Ценности православной культуры

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов;
  • познакомить с искусством иконописи как одной из разновидностей древнерусской живописи;
  • на примере бессмертных творений познакомить с разными видами икон, строением иконостаса;
  • расширить знания учащихся об истории книгопечатания на Руси;
  • воспитывать чувство прекрасного и эстетические вкусы;
  • воздействовать  на положительные эмоции учащихся;
  • пробудить у них чувство сопереживания, гордости за свою Родину.

Оборудование и материалы: компьютерные презентации учащихся, церковные принадлежности, древнерусские книги.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель.

Аз, Буки, Веди и Добро
Равноапостольским глаголом
Наводят мост меж новым домом
И тем, что здесь стоял давно.

Завершающая неделя месяца – это неделя письменности и православной культуры. Центром проведения её в этом году стал город Саратов. К этим событиям мы приурочили нашу встречу.
Сегодня мы будем говорить о ценностях православной культуры: христианских храмах, иконах,  колокольных звонах, печатных книгах. Мне хочется представить гостей нашей встречи это: настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы иерей Игорь Павловский, директор МУК им. Чапаева Трапезникова Т.И., местные жители, которых вы хорошо знаете Пучкова М.Т., Солоха А.В., Локтионова В.Я., корреспонденты газет «Новое время», «Новое Заволжье».

Ученик (читает стихотворение).

Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается с Русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива все еще старина.
Начинается родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Начинается Родина с дали,
Что зовет и уводит туда,
Где горит горизонт и пылает
Человеческой жизни заря.
Начинается Родина с мыслей,
Чистых, светлых, душевных, простых,
Искрометных и творчески быстрых,
Дерзновенных, красивых, своих!
И с мечты начинается Родина,
Сокровенной в основе своей,
Окрыленной, восторженной, радужной,
Яркой жизни, твоей и моей!
Начинается Родина с песни
Про великую, Древнюю Русь,
С той земли, на которой живу я
И своею Россией горжусь!  

(Ромашина Н.Ф.)

Учитель. Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней в наши дни. Они в недостатке знаний, но причины еще и в драматичной судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная. Задача древнерусской живописи – воплотить слово, воплотить в образы учение Христа.
Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское слово.

  • Ученик 11 класса  выступает с презентацией «Смысл и значение православной иконы». (Приложение 1).

Ученица:

У ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА

А северный мастер такие писал образа,–
где ангел Господень на землю струился очима,
и свет, нисходивший с небес деисусного чина,
на страждущих падал, врачуя, как Божья роса.
И судной печатью горел на Егории плащ,
и не было ни торжества, ни тем паче глумленья
над змием поверженным, а по песку искупленья
шел праведник в красном, защитник –не волк, не палач.
И если смятенный в надежде всходил на порог,
то видел – клонились к нему состраданные лики:
сквозь кривду столетий, обманную сумрачь олифы,
окладов оковы – и Матерь, и Сын, и Пророк.
Не охра сусальная, а – синева, бирюза
на нимбах яснели дыханием горних отметин.
Несуетным сердцем возвысься до мысли о смерти...
Такие кирилловский мастер писал образа.

(Ст. Минаков)

  • Ученица 10 класса выступает с презентацией «Сокровенные рецепты». (Презентация составлена на основе статьи В.Горшковой «Сокровенные рецепты»).
  • Ученица 10 класса выступает с презентацией «Образы древнерусской живописи»
  • Ученица 8 класса выступает с презентацией «Виды икон с изображением Богоматери».

Ученик. 

Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошел над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над родиной не праздною.
Над Русью бьют колокола
Из дальнего и близкого,
Где горький пепел и зола
Восстали обелисками.
Кричат, кричат колокола
По тем, кто гордо выстоял,
Чей стон, чей крик из-за угла
Оборван подлым выстрелом.
Над Русью бьют колокола
С отчаянной надеждою.
Как прежде в небе два крыла,
Но ветер не по-прежнему.
Он бьет в лицо, он валит с ног,
Трезвея от веселья.
И дайте срок. И дайте срок…
Бьет в колокол Россия!

