Медико-педагогические подходы к организации физического воспитания учащихся СМГ как средство сохранения и укрепления здоровья

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

В последние годы среди детского населения Российской Федерации наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с ростом числа заболеваний, снижением уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Основными причинами такого положения являются негативные факторы социально-экономического и экологического характера.

Общая характеристика

Актуальность исследования.

В настоящее время российские школы выпускают не более 10% здоровых детей и около 40% – с детской патологией. Специалисты подобный факт связывают с особенностями обучения в общеобразовательных учреждениях (Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2005). Треть детей, поступающих в первый класс, страдает хроническими заболеваниями.

Статистические данные свидетельствуют о том, что количество школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, за последние годы значительно возросло.

Актуальность исследования обусловлена:

  1. высокой частотой заболеваний у детей школьного возраста;
  2. необходимостью внедрения в учебный процесс коррекционных средств в модульном варианте планирования содержания уроков для школьников специальной медицинской группы;
  3. сенситивным периодом у детей школьного возраста в развитии двигательных способностей.

Цель исследования: экспериментальное обоснование модульного варианта содержания уроков физического воспитания у детей школьного возраста специальных медицинских групп с различными заболеваниями.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи исследования:

1. На основании литературных данных изучить анатомо-физиологические особенности развития детей, влияние социальной среды на состояние их здоровья, использование модульного обучения в планировании содержания физического воспитания в общеобразовательной школе.

2. Провести сравнительный анализ показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма школьников СМГ с их здоровыми сверстниками.

3. Разработать адаптированную программу по физической культуре и документы планирования в модульном варианте для детей школьного возраста специальной медицинской группы.

4. Экспериментально обосновать и оценить эффективность воздействия модульного варианта планирования уроков по физической культуре на физическую подготовленность, функциональные возможности и здоровье детей СМГ с различными заболеваниями.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в научно обоснованной возможности использования средств физического воспитания с оздоровительно-коррекционной направленностью. В связи с этим предложены дополнения в теорию и методику физического воспитания оздоровительной физической культуры.

Практическая значимость работы. Использование адаптированной программы дает возможность применения разработанных методов и организационных форм физической культуры. Модульное планирование содержания уроков физического воспитания и целенаправленного воздействия применяемых средств с учетом индивидуальных возможностей организма может быть использовано учителями физического воспитания в работе с детьми, имеющими такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Основное содержание

По результатам предварительного эксперимента была разработана лечебно-оздоровительная программа по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе,

Программа нацелена на улучшение физического развития, расширение диапазона функциональных возможностей основных систем организма, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости к различным неблагоприятным факторам. Разработано планирование учебно-воспитательной и лечебно-оздоровительной работы по физическому воспитанию в модульном варианте для детей СМГ.

Содержание модульного обучения учащихся СМГ включает блоки, имеющие изменения в основах знаний, способах и формах физкультурной деятельности.

  1. Теория - основы знаний.

Первый блок: социокультурный ? древнегреческие олимпийские игры. Современная организация физического воспитания школьников (специфика деятельности спортивных секций по видам спорта и влияние их на состояние здоровья школьников).

Психолого-педагогические основы. Характеристика основных движений и передвижений человека (ходьба, бег, прыжки и др.). Способы контроля и самоконтроля. Правила составления и выполнения лечебно-оздоровительных комплексов физических упражнений. Влияние физкультурно-оздоровительных занятий на организм школьников.

Медико-биологические основы. Личная гигиена и гигиенические процедуры в режиме дня. Гигиенические требования к условиям проведения занятий, к подбору одежды и инвентаря. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья.

Характеристика физического состояния учащихся: работа сердца и дыхания во время выполнения физических упражнений и в состоянии покоя, правила дозировки, контроля и самоконтроля за физической нагрузкой.

Профилактика травматизма, причины возникновения травм и правила оказания первой помощи.

Второй блок. Учебно-оздоровительные занятия общей направленности и целенаправленные физические упражнения, тренирующие деятельность дыхательной системы. Практика включает в себя обучающий и развивающий режимы с последующим переводом школьника в подготовительную и основную группы.

II. Формы и методы двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью:

а) практические умения включают разучивание двигательных комплексов домашних заданий, разработку различных упражнений для самостоятельных занятий, контроль за нагрузкой по показателям физического состояния и ЧСС, тестирование физического развития и физической подготовленности детей;

б) организация и проведение утренней гимнастики и занятий в режиме дня: физкультурные минутки, прогулки и подвижные игры на воздухе;

в) ведение индивидуального дневника самоконтроля за физическим развитием, физической подготовленностью и закаливающими процедурами.

III. Двигательные действия и навыки:

а) гимнастика; б) легкая атлетика; в) лыжная подготовка; г) подвижные игры.

