Конспект урока по географии "Климат и человек"

Разделы: География


Тема урока: «Климат и человек»

Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • Сформировать знания учащихся о разнообразии климатических условий на территории России и их влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность человека.
    • Рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей.
    • Рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства.
    • Показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.
  • Развивающие:
    • Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
    • Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа.
    • Продолжить формирование умений анализировать картографические данные и делать выводы по изучаемому материалу.
    • Развитие культуры письменной речи учащихся, расширение словарного запаса.
  • Воспитательные:
    • Продолжить формирование научного мировоззрения.
    • Показать связь с реальной жизнью.
    • Воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека.
    • Расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
    • Формировать  патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.

Основные методы, применяемые на уроке:

  • словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);
  • практические (заполнение таблицы);
  • наглядные (работа с наглядностью, проектором);
  • методы устного контроля (фронтальная беседа и беседа по новому материалу).

Основные формы деятельности учащихся на уроке:

  • работа в парах
  • фронтальная
  • индивидуальная (выполнение географического диктанта).

Оборудование урока:

  • физическая и климатическая карты России;
  • карта «плотности населения России»;
  • карта «Агроклиматические ресурсы»;
  • атлас 8 класса;
  • таблица № 1. Неблагоприятные климатические явления;
  • таблица № 2.  Влияние климатических факторов на здоровье и жизнедеятельность человека;
  • проектор (презентация «Климат и человек»).

ХОД УРОКА

Отчего зависит погода? –
От места, в котором находишься ты,
Его высоты, его широты, долготы,
А также –  от настроения.

Ю. Пономарева

I. Организационный момент

1. Приветствие:

– Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок.
–  Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
– Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

2. Определение  отсутствующих

3. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Целеполагание и мотивация

Постановка цели и мотивация в ходе вводной беседы с учащимися

1. Вводная беседа с целью актуализации опорных знаний учащихся по данному вопросу.

Интересный факт:

С октября 1981 г. специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных  парадов и демонстраций. Каким образом? Что известно вам о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (Учитель предлагает вспомнить все, что ребята знают о климате и его влиянии на человека)

2. Постановка учебной задачи

Учитель формулирует главную проблему урока: влияет ли климат на человека и как? Какова обратная связь? Учебная задача решается совместными усилиями с учащимися.

III. Актуализация  знаний и умений

1. Работа с терминологической картой. (Приложение 1, презентация «Климат и человек»)

Повторение понятий:

  • климат
  • солнечная радиация
  • суммарная радиация
  • воздушные массы
  • циклон
  • антициклон
  • атмосферный фронт
  • атмосферное давление
  • погода
  • коэффициент увлажнения
  • испаряемость
  • амплитуда
  • трансформация

2. Работа с картами атласа

–  Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотности населения России» и ответьте на вопросы:

1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему?
2.В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему?
3. Как вы думаете, оказывает ли климат влияние на жизнь человека?

3. Тестовая  работа. (Письменная проверочная работа  по вариантам, содержит вопросы предыдущей темы – 7 минут)

Вариант 1

1. Преобладающая часть территории России расположена в климатическом поясе:

а) субтропическом     б) арктическом     в) умеренном     г) экваториальном

2. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных   условиях, называется:

а) испаряемость     б) увлажнение     в) коэффициент увлажнения     г) испарение

3. Назовите район России с высоким уровнем комфортности:

а) низовья Енисея     б) город Мурманск     в) Краснодарский край     г) республика Коми

4. Постепенное изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности называется:

а) циркуляцией     б) трансформацией     в) погодой     г) атмосферным давлением

5. Выберите верные утверждения о климате России: (выберите 3 верных ответа)

а) Наибольшее количество солнечной радиации поступает в южные районы страны.
б) На климат нашей страны оказывают влияние воздушные массы всех океанов.
в) При перемещении теплых воздушных масс в  сторону холодных образуется теплый фронт.
г) Город Оймякон – самый холодный в Северном полушарии.
д) Для островов Северного Ледовитого океана характерен субарктический климат.

Вариант 2

1. Какой из перечисленных климатообразующих факторов для нашей страны наиболее важный?

