Логопедическое занятие по коррекции акустико-артикуляторной дисграфии для учащихся 2-го класса

Разделы: Логопедия


Тема: «Дифференциация звуков «с»-«ц» в слогах, словах и предложениях».

Цели:

  • коррекционно-образовательные:
  • закрепить характеристику звуков «с» – «ц».
  • закрепить навык словообразования.
  • закрепить обобщающие понятия: «зимующие», «перелётные» птицы.
  • коррекционно-азвивающие:  
  • развивать фонематические процессы;
  • совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, концентрацию внимания, ориентировку в пространстве;
  • обогащать словарный запас;
  • Коррекционно-оспитательные:
  • формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • совершенствовать навык  взаимопроверки;
  • воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: буквы «Ц» –«С». Сигнальные карточки для характеристики звуков – «Ц» – «С». Картинки: цапли, совы. Листы формата – А4. Образец задания на ориентировку на листе бумаги.  Карточки слов  №1. Мяч. Карточки с предложениями. Компьютерная программа «Игры для тигры». Индивидуальные карточки – карточки № 2. Рабочие тетради. Фишки. Раскраски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Садится тот, кто отгадает загадку и назовет  первый звук в слове отгадке.

На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат.    (Цапля)

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.  (Сова)

Картинки птиц вывешиваются на доску.

Логопед:

– «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (О звуках  «ц» — «с»).
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишку. И вот вам фишки за первое выполненное задание. За правильно отгаданные загадки.

II. Основная часть 

1. Образование звуков

Возьмите зеркала. Произнесите перед зеркалами звуки «Ц», «С». Рассмотрите их артикуляцию. Расскажите, как вы произносите эти звуки (выкладываются сигнальные карточки).

Первый ученик:

–  При произнесении звука «Ц» – губы улыбаются, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения передняя часть спинки языка слегка отдергивается от верхних  бугорков. Воздушная струя, прерывистая. Голосовые складки разомкнуты.

Второй ученик:

–  При произнесении звука «С» – Губы улыбаются, кончик языка опущен за нижние зубы, но не упирается в них, спокойно лежит около бугорков.  Воздушная струя длинная, непрерывная, направлена на кончик языка. Голосовые складки разомкнуты.

2. Характеристика звуков (с использованием сигналов) – твердый – синий кружок; глухой – колокольчик перечеркнутый.

Первый ученик: «С» – согласный, глухой, твердый.
Второй ученик: «Ц» – согласный, глухой, твердый.

3. Установление сходства и различия между звуками «Ц» и «С».

– положение языка;
– воздушная струя.

Логопед: Молодцы. Хорошо поработали. Каждый получает фишку.

4. Выделение изолированного звука:

Логопед: услышите звук «Ц», хлопните в ладоши.

– С, Ц, К, Кь, С, ТЬ, Ц, К, Ш, Щ, Ц, С, Ш, С, Ц

Логопед: Хорошо. Каждый получает по фишке.

5. Связь звука с буквой.

Логопед:

а) – Какой буквой на письме обозначаются? («цэ», «эс»)
б) – Посмотрите, пожалуйста, на доску.
– Под какую картинку мы повесим букву «цэ» -под картинку «Цапля»;
– Букву «эс» под картинку «сова».

в) Ориентировка на листе бумаги. Предварительно вспомнить правую - левую руку. Раздать детям чистые альбомные листы.

Логопед:

– Положите букву «С» в правый верхний угол,
– Положите букву «Ц» в левый нижний угол,
– Положите колокольчик в левый верхний угол,
– Положите синий кружок в правый нижний угол.
Теперь проверьте, правильно вы выполнили, или нет? Дается образец.

Логопед: чтобы наша картинка стала веселей – мы украсим её птицами.

Положите «сову» под букву «С»;
Положите «синицу» над буквой «Ц».
Положите «дятла» в середину листа.

За правильное выполнение фишка.

6.  Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слога и слова.

«Почини слово». Показывается карточка с написанными на них частями слов. Дети прибавляют к ним слог «ца»,  произносят слова целиком.

Логопед:  

Слово бежало,
Слог  «ца»  потеряло.

Карточка № 1

Пти.. .(ца),               кури …(ца),                сини..  (ца),         лиси…(ца).
Куни….(ца),            умни…(ца),                певи…(ца)          спи…(ца).

