Урок русского языка по теме "Роль имен существительных в предложении, в речи". Обучающее сочинение-миниатюра "Вид из окна"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для парной и индивидуальной работы, орфографические словари, листы сопровождения для приглашенных

Цели: формировать орфографическую зоркость, развивать мысль учащегося, учить рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т.е. способствовать развитию мышления, развивать словарный запас, творческое образное мышление, восприятие и воображение, коммуникативные умения, анализировать увиденное, будить чувства и эмоции, осуществлять практическое пользование языком, отрабатывать основные понятия лингвистики речи – стили, типы речи, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств, прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за владение русским языком.

СЛАЙД № 1. Осеннее небо. Озеро

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

- Поднимите руки, кому нравится читать красивые стихи? А фантастические повести?

- Кто создает художественные произведения? (Писатели, поэты)

- Что нужно поэту, писателю, чтобы написать стихотворение, прозу? (Воображение, желание, вдохновение, наблюдательность, внимание, средства художественной выразительности)

- Сегодня мы будем художниками, но писать картину мы будем кисточкой из слов.

СЛАЙД № 1. Сочинение-миниатюра. Вид из окна

Напишем сочинение-миниатюру “Вид из окна”.

- Что такое сочинение-миниатюра? (Маленький текст из 5-6 предложений)

- Постарайтесь увидеть необычное в обычном. Подойдите к окну. Смотрите…

(Дети становятся у окна, наблюдают вид из окна на фоне музыки П. И. Чайковского “Времена года”)

2. Актуализация знаний. Восприятие. Орфографическая подготовка.

- Напишите на черновике то, что увидели.

(Дети пишут в течение 1/2 минуты)

- Прочитайте.

- Слов, какой части речи встретилось больше всего? (Имен существительных)

(Открываю свои слова с пропущенными орфограммами, записанные на доске)

Заблудилась, гонит, подкралась, зима холодная, седая,

не уходит, стережет владения осень поздняя, упрямая, рыжая

стоит погода ненастная моросит, идет, накрапывает дождь мелкий, сплошной

повисло, опустилось небо свинцовое

ползут облака серые, седые

прижались дома угрюмые

качаются деревья голые

улетают, машут птицы черные, крикливые, суетливые

наступил, грядет день ветреный, прохладный, туманный

проснулось, улыбнулось, пришло утро туманное, прохладное, сонное

блестит озеро блестящее, гладкое, рябое

дует, воет, несется ветер колючий, холодный,

пробивается, прячется, улыбается солнце доброе, теплое

спешат, идут люди веселые, задумчивые

стоит, дышит воздух чистый, свежий

лёг, опустился, накрыл туман молочный, сплошной, густой

ждёт город сонный, уставший

- Объясните правописание орфограмм

(Вставляю буквы, дети по цепочке объясняют, называют проверочные слова)

3. Роль имен существительных в предложении, в речи.

СЛАЙД № 2. Устный рассказ об имени существительном

- Тренируем устную речь. По алгоритму составьте устный рассказ об имени существительном.

Имя существительное – это … (часть речи), которая отвечает на …(вопросы кто?, что?) и обозначает…(предмет), имеет …(постоянные) и …(непостоянные) признаки. Постоянные признаки: есть … (имена собственные) и … (нарицательные); …(одушевленные) и …(неодушевленные); относятся … (к мужскому), … (женскому) и … (среднему) роду. Непостоянные признаки: изменяются по … (числам) и … (падежам). В предложении чаще всего бывают … (подлежащими), … (дополнением) или …(обстоятельством).

- Итак, какую роль в речи играют имена существительные? (Без имен существительных мы не понимали бы о чем или о ком идет речь)

4. Признаки текста-описания. Учебная задача.

  • Как должны быть построены предложения в сочинении – миниатюре? (Связаны друг с другом)

СЛАЙД № 3. Сочинение “Вид из окна”

Тип текста

- Выберите тип сочинения (повествование, описание, рассуждение).