Третий блок. Самостоятельные лечебно-оздоровительные занятия.

Четвертый блок. Контрольный. Результаты состояния здоровья школьников записываются в дневник самоконтроля ежедневно.

Особенности проведения занятий физической культурой с детьми, отнесёнными к специальной медицинской группе

Физическая культура всего лишь один из многих факторов оздоровления людей, однако, занимает среди них свое уникальное место. Ограничение двигательной активности приводит не только к ухудшению двигательных качеств, но и к общему замедлению развития, включая эмоциональную и интеллектуальную сферы.

Нормой суточной двигательной активности школьников следует считать наличие 20-24% динамического компонента в режиме дня. Интенсивность таких ежедневных занятий должна быть достаточно велика - средняя частота пульса 130-150 ударов в мин. Санитарные нормы и правила рекомендуют следующий минимальный объем двигательной активности, обязательный для выполнения в условиях образовательного учреждения:

Примерный объём двигательной активности учащихся СМГ

Класс Гимнастика до учебы (мин) Физкультминутки на уроках Подвижная перемена (мин) Уроки

(в неделю)

Внеклассные формы (ч. в нед.) Дни здоровья Самостоятельные занятия не менее (мин)
1 5-6 5 15-20 2 1,10

ежемесячно

10-15
2 5-6 5 15-20 2 1,30 15-20
3 5-6 5 15-20 2 1,30 15-20
4 5-6 5 15-20 2 1,30 15-20
5 5-7 5 35-45 2 1,30 20-25
6 5-7 5 35-45 2 1,30 20-25
7 6-8 5 35-45 2 2 20-25
8 6-8 5 35-45 2 2 20-25
9 6-8 - 35-45 2 2 25-30
10 6-8 - 15-20 2 2 25-30
11 6-8 - 15-20 2 2 30-35

Центральной проблемой оздоровительного влияния физического воспитания является вопрос о выборе и дозировке физических нагрузок, направленных на повышение функциональных возможностей детского организма в различные периоды его развития. Глубокие биохимические, гормональные и другие изменения в организме, вызываемые физическими нагрузками предполагают три необходимых условия их регламентации:

  • наличие информации об исходном состоянии организма, его потенциальных возможностях и, следовательно, возможность прогнозирования последствий занятий;
  • постоянное наблюдение за состоянием учащихся, контроль диапазона физиологических реакций на нагрузку – оперативная обратная связь в управлении процессом физического воспитания;
  • объективная оценка результатов физического воспитания, как с позиций физической подготовленности, тренированности, так и с позиций оздоровления.

В нашей гимназии основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья являются уроки физической культуры 2 раза в неделю по 45 минут. Сдвоенные уроки не допускаются. Занятия на лыжах проводятся три раза в неделю по 30 минут.

Время проведения занятий жестко не регламентируется, но у нас они проводятся нулевыми уроками.

Двигательные режимы при частоте пульса 130 – 150 ударов в минуту в условиях аэробного дыхания признаны оптимальными и дают хороший тренирующий эффект.

Дети, отнесенные к СМГ, подгруппе “А” в начале систематических занятий физкультурой (начало учебной четверти) тренируются при частоте пульса 120 – 130 ударов в минуту в основной части урока. Физические нагрузки постепенно возрастают по интенсивности и объему, до достижения частоты пульса 140 – 150 ударов в минуту в основной части урока через 4 – 6 недель (в конце учебной четверти).

В подгруппе “Б” двигательные режимы проводятся при частоте пульса 120 – 130 ударов в минуту в течение всего учебного года.

Определяющим фактором в формировании групп и индивидуализации интенсивности физической нагрузки является функциональное состояние ребенка, необходимо учитывать и характер патологии. Существуют ограничения на выполнение при определенных заболеваниях некоторых движений (например, кувырки при сколиозе или бег при патологии сердца), которые следует учитывать при составлении комплексов. Поэтому “запреты” на выполнение тех или иных движений относительны, носят временный характер и должны быть направлены в основном на действия, не имеющие прикладного характера (“шпагат”, “мостик” и т.п.). Двигательные действия прикладного характера (ходьба, бег) могут быть ограничены лишь на определенный период.

В последнее время школа сталкивается с проблемой преподавания физкультуры учащимся с ослабленным здоровьем, которые требуют особых норм физической нагрузки и индивидуального подхода в организации занятий. Необходима дифференциация ученического состава в зависимости от состояния здоровья школьников.

Проблема еще осложнена тем, что в СМГ собраны дети из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Чем заинтересовать их? Есть два направления: - проводить занятия в игровом стиле (особенно для младшей группы детей); - проводить занятия в школьном тренажерном зале с индивидуальным подбором адекватной нагрузки на каждом тренажере, рекомендуемом медицинским предписанием (для уч-ся среднего и старшего возраста).