а)  географическая широта
б) подстилающая поверхность
в) хозяйственная деятельность человека
г) морские течения

2. Замкнутая область низкого атмосферного давления – это:

а) циклон
б) пассат
в) антициклон
г) муссон

3. Назовите район России  с неблагоприятными условиями для проживания человека:

а) Красноярск
б) Екатеринбург
в) Анадырь
г) Москва

4. Определите тип климата, если летом очень много осадков приносимых с океана, а зима сухая:

а) резко континентальный
б) арктический
в) муссонный
г) субарктический

5. Выберите верные утверждения о климате России: (выберите 3 верных ответа)

а) На юге Дальнего Востока летом господствует морской арктический воздух.
б) Воздушные массы способны трансформироваться при перемещении над определенной территорией.
в) Атлантический океан оказывает на климат умеренных широт меньшее влияние, чем Тихий.
г) Сибирский антициклон – это обширная область высокого давления, оказывает решающее значение на суровость зимы в Сибири.
д) Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше тепла получает данная территория.

Проверка  самостоятельной работы.

Правильные  ответы и  нормы (презентация «Климат и человек»)

Вариант 1.                                                  Вариант 2.

1 – а                                                                   1 – а
2 – а                                                                   2 – а
3 – в                                                                   3 – в
4 – б                                                                   4 – в
5 – а, в, г.                                                           5 – б, г, д.

Правильные ответы                               Оценка

5                                                                   «5»
4                                                                   «4»
3                                                                   «3»
2                                                                   «2»

IV. Изучение нового материала

Физкультминутка

Для улучшения  мозгового  кровообращения:

Исходное положение – сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 

Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6.
В среднем темпе 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Мотивация учащихся на изучение нового материала постановкой проблемных  вопросов:

1) Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность  людей? Как?
2) Какие неблагоприятные климатические явления, вы знаете?

– Для решения поставленных задач нам необходимо проработать несколько теоретических вопросов.

1) Обратите внимание, пожалуйста, на доску, на которой изображена схема. Работая с данной схемой и со слайдами презентации, мы с вами сейчас докажем, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.

Особенно от климата зависит сельское хозяйство. Свойство климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Важнейшими  показателями  агроклиматических  ресурсов являются:

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 С (вегетационный период)
  • сумма температур за этот период
  • коэффициент увлажнения
  • мощность и продолжительность снежного покрова

Работа с картой (карта «Агроклиматические ресурсы»)

– Какие культуры позволяют выращивать агроклиматические ресурсы нашей местности?  (Овес, озимая пшеница, озимая рожь, лен)
– Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры?  (Сильные морозы и заморозки)

Россия в силу географического положения  несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения:

  • расходы на строительство  и отопление зданий
  • производство теплой одежды и продуктов питания

– Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе? (Народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.)
Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остекленением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами. А в условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, необходимы летние помещения: веранды, и остекленные террасы.

– Ежедневный прогноз погоды важен не только для выходящих из дома людей, но и  людей управляющих различными видами транспорта. Для навигации морских  и  воздушных судов существует  три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов или дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана.                                                                                                                   

Климат влияет на здоровье людей. Каким образом?

  • при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
  • долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
  • недостаток йода в окружающей среде ведет к заболеваниям щитовидной железы;
  • в горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.

– Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат? (Да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа)

Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:

1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС.
2. Вырубка лесов.
3. Увеличение доли автомобильного транспорта.

2) Сообщения учащихся о неблагоприятных климатических условиях. Среди неблагоприятных климатических  условиях для человека и его жизнедеятельности можно назвать: засухи, пыльные бури, заморозки, град, гололед, ураганы, сильные ливни.
Учащиеся слушают своих товарищей и заносят основную информацию в таблицу (презентация «Климат и человек»)

Вид явления Особенности проявления Районы проявления в России
засуха    
пыльная буря    
заморозки    
град    
гололед    
ураган    
сильные ливни    

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

V. Закрепление нового материала

Географический диктант (Презентация «Климат и человек»)

  • Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью.
  • Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
  • Осадки в виде частиц льда.
  • Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
  • Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
  • Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
  • Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
  • Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.
  • Жители, каких городов испытывают на себе влияние продолжительной и суровой зимы. 
  • Представители каких профессий  составляют прогноз погоды.

Проверка  географического диктанта: (презентация «Климат и человек»)

  • Заморозок
  • Сильные морозы
  • Град
  • Гололед
  • Туман
  • Суховей
  • Ураган
  • Засуха
  • Норильск или Мурманск
  • Метеорологи, синоптики

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок в журнал.

VII. Рефлексия

1. Сегодня на уроке мне понравилось…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До  сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю…

IX. Домашнее задание

Параграф 22 учебника и письменно ответить на вопросы: «Какие неблагоприятные климатические условия встречаются в вашей местности? В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»