всегда открыт для многочисленных гостей, которых встречал Иван Николаевич, радушный и щедрый хозяин, человек рассудительный, со спокойным, здравым взглядом на вещи. Особыми талантами он не обладал, но глубоко уважал людей, более одарённых, чем он.

Фёдор Иванович Тютчев был очень худым, маленького роста, и этим он не был похож на своего отца. Общего у них было одно благодушие. Зато он очень походил на мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, сухощавого телосложения, с фантазией, развитой до болезненности.

В семье господствовал французский язык. Не только говорили по-французски, но и переписка родителей с детьми и детей между собой велась исключительно на французском языке. Но мать поэта хорошо знала русские обычаи, читала псалтырь и часослов.

Маленького Тютчева в семье все любили и баловали. С детства он невзлюбил принуждения, тяжёлый труд. Он был способным мальчиком и учился очень хорошо и легко. Это не было для него трудом, а было потребностью в знаниях.

В 1821 году Тютчев окончил словесное отделение Московского университета.

Учитель: Ребята, чтобы лучше понять творчество того или иного писателя или поэта, порой нужно познакомиться с его внутренним миром, его личной жизнью. Поступив на службу в коллегию иностранных дел, он с дипломатической миссией уезжает в Мюнхен.

(Слайд “Элеонора Тютчева”)

Учитель: Ребята, кто эта женщина?

- Это немка Элеонора Петерсон, жена Ф.И.Тютчева. Она была старше поэта на 4 года, у неё было четверо детей от первого брака. Элеонора обожала Тютчева. А он говорил: “Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею,- в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”. У Тютчевых было уже 3 детей, когда Ф.И. влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину. Элеонора пытается покончить с собой, а он любит и ту, и другую.

В мае 1838 года Элеонора вместе с детьми ехала на пароходе к мужу. Случился пожар, и она, босая, полуодетая выносила детей из огня. Волнение и простуда сделали своё дело: через 3 месяца она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева, он поседел в одну ночь.

(Слайд “Эрнестина Тютчева”)

Учитель: А кто эта женщина?

- В 1839 году Тютчев женился на овдовевшей Эрнестине Фёдоровне, женщине деликатной и сдержанной. Она обожала своего Теодора.

(Слайд “Елена Александровна Денисьева”)

Учитель: Что вы знаете об этой женщине?

- Елена Александровна Денисьева родилась в Курске. Воспитывалась она в Смольном институте под присмотром тётушки Анны Дмитриевны Денисьевой, старшей инспектрисе института.

Старшие дочери Тютчева, Анна и Екатерина, учились вместе с Еленой, дружили, и на первых порах приглашали её на чашку чая.

Роман Тютчева с Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было 24 года, а ему 47 лет. Через 15 лет поэт напишет: (Прочитать стихи с экрана).

Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал, разгоревшийся в 1851 году перед самым выпуском Елены из института. Отец её проклял. Двери многих домов навсегда закрылись перед нею. От полного отчаяния её спасала только безмерная любовь к Тютчеву. Она прощала ему всё: жизнь на 2 семьи, его эгоистичность, вспыльчивость, невнимательность к ней и полухолодность и даже то, что приходилось лгать детям, отвечая на вопрос: “Почему папа обедает с нами только 1 раз в неделю?”- “Папа занят на службе” До конца дней Елена называла Ф.И. “мой Боженька”. Елена Александровна умерла в 1864 году, похоронена она на Волковом кладбище.

Учитель: Большой цикл стихотворений Тютчева получил название “денисьевский”, т.к. написан в пору любви поэта к Е.Денисьевой и посвящён ей. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…” - из этого цикла.

II часть урока

(Слайд “Часть 2 урока”)

(Слайд “Стихотворение + деревья – стихотворение) (Музыка)

2. Чтение наизусть стихотворения “Сияет солнце, воды блещут…”

3. Беседа по вопросам и заданиям.

Учитель: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение, что вы представили, прочитав его?