Для проведения таких занятий учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах медико-педагогического контроля и влияния физических упражнений на растущий организм с учетом анатомо-физиологических особенностей и тяжести заболевания каждого занимающегося из СМГ. Проведение занятий с ослабленными детьми отдельно от здоровых школьников позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, позволяет использовать дифференцированные нагрузки, контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке. Прежде чем начать занятия в СМГ, мы проводим тестирование по определению уровня физической подготовленности детей. Оно проводится по трем основным направлениям:

* Физическое развитие и соматические показатели (рост, вес, АД, жизненная емкость легких, проба Штанге – задержка дыхания, пульс в покое).

* Функциональные возможности кардиореспираторной системы и основные параметры ее работоспособности (тест Рифье – приседания, PWC 120, 150 – нашагивание на степ-платформу).

* Показатели двигательных качеств (координация, зрительно-двигательная реакция, гибкость).

После принятия постановления Министерством образования РФ “Об оценивании и аттестации учащихся СМГ по физической культуре” стало возможным выставление оценок этой категории детей, не “привязывая” их к нормативным требованиям, выдвигаемым программой для основной группы обучающихся. Итоговую отметку в группах СМГ выставляем с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. При выставлении текущей оценки обучающимся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

В заключение можно отметить, что основные показатели работы, отражающие результативность и значимость нашего эксперимента, отражены в практических рекомендациях и выводах.

Практические рекомендации

  1. Рациональной формой для школьников СМГ является организация занятий с оздоровительно-коррекционной направленностью в модульном варианте планирования учебных занятий, включающих блоки и модули.
  2. В работе со школьниками, имеющие различные заболевания, важно проводить дыхательные упражнения с последующим выполнением общеразвивающих. Чередовать грудное, диафрагмальное и смешанное дыхание, а также игры, тренирующие дыхание.
  3. Введение в качестве контролирующего документа в учебный процесс школьников СМГ “Дневника самоконтроля” даёт возможность поэтапно осуществлять оздоровительно-коррекционную работу, позволяющую контролировать уровень физического здоровья и физическую подготовленность школьников.
  4. Формирование положительной мотивации школьников к домашним заданиям по физической культуре следует осуществлять исходя из интересов к определенным видам физической деятельности.
  5. При подборе средств и методов для составления и проведения комплексов оздоровительно-коррекционной направленности необходимо учитывать диагноз школьников и анатомо-физиологические особенности.

6. При проведении занятия в СМГ рекомендуется обращать внимание на внешние признаки утомления и контролировать ЧСС в начале, на пике нагрузки и в конце занятия.

Выводы

  1. На основе анализа научной и методической литературы было выявлено, что имеется тенденция увеличения количества заболеваний у детей школьного возраста. В связи с этим оздоровительно-коррекционная и лечебно-реабилитационная функции физического воспитания школьников приобретают особое значение. К числу мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, повышение физического развития и физической подготовленности детей, следует отнести повышение двигательной активности, применение современных лечебно-оздоровительных коррекционных технологий, обеспечивающих увеличение рациональных, функциональных возможностей организма и профилактику заболеваемости школьников. Одним из важных факторов выступает планирование занятий для детей с различными заболеваниями в общеобразовательной школе. Данное обстоятельство требует использования разнообразных оздоровительно-коррекционных и лечебно-реабилитационных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся.
  2. Установлено, что у школьников СМГ наблюдаются более высокие показатели весоростового индекса, на что указывают достоверные различия в весе тела, по сравнению с их здоровыми сверстниками, что связано с их низкой двигательной активностью.

3. Разработанная и внедренная адаптированная программа с оздоровительно-коррекционной направленностью предусматривает физкультурно-оздоровительные занятия, связанные с повышением двигательной активности, лечебно-профилактических мероприятий.

4. Использование оздоровительно-коррекционных средств физического воспитания у детей способствовало:

а) повышению уровня физического развития на достоверную величину;

б) снижению частоты дыхания за одну минуту у мальчиков;

в) целенаправленному использованию средств физического воспитания в модульном варианте планирования у детей СМГ.

г) перехода к концу учебного года 25% учащихся СМГ в подготовительную группу.

5. Модульный вариант планирования уроков способствовал улучшению уровня адаптационных возможностей организма школьников.

6. Оздоровительно-коррекционная и лечебно-реабилитационная направленность занятий со школьниками СМГ способствовала повышению функциональных возможностей дыхательной системы.

7. Целенаправленное педагогическое воздействие способствовало положительным изменениям в уровне физического здоровья школьников.

См. презентацию.