Гражданский форум "Взгляд в будущее. Мой выбор". 8–11-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Участники имеют возможность работать с текстами документов, словарями, статистическим материалом. Развиваются умения заниматься исследовательской и проектной деятельностью, публично выступать, работать в группе.  В ходе беседы, групповой работы, интерактивной части занятия, работы над минипроектами каждый имеет возможность выразить своё отношение к активному участию молодёжи в преобразовании общества. Форум начинается и заканчивается притчами, которые настраивают участников на размышление, заставляют анализировать информацию.  

Ожидаемые учебные результаты

После этого занятия обучающиеся смогут:

  • объяснять понятия «выбор», «Конвенция», «Декларация», называть международно-правовые документы по правам человека (ребёнка), спроектировать модель будущего человечества, обсудить возможную роль молодых людей в формировании будущего;
  • заниматься исследовательской и проектной деятельностью, работать со статистическим материалом;
  • публично выступать, работать в группе;
  • выразить своё отношение к активному участию молодёжи в преобразовании общества.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация

Беседа с участниками:

– Что такое «форум»?
– Что значит «гражданский»?
– Что такое «право»?

Возможна работа со словарём.

Ведущий форума: Отец и сын ведут разговор за чашкой чая:
– Зачем человеку законы, право? Неужели нельзя полагаться на совесть? Ведь она – лучший регулятор наших мыслей и поступков? – спрашивает сын у отца.
– А знаешь, сын, – отвечает отец, – в древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть. И в одной из сказок даже делается предположение, что люди извели совесть намеренно, из корыстных побуждений. Вот слушай…
«…Совесть шла по земле. Если она заходила к человеку ночью, он терял сон, сокрушаясь о своих плохих поступках. Многие дурные люди под влиянием Совести раскаивались в зломыслии и бездушии. Многим не нравилось, что Совесть мешает им спать спокойно. И обратились они к самому хитрому человеку.
Тот сказал: «Есть выход. Можно сделать так, что Совесть не сможет приходить к вам. Давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего – нет. Законы будут знать чиновники, а простые люди будут приходить к ним и спрашивать: можно или нельзя? И тогда все освободятся от Совести, потому что на её упрёки станут отвечать: «Поступили так потому, что так в свитках написано». И все тогда будут спать спокойно».
Так и сделали. А специально для Совести включили правило: «Кто явится ночью тайком в чужой дом, того считать вором и сажать в тюрьму». И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высокопоставленному сановнику, упрекая его за злоупотребления, тот вызвал стражу, и Совесть заключили в тюрьму».

Беседа с участниками:

– О чём эта сказка?
– Как вы её понимаете?
– Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

– Ребята, мы с вами являемся частичкой, образующей общество. Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать путь и верить в собственную особенную уникальность и предназначенность. И только узаконив безусловный приоритет соблюдения прав человека, можно полноценно реализовать себя, выстроить собственную жизнь и позволить это сделать другому. XX век, с его катаклизмами и разрушительными войнами, дал человечеству возможность осознать, что закон и право – не прихоти, они необходимы для того, чтобы люди жили в мире и согласии. Демократия и культура мира невозможны без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к собственной жизни и жизни сограждан.
Поднимите руку, кто из вас хоть раз задумывался о своём будущем, будущем страны и, возможно, всего человечества.
Каким оно вам представляется? Пофантазируйте немного.
Но, к сожалению, не всё так радужно в мире, как хотелось. Гремят взрывы, уносящие чьи-то жизни, никак не закончатся кровопролитные гражданские войны, политики не могут найти общий язык в решении проблем человечества. Но самыми уязвимыми в этой ситуации остаются дети.

Задание: У вас на столах представлен статистический материал. Внимательно ознакомьтесь с ним и ответьте на вопросы:

Дети в XXI веке

Факт №1. Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счёт изнурительной работы, мелкого воровства или нищенства.
Факт №2. Более 50 миллионов детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях.
Факт №3. 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу.
Факт №4. Ежегодно около 3,5 миллионов детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике и лечению.
Факт №5. В развивающихся странах приблизительно 155 миллионов детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
Факт №6. Миллионы детей, включая многих детей в долее богатых обществах, лишены заботы, подвергаются плохому обращению, или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

Вопросы:

– О чём говорят эти факты?
– Как приведённые данные можно связать с темой нашего сегодняшнего форума?

II. Объявление темы, хода занятия

– Сегодня мы вспомним, что такое «выбор», какую роль он играет в жизни свободного человека. Вспомним те международные документы, которые защищают права человека и ребёнка. Попробуем спроектировать модель будущего человечества и обсудить вашу роль, роль молодых людей, в формировании будущего. Продолжим формировать умения исследовательской и проектной деятельности, работать со статистическим материалом. Работать в группе, выступать публично. Постараемся выразить своё отношение к активному участию молодёжи в преобразовании общества.

III. Работа с текстом документов  

Беседа с участниками:

– Какие международно-правовые документы по правам человека и ребёнка вы знаете?