(Ромашина Н.Ф.)

Учитель. Сегодня нам предстоит открыть еще одну страницу в истории отечественной культуры. Давайте постараемся прочитать, подумать. Окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающих духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими.

  • Ученица 10 класса выступает с презентацией «Колокольные звоны – составная часть духовной культуры России»
  • Ученица 10 класса выступает с презентацией «Древнерусские книги»

Учитель. Очень часто можно услышать вопрос: «Галина Николаевна, а правда что раньше на месте школы стояла церковь?» Отвечая на  этот вопрос, мы провели исследование. Встретились с местными жителями, работали в архивах, провели опрос среди старшеклассников.

  • С результатами работы учащихся, занимающихся в краеведческом кружке,  над проектом выступает ученик 10 класса. (Приложение 2)

НА РОДИНЕ

Желтеющий донник по склону отрога,
И падает лунь, пригибая крыло,
И близко к обрыву подходит дорога
И, щебнем хрустя, убегает в село;
И нижутся избы смиренно и просто,
И свежею вспашкой чернеют поля,
И блеклый штакетник бежит вкруг погоста,
И в два моих роста стоит конопля;
И древние ветлы шумят вдоль канавы,
И нежно желтеет нагретой стеной
Старинное зданье казенной управы,
Где прадед служил волостным старшиной...
За ветлами – край кукурузного клина,
А в ломком бурьяне, шагах в тридцати, –
Разрушенной церкви белеет руина,
А барской усадьбы – следов не найти...
Колючий татарник прильнул к частоколу,
За пыльной дорогой – овечий загон;
А дед мой когда-то в приходскую школу
Спешил по утрам мимо этих окон;
И луж вереница стояла, сверкая,
И было еще далеко до беды;
И так же дрожали под свесом сарая
Холодные былки степной лебеды...

(П.Катин)

Учитель представляет слово гостям.

Ученик.

ПРОЩЕНИЕ

Я человека осудила
В пустой житейской болтовне
И мимо храма проходила,
И что-то вдруг открылось мне.
Здесь храм стоял, я это знала,
Его давно на свете нет,
Но я как будто увидала
Его печальный силуэт.
Казалось, свечи там горели,
Был слышен колокольный звон,
Казалось, на меня смотрели
Глаза невидимых икон.
И будто душу осветило
Лучом нездешнего огня,
И в этот вечер я простила
Всех тех, кто осуждал меня.

(Св. Фомичева)

Учитель подводит итог встречи. Предлагает учащимся поделиться  впечатлениями.

Список использованной литературы:

  1. Антонов М.В. Сокровища русского искусства XI-XVI вв. М.1971.
  2. Баранова Светлана. Рукодельных хитростей изрядные изыскатели. Родина. №1. 1994.
  3. Горшкова В. Зримый образ незримого. Родина. №11. 1993.
  4. Горшкова В. Светоносная палитра. Родина. №2. 1994.
  5. Горшкова В. Сокровенные рецепты. Родина. №12. 1993.
  6. Гусев Н.В. Некоторые приемы построения композиции в древнерусской живописи XI-XVII вв.//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М. 1968. С.126-139.
  7. Корнилова К.В. Окно в минувшее. Л. 1968.
  8. Культура Византии. 2-я половина VII- XII вв. М., 1989. С.401-469.
  9. Ромашина Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности». 10-11 кл. М.Глобус. 2007.
  10.  Совинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. М. 1903.
  11.  Успенский А.И. Очерки по истории русского искусства. Т. М. 1910.
  12.  Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись, техника и реставрация. М. 1861.
  13.  Шабасова Оксана. Чудотворная Богородица. Родина. №6. 1995.
  14.  Щавинский В. Очерки по истории техники живописи в Древней Руси. М. 1935.