- Представляю летний солнечный день, море света и красок, блеск воды, буйную зелень трав и деревьев – праздник природы. Но это настроение меняется к концу стихотворения, потому что в конце 3-ей строфы поэт говорит об измученной женской душе.

Учитель: Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

- Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие языковые средства выразительности использует поэт для создания этих образов.

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми буквами”)

Учитель: Из скольких строф состоит это стихотворение?

- Из 3-х.

Учитель: Перечитаем 1-ю строфу, обратим внимание на выделенные буквы: др, р, д, тр. Что вносят в стихотворение слова с таким набором звуков?

- Благодаря этим словам достигается красота звучания стиха.

Учитель: Читаем 2-ю строфу. Что достигается использованием звуков о-е-е-у?

- Стихотворение становится более плавным, музыкальным.

Учитель: Читаем 3-ю строфу и обращаем внимание на звуковой состав слова “измученной”.

- Неблагозвучность подчёркивает страдание женской души.

Учитель: Какое изобразительно-выразительное средство мы сейчас исследовали?

- Это аллитерация.

Учитель: Дайте определение аллитерации.

(Работа со словарём литературоведческих терминов)

(Слайд “Стихотворение с подчёркнутыми словами”)

Учитель: Ребята, обратите внимание на подчёркнутые слова. Какое языковое средство выразительности здесь использует автор?

- Автор использует метафоры “поют деревья”, “деревья радостно трепещут,/ купаясь в небе голубом”.

Учитель: Дайте определение метафоры.

(Работа со словарём)

Учитель: Ребята, что такое “размер стиха”?

(Даётся определение)

3. Учитель: Ребята, откройте тетради, возьмите 1-ю строфу и исследуйте её, определяя размер данного стихотворения.

(Работа в тетрадях).

Учитель: Итак, двусложный размер стиха у вас получился или трёхсложный?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие двусложные размеры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы определяли размер стиха?

Сколько стоп в строке?

(Слайд “Размер стиха”)

Учитель: Сравните свои записи с изображением на экране. Сделаем вывод: стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Ф.И.Тютчев написал около 230 стихотворений, из них 125 написаны четырёхстопным ямбом.

Ребята, какие слова вы не употребляете в своей повседневной речи, а в стихотворении они есть?

- “Умиленье”, “упоенье”, “трепещут”.

Учитель: Почему же автор их использует?

- Русский язык был для Тютчева языком творчества: все свои произведения он писал только на русском языке. Но русский язык не был для поэта языком повседневного употребления, поэтому ряд слов просто “прошли” мимо поэта, и в стихах он использует “высокую” книжную лексику.

(Слайд “Стихотворение + вода – стихотворение”) (Музыка)

Учитель: Посмотрим на синтаксические конструкции стихотворения. Какие языковые средства вы ещё заметили?

- Здесь встречается обратный порядок слов – инверсия: “в небе голубом”, “блещут воды”, “измученной души твоей”.

- В строке “На всём улыбка, жизнь на всём” встречается повтор слов – это анафора.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая их 3-х строф в этом стихотворении самая важная?

- Это 3-я строфа.

Учитель: Почему вы так считаете?

- Здесь красоте природы противопоставляется измученная женская душа. А для поэта перед ней меркнут все краски природы.

Итог урока: итак, ребята, мы рассмотрели с вами прекрасное стихотворение Ф.И.Тютчева. Какой же вывод из всего сказанного выше мы можем сделать?

Ученик: Проанализировав стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, мы увидели, что все элементы композиции этого поэтического произведения, все образы, лексика и синтаксис, языковые средства выразительности – всё направлено на то, чтобы передать переживания поэта, которые вызваны упоением природой и красотой женской души.

Учитель: Я советую вам, ребята, прочитать и другие стихотворения Ф.И.Тютчева. Думаю, что после сегодняшнего урока вам будет легче понять, как и с помощью чего поэту удаётся влиять не только на ум, но и на сердце читателя.

См. презентацию.