Логопед:

– Выберите из этих слов зимующую птицу. (синица)
– Молодцы. Получайте фишки.

7. Фонематический анализ и синтез  с составлением звуковой схемы:

– Выложите звуковую схему слова – синица; (фишка)
– Назовите слово «синица» по звукам; (фишка)
– Какой звук первый, последний? (фишка)
– На каком месте по счёту стоит звук «Ц»? (фишка)
– Разделите слово на слоги. (фишка)
– Назовите первый, второй, третий слог. (фишка)
– На какой гласный звук падает ударение в слове? (фишка)

8. Физминутка:

Цапля, стоя на крыльце                   – стоят на одной ноге
Объясняет букву «Ц»:                       –  наклон вперёд, с разведением рук в стороны
«Подойди цыпленок , Цып!            – шагают
Повторяй-ка, цып-цып-цып.          – «грозят» пальцем
Если выучишь урок,                         – руки вперед
Подарю тебе цветок».                      – из ладоней двух рук «цветок»

9. Развитие навыков словообразования.

Игра с мячом: «Один – много» – упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Сорока – сороки        синица – синицы          сова – совы           скворец – скворцы
Аист – аисты            соловей – соловьи          цапля – цапли       снегирь – снегири
Ласточка – ласточки                               Свиристель – свиристели

Молодцы. Справились с заданием. (фишка)

10. Беседа:

– Как много сейчас мы с вами вспомнили птиц. Скажите:
– аист, цапля, соловей, ласточка, скворец – это какие птицы? (Перелетные)
– синица, сова, свиристель, снегирь, сорока – это какие птицы? (Зимующие)
– Почему одни птицы от нас улетают, а другие остаются зимовать? (Нечем питаться и негде жить)
Про какую птицу в сказках говорится, что она принесла на своем хвосте новость? (Про сороку)

Вот и мне сорока на хвосте принесла такое известие, что один ученик сейчас пойдет выполнять задание за компьютер, а другой будет выполнять его в тетради. А потом поменяются местами.

11. Дифференцированное задание.

1 ученик (слабый)

2 ученик (сильный)

1. На карточке напечатанные слова, в которых пропущены буквы «с» и «ц». Вставить буквы, записать слова в тетрадь, буквы подчеркнуть.

1. Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Игры для Тигры» – модуль фонематика.

Карточка № 2

Слова:
(С)орока, аи(с)т, (с)негирь, (ц)апля, (с)ини(ц)а, (с)оловей, (с)кворе(ц), (с)ова, ласточка.

 

«Поезд» – определить место звука в слове
2 звука «с» и «ц».

2.  Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Игры для Тигры» – модуль фонематика.

2. На карточке напечатанные слова, в которых пропущены буквы «с» и «ц». Вставить буквы, записать слова в тетрадь, буквы подчеркнуть.

 

«Поезд» – определить место звука в слове.
Звук «ц».

Карточка № 2

Слова:
(С)орока, аи(с)т, (с)негирь, (ц)апля, (с)ини(ц)а, (с)оловей, (с)кворе(ц), (с)ова, ласточка.

Взаимопроверка, выполненной работы в тетради.
Поработали хорошо. Получайте фишки.

12. Развитие языкового анализа и синтеза. Работа с предложениями.

Логопед:

– Собери из первых слогов картинок слово и прочитай с ним предложение.
– Запиши его в тетрадь.
– На каком месте по счету стоит слово, с заданным звуком?

Образцы предложений: Карточка № 3

На болоте живёт … (картинки «ЦАПля», «ЛЯгушка» – цапля)
На ворота села … (картинки «СОва», «РОза», «КАпуста» – сорока).

Логопед: С заданием справились. Вот вам фишки.

13. Презентация «Птицы» (Приложение 1)

– Давайте ещё раз с вами вспомним и назовем зимующих и перелётных птиц, в названии которых есть звуки «с» и «ц».

III.  Подведение итога занятия

– Посчитайте свои фишки (как много вы выполнили заданий).
– Скажите, что вам понравилось?
– Что было тяжело выполнять?

14. Рефлексия: Чтобы у вас осталось хорошее настроение после нашего занятия я вам дарю раскраски птиц.  На этом наше занятие закончилось. До свидания.