Урок по познанию мира во 2-м классе по теме: "Животный мир Казахстана"

Разделы: Начальная школа


Тема: Животный мир Казахстана.

Задачи урока:

  1. сформировать представления учащихся о жизни животных Казахстана;
  2. научить учащихся распознавать животных своего края;
  3. развивать познавательный интерес учащихся;
  4. учить применять в работе ранее полученные знания;
  5. учить рассуждать и делать выводы.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, графопроектор, компьютер, магнитофон; слайды животных Казахстана, рисунки учащихся с изображением верблюда, карточки с изображением животных разных стран, программа  президента РК Н.А.Назарбаева  «Казахстан 2030»,музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Психологический настрой.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Вступительная беседа

– Мы много говорили о растениях, птицах Казахстана, а сегодня мы полетим в гости к животным Казахстана. Что-то вы уже знаете о них, а что-то для вас будет новым. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Ведь животные распространяют плоды и семена этих растений.
– К нам в гости прилетел беркут.

– У кочевников особое место занимает степной орёл или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов Казахстана имеет давнюю традицию для степняков. Это символ свободы, стремление к высоте, полёт в будущее. Что вы уже  знаете о беркуте?
– Действительно крупная птица весит 6 кг. Самка выводит 1-2 беркутят, выживает только один.
Отец  лишь приносит  еду, мать кормит, обогревает, охраняет малыша, учит его летать. У таких птиц и добыча должна быть крупная. Нападает на оленят, косулят и лисят.

4. А теперь полетим дальше, но на пути у нас препятствие – надо заполнить кроссворд.

Задания кроссворда:

  1. Про кого говорят: «зимой – белый, летом – серый »? (Заяц)
  2. Какое дикое животное танцует весной танец  «фокстрот»? (Лиса)
  3. Серый, зубастый по лесу рыщет телят, ягнят ищет (Волк)
  4. Какое  животное называют «кораблем пустыни»? (Верблюд)
  5. Хищное животное из семейства кошачьих живет в высокогорьях у границы вечного снега, похож на леопарда? (Барс)

– А теперь на нашем пути остановка – встреча с зайцем.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

– Чем питаются зайцы?
– Назовите врагов зайца?
– Чем отличается заяц-русак от зайца-беляка?
– Какую роль играют задние ноги зайца?

Учитель: Заяц прыгает и бегает быстро. Некоторые зайцы могут развивать скорость до 50 км в час. Интересно, что из-за длинных задних ног в гору зайцу бежать легче, чем под гору. Под гору он не бежит, а катится кувырком.

6. Следующая остановка – «Отгадай с кем встреча?». Кто это, рыжий, петляет, гонится за зайцем?

Работа в группах

Беркут разбросал группам  учащихся  на парты листки-задания  – прочитать и пересказать

1 группа: В нашей стране наиболее  известной и распространенной является рыжая лиса. Среди лисиц встречаются темные, черно-бурые, коричневые и даже совершенно черные лисицы. Но официально они все-таки числятся рыжими.

2 группа: Когда количество грызунов по каким-то причинам уменьшится, лиса вынуждена нападать на зайцев, куропаток, есть насекомых, ягоды, плоды разных растений или поедать падаль.

3 группа: Своим пушистым хвостом действует как рулем, делая резкие повороты во время преследования. Хвостом же лисица укрывается, свернувшись клубочком и уткнув нос в него.

4 группа: В марте или апреле у лисицы рождаются 4-6 слепых детенышей. Лисята растут быстро и живут в норе 3-4 месяц. Оба родителя приносят им сюда пищу. Лисица-мать охраняет их.

5 группа: Лисица водится на полянах, на болотах, в лесах, перелесках. Густая пушистая шубка защищает лису от самых трескучих морозов. Ноги лисицы  густо обрастают шерстью, и лисица как бы в валенках, ноги ее не зябнут, даже в сильные морозы.

Кто-то серый, зубастый уже так наелся, что запел.

Учитель: Животные нашего края прислали к нам на урок телеграммы о волке:
1 ученик: Длина тела волка 105-160 см, весит 35-50 кг. Скорость передвижения на мелкой дистанции 85 км/час
2 ученик: У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Весной появляются волчата – 4-6 детенышей. Заботу о них проявляют оба родителя.
3 ученик: Охотятся волки ночью. А к зиме собираются в стаи – 6-10 волков. Он может не есть несколько дней, не теряя силы.
4 ученик: Днем они прячутся в зарослях кустарников и по оврагам. Охотятся на оленей, лосей, коров, куропаток, тетеревов, зайцев. Не брезгуют падалью.
5 ученик: За одну ночь при удачной охоте волк съедает до 10 кг мяса. Остатки пищи зарывает в снег, а летом прячет в укромное место, куда позже возвращается, когда проголодается.
Учитель: Но вот волк чего-то испугался. Это он заметил беркута и помчался прочь. Бежал, бежал и не заметил, как добежал до пустыни. Там он встретил «корабль пустыни». Кого так называют?