Примерные ответы участников:

Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) принята ООН. Декларация провозглашает такие права людей, как право на свободу, на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на охрану жилища, чести, равную защиту перед законом. Кроме личных прав, в Декларации нашли своё отражение политические и социальные права. К политическим правам относятся право гражданства, право на свободу мысли, совести и религии, свободу собраний и шествий, право каждого гражданина принимать участие в управлении страной. Главная мысль Декларации: у каждого на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Включает в себя 30 статей.
Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.).
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него (1948 г.)
Декларация прав ребёнка (1959 г.) принята ООН. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Её содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей, но декларации имеют лишь рекомендательный характер. Их нормы необязательны для исполнения.
Другое дело – конвенция. Это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Кроме того, после 1959 г. появился ряд важных международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже.
И вот в Международный год ребёнка (1979 г.) комиссия по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Конвенция о правах ребёнка – самый полный документ, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Её нормы будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести  положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
Древний мудрей Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение» Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребёнка.
Прежде, чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание по группам.

Задание:

  • Составьте список потребностей ребёнка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?
  • Напишите список потребностей 12-летнего ребёнка.
  • Что необходимо вашим сверстникам, кому сегодня 14-16 лет. Составьте список их потребностей.

– Как с возрастом изменяются потребности ребёнка? (Обсуждение ответов групп).

Задание: Каждая группа должна начертить на листе бумаги большое V. Ваша задача – обсудить и написать слева от V основные события, которые, по вашему мнению, произойдут при вашей жизни до 2050 г. Это могут быть личные, общенациональные или мировые события. Это будет линия «Вероятного будущего».
Затем каждая группа должна обсудить и написать слева от V «Предпочтительное будущее». То, что они хотели бы увидеть осуществившимся при их жизни.
На следующем этапе работы необходимо обсудить и написать внутри V, что нужно сделать, чтобы вероятное и предпочтительное будущее сблизились.
После этого группа должна представить всем результаты работы, то есть презентовать её.

(Во время работы необходимо пользоваться международными правовыми документами: Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав человека)

3.1. Выполнение задания  
3.2. Представление результатов работы

Перед вами проект будущего, который разработан по этой же методике молодёжью Бразилии.

Задание: Внимательно изучите его и ответьте на вопросы:

– В чём сходство и отличие между вариантами будущего разных групп в аудитории?
– Что вас удивило в бразильском варианте проекта будущего?
– Какие права необходимы для достижения вашего «Предпочтительного будущего»?
– Попробуйте установить связь между «предпочтительным будущим» и правами, описанными в Конвенции о правах ребёнка (например, о мире без дискриминации говорится в ст.2 Конвенции)?
– Как вы считаете, какую роль играет молодёжь в достижении «Предпочтительного будущего»?

IV. Работа над проектом

– Во второй части нашего занятия мы попробуем доказать, что вы имеете прекрасную возможность активно участвовать в преобразовании жизни нашего общества.

Задание: За короткий срок вам необходимо будет разработать минисоциальные проекты.

4.1. Интерактивная часть.

Назовите примеры нарушения прав, с которыми приходится сталкиваться молодёжи.
Исследуйте поднятую проблему:

  • насколько она актуальна
  • проверьте юридическое обоснование
  • отражалась ли проблема в СМИ ит.д.

Методом «мозгового штурма» проведите коллективное обсуждение мер, при помощи которых можно справиться с этими нарушениями. Записывайте ваши предложения на листе бумаги.
Оцените, какие предложения вам кажутся нереалистичными, а какие можно осуществить.
Обобщите предложенные меры.

 Задания группам:

  1. Все дети имеют право на счастливое детство, но не все родители могут или хотят его обеспечить. Дети в некоторых семьях подвергаются физическому и моральному насилию, унижению.
  2. Родитель несут основную ответственность за воспитание ребёнка, но некоторые из них ограничиваются тем, что считают своей обязанностью накормить и одеть, а воспитанием, по их мнению, должна заниматься школа. Такие дети часто попадают под влияние «улицы», их поведение становится девиантным.
  3. Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и заботу, но государство сегодня зачастую закрывает специализированные школы, такие дети вынуждены учиться в обычной школе или переходить на домашнее обучение.
  4. Ребёнок имеет право на пользование совершенными услугами здравоохранения, но государство не всегда может это обеспечить. В сельской местности и небольших городах не всегда могут оказать своевременно эту помощь: нет специалистов, нет современного оборудования, нет нужных медикаментов. Иногда для лечения ребёнка приходится прибегать к платным услугам.

Задание: Придумать свой план действий по защите данного права. Вы можете и должны продумать мероприятия на школьном уровне, местном уровне поселения, районном и общенациональном уровне. Вы должны продумать, к кому и зачем вы будете обращаться, стоит ли подключать СМИ, что лично вы сможете сделать для решения данной проблемы. От вас хотят услышать обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить других или просто сообщить свою позицию. Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, воспользуйтесь ПОПС – формулой:

П – позиция ( в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод)     – …потому что…
П – пример (факты, иллюстрирующие довод)              – …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать)                       – …поэтому…

4.2. Выполнение задания
4.3. Представление результатов работы  

Беседа с участниками:

– Какой проект был самым эффективным?
– Почему?
– Что нового узнали на занятии?
– Чему научились?
– Необходимы ли вам эти знания?
– Важно ли знать свои права и обязанности в подобных ситуациях?
– Что вам пригодится в реальной жизни из того, что мы делали сегодня на занятии?
– Изменился ли ваш взгляд на возможность участия молодёжи в преобразовании будущего человечества? В преобразовании сегодняшнего дня?

В  заключение сегодняшней встречи мне хотелось бы прочитать вам притчу о метели:

«Вот вышел сеятель сеять.
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Беседа с участниками:

– Какое смысловое значение имеет притча?
– Я надеюсь, те слова, которые вы сегодня услышали, упали на добрую землю, сохранятся в вашем сердце и принесут плоды.