- Почему? (Будем описывать увиденное)

Тема текста

- Какая тема текста? (Ответ детей: Природа за окном)

Учебная задача

- Какую учебную задачу поставим перед собой? (Ответ детей: использовать средства художественной выразительности)

5. Включите воображение!

- Послушайте стихотворение И.А. Бунина. Обратите внимание на образные выражения поэта.

СЛАЙД № 4. 1-я строфа. Бунин. Кедр (Наизусть 3 человека)

Из окна.

Ветви кедра – вышивки зелёным
Тёмным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом –
Сад прозрачный, лёгкий, точно дым:

СЛАЙД № 5. 2-я строфа. Бунин. Сережки березы

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах – серые серёжки
И ветвей плакучих кружева,

СЛАЙД № 6. 3-я строфа. Бунин. Клён

А на клёнах – дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней – долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.

СЛАЙД № 7. Бунин. Облака – горы

“В глубоком океане небосклона как снеговые горы облака” (И.Бунин)

СЛАЙД № 8. “И мглой волнистою…” (А.С.Пушкин)

СЛАЙД № 9. “И туман и непогоды…” (А.С.Пушкин)

СЛАЙД № 10. “Под низким небом…” (Д.Самойлов)

СЛАЙД № 11. “Улетели…” (Е.Благинина)

СЛАЙД № 12. “Снег имеет вкус и запах, первый снег…” (Яков Аким)

СЛАЙД № 13. Первый снег в городе

СЛАЙД № 14. С.Есенин. Рябина

“Костёр рябины красной” (С.Есенин)

Какие яркие метафоры, сравнения можно придумать для сочинения, создавая образ предзимья

СЛАЙД № 15. Картина. Ветка с каплями дождя

– Картина = Ветка с каплями дождя = Бриллиант

– Картина = Ветка с каплями дождя = Алмазные слёзы

  • Картина = Ветка с каплями дождя = Хрустальная капель

СЛАЙД № 16. Картина. Паутина

– Картина = Стеклянные бусы

– Картина = Жемчужная россыпь

СЛАЙД № 17. Картина = Голые ветви деревьев

– Картина = Голые ветви деревьев = Паутина ветвей

– Картина = Голые ветви деревьев = Кружево ветвей

– Картина = Голые ветви деревьев = Сплетение рук

6. “…словам просторно”.

СЛАЙД № 18. Метафоры. Сравнения. Эпитеты

Зима - Зимушка, Снежная Королева, хозяйка, волшебница

Природа - художник

Ветер - разбойник, ветрило, ветродуй

Облака - странники, путешественники, пуховые подушки

Небо - одеяло, рогожа, океан, ситец

Озеро - зеркало, расплавленное стекло, серебро

7. Лингвистический эксперимент.

- Для существительных, записанных на доске, придумайте синонимические ряды. Сначала – эпитеты (прилагательные), такие, которые наиболее точно подходят к сегодняшнему виду из окна. Затем – глаголы.

(По цепочке учащиеся называют, я записываю на доске 1-2 наиболее подходящих слова)

8. Самостоятельная работа детей. Детям выдаются карточки-помощники. Работают в течение 5-7-и минут. (Гости урока выполняют те же задания на листах-путеводителях)

9. Презентация работ.

10. Редактирование текстов.

11. Итог урока.

А) Попс-формула (выслушать две точки зрения на проблему)

П “позиция” - Я считаю, что…

О “обоснование” - “…потому, что…”

П “пример” - “например, …”

С “следстие” - “…, потому, …”

- Нужно ли учащимся развивать свою речь?

Б) Палитра умений. Самооценка.

- Мы были художниками слова. Если у вас получилось быть им, закрасьте палитру зеленым цветом, если старались, но не все получилось – желтым, если не получилось ничего – красным. (Палитра на доске. Учащиеся приклеивают на палитру разноцветные кружочки)

СЛАЙД № 19

12. Вывод. “Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык” (К.Г. Паустовский)

13. Домашняя работа.

- Отредактированные сочинения переписать в тетради по развитию речи.

- Спасибо всем!

Приложение 1

Приложение 2