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

– Чем  питаются верблюды?
– Почему верблюды могут долго обходиться без пищи?
– С какой целью человек разводит верблюдов?

Дополнения  учителя: Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы, которые не тонут в сыпучем песке пустыни. Брюхо и ноги также защищены мозолистыми утолщениями от ожогов. Густые длинные ресницы защищают глаза от песчинок. Едят верблюды горькую полынь, солянку, колючку. Могут пить горько-соленую воду.

7. Рассказ – объяснение  учителя:

Учитель познакомил учащихся  с новой программой-2030  Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, его книгой «Казахстан-2030», из которой мы узнали, что к 2030 году наш Казахстан станет Центрально-Азиатским Барсом и будет  служить примером для других стран. У каждой страны есть свой символ. Символом нашей страны является барс.

Краткая характеристика снежного барса, данная учителем:

Снежный барс из семейства кошачьих. Длина тела 103-130 см, хвоста – 80-105 см. Похож на леопарда, но окраска дымчато-серая, с тёмными кольцами. Мех густой, пушистый, такой же и на хвосте. Питается горными козлами, зайцами, сурками. Обитает у границы вечного снега, в высокогорьях. Занесён в Красную книгу.
Наш президент мечтает о том, чтобы Казахстан 2030 года стал чистой и зеленой страной, со свежим воздухом, прозрачной водой. Чтобы наше государство процветало в мире и согласии. А ведь в нашем мире есть еще много зла. А отчего на свете бывает зло?  Ответ вы увидите в театрализованном представлении «Как избежать зла».

8. Представление подготовлено учащимися класса с музыкальным сопровождением

Как избежать зла

(Сказка)

В давние времена жил в лесу один человек. Звери и птицы не боялись его и разговаривали с ним на человеческом языке. Однажды вечером человек расположился под одним деревом на отдых. Под соседним деревом собрались все звери и птицы, обитавшие в том лесу, и повели между собой разговор.
– Отчего на свете бывает зло?– спрашивали они друг друга.
Ворона сказала:
– Зло бывает от голода. Когда проголодаешься, совершаешь зло, не считаясь ни с чем. Как много погибло от голода моих родственников! Если не будет голода, не будет и зла.
Голубь сказал:
– Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку, мы никогда бы не злились. Мы живём парами. Когда преданно любишь свою голубку, нет тебе покоя. Всё время думаешь, как накормить подругу, как лучше нарядить её. Стоит ей куда-нибудь отлучиться, пока не вернётся, тебя охватывает тоска. Если долго не возвращается, идёшь искать её и порою рискуешь погибнуть. Всё зло от любви.
Прошипела змея:
– А по-моему, зло бывает от раздражительности. Если бы мы жили дружно, все было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь злиться. А когда разозлишься, так и хочется кого-нибудь ужалить. А ужалишь – убьют тебя.
– Нет, – сказал олень,– зло на свете – от страха.
Если бы не было страха, всё было бы хорошо. Вот я бегаю быстро, сил у меня много. Маленьких зверюшек легко сбиваю рогами, а от крупных спасаюсь только бегством. Плохо быть боязливым, шелохнётся ветка дерева, зашуршат листья – бежишь во всю прыть и не замечаешь, как летишь в овраг или хватают тебя собаки. Надо быть смелым.
Слушал, слушал человек животных и вступил в разговор.
– Вы все по-своему правы, – сказал человек. – Но дело не в голоде, любви, раздражительности или трусости. Все живущие на земле должны стремиться делать  друг другу добро. Тогда исчезнет зло.

9. Итоговое задание – работа по карточкам с изображением разных животных.

Подчеркнуть то животное, которое обитает в наших краях.

10. Рефлексия

– Какие знания вы положили сегодня в копилку знаний?
Если вам понравился урок, то изобразите на лице улыбку. Не забудьте, что ваше настроение будет зависеть не только от того, понравился ли  он вам или нет, но и понравилось ли вам как вы работали на уроке. На своем лице я тоже изображу улыбку, потому что вы сегодня очень хорошо отвечали на уроке. Спасибо вам.
За лучшую работу на уроке  учащиеся класса были поощрены медальончиками с изображением снежного барса – символом Республики Казахстан.