Коррекционно-развивающее занятие на тему " Какая бывает память". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба

Класс: 1


Цели занятия: знакомство детей с видами памяти, способами тренировки памяти.

Задачи:

  • дать понятие о видах памяти;
  • cпособствовать развитию памяти, внимания;
  • развивать зрительное, слуховое восприятие;
  • формировать умение оформлять в речи свои суждения, объяснения;
  • воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование:

  • компьютерная презентация;
  • фонограмма «Звуки леса»,
  • фонограмма детских песен,
  • корзинка с грибами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Начало занятия

Включена фонограмма «Музыка счастья». (Приложение 1, слайд 1)
Дети встают в круг. Здороваемся (трут ладошками о ладошку соседа, трутся плечом, улыбаются). Повернулись к гостям, улыбнулись. Садятся на места.

– Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумали: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Греет солнышко, кругом зеленая травка, поют птицы (представляют, открывают глаза).

Звучит фонограмма «Музыка счастья». Показываю игрушку – солнышко, прикрепляю ее на доску.

2. Сообщение темы

Вы любите путешествовать? (Ответы детей)
– Сегодня мы отправляемся в волшебное путешествие. Все, что встретится нам на пути, мы должны запомнить и, вернувшись, домой (в интернат), рассказать обо всем родителям (воспитателям).
– С каким настроением мы отправимся в путешествие? (Ответы детей)
– Итак, наше путешествие начинается! (Приложение 1, слайд 2 школа)
– О том, что мы рады и веселы, догадалось солнышко, оно желает нам счастливого пути.
(Приложение 1, слайд 2 – анимация улыбающегося солнышка над поселком).

3. Актуализация

– Мы идем по тропинке, которая привела нас из поселка в тундру (Приложение 1, слайд 3 – картинка тундры). Дует легкий ветерок, покачивая ветви березок (Приложение 1, слайд 4). Давайте покажем, как качаются березки и чуть слышно переговариваются меж собой, здороваясь с ветерком и с нами (можно использовать аудиозапись на слайде шума качающихся деревьев, ветра). Дети изображают, как качаются деревья, дуют как ветер.

4. Знакомство со зрительной памятью

– Смотрите, какая красивая птица! (Приложение 1, слайд 5 – рисунок птицы)
– Улетела. А вы запомнили, какая она была? (Ответы детей)
– А что помогло нам запомнить, как выглядела птица? (Ответы детей)
– Да, память глаза, помогла нам запомнить ее образ, а называется она зрительная память.
Вывешиваю картинку – «зрительная память» (Приложение 2).
– Идем дальше, решили поиграть.

Игра «Кто за кем стоит» (развитие зрительной памяти)

– Что помогло нам запомнить, в каком порядке выстраивались дети? (Ответы детей)
– Молодцы, это работала именно наша зрительная память.

5. Знакомство со слуховой памятью

– Ой, дождик! Прячемся под деревьями и кустарниками. (Приложение 1, слайд 6 – рисунок с изображением дождя над тундрой, шум дождя), дети озвучивают, как капает дождик.
– Ветерок разогнал тучи. Снова светит солнце (Приложение 1, слайд 7 – солнышко).
– Вы помните шум дождя? (Дети отвечают)
– А что помогло нам его запомнить? (Ответы детей)
– Да, память уха, а это слуховая память помогла запомнить этот шум.
Вывешиваю картинку – «слуховая память». (Приложение 3)
– Молодцы, давайте порадуемся солнышку хлопками. Только я буду хлопать, а вы должны повторить эти хлопки, договорились?

Игра «Повтори хлопки» (развитие слуховой памяти)

– Вот, ребята, мы и потренировали свою слуховую память.

5. Знакомство с двигательной памятью

– Идем дальше (слайд 8 – тропинка), устали, вдруг увидели… (Приложение 1, слайд 9 – оленья упряжка) – Что? (Оленью упряжку). Сели, крикнули: «Хэй!» (кричат) и поехали. Олени быстро побежали. Как бегут олени, покажите ножками, не вставая с места, как это делается (дети показывают на месте бег ногами).
– Наши ноги запомнили нужные движения, и мы привычно бегали на месте.
– А память на движения, называется двигательной памятью (дети повторяют).
Вывешиваю картинку «двигательная память» (Приложение 4).

6. Физкультминутка

Я розовым утром по тундре скачу, (бегут на месте)
Я солнцу навстречу с оленем лечу. (разводят руками, поднимая их с верху вниз)
Верхом на олене я песню пою (машут одной рукой, как арканом)
Про солнце, (разводят руками, поднимая их с верху вниз)
Про ветер, (дуют)
Про тундру мою! (разводят руки в стороны)

В. Алданский

– Ребята, а кто сможет выполнить эту физкультминутку дома со своим младшим братом или сестричкой или показать ее родителям? (Ответы детей)
– Молодцы, значит, у вас хорошо развита двигательная память.

7. Знакомство с речедвигательной памятью

– Едем дальше. Чтобы нам было веселее ехать, мы поем песню. (На слайде 10 Приложения 1 играет фонограмма детской песенки).
– Органы речи помнят, как им надо работать, чтобы произносить слова, а помогает в этом наша речедвигательная память (дети повторяют)
На доску вывешивается картинка – «речедвигательная память» (Приложение 5)

8. Знакомство с памятью ума

– Мы доехали до речки (Приложение 1, слайд 11 – река)
– Как мы переедем через нее? (По мосту)
– Почему не по воде? (Ответы детей)
– Вы это знаете, потому, что у вас есть память ума.
На доску вывешивается картинка – «память ума» (Приложение 6).
– У реки есть волшебный мост, но он невидимый.
– Чтобы он нам показался, и мы смогли пройти по нему, нужно решить задачу. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (Ответы детей)
– Молодцы! Вот и показался наш волшебный мост (на слайде 12 Приложения 1 появляется мост).
– Какая память помогла решить задачу? (Ответы детей)
– Ваша память ума сохранила все, что вы уже узнали, обдумали и поняли. Она помогла вам по мосту (не по воде) проехать через реку (дети повторяют название памяти).

9. Знакомство с памятью на запахи

– За речкой небольшой лесок (открывается слайд 13, Приложения 1 – картина с грибами). А грибов, видимо-невидимо. Какие грибы мы будем собирать? (Съедобные) А какие съедобные грибы вы знаете, которые растут у нас в тундре? (Подосиновики, подберезовики, маховики, сыроежки, грузди, волнушки) Ой, посмотрите, ребята, сколько мы грибов насобирали!.. (Достаю корзинку с грибами)
– Имеют ли грибы запах? Кто помнит, как пахнут грибы? (Тундрой, мхом, болотом…)
– А давайте их понюхаем (дети подходят, нюхают грибы). Вы запомнили, как они пахнут надолго, потому, что у нас есть память на запахи (повторяем)
На доску вывешивается картинка – «память на запахи» (Приложение 7).
– А теперь пора возвращаться домой. Обратно мы пойдем по тому же пути. Кто расскажет, как будем возвращаться? (Дети пересказывают обратный путь)
(В это время показываются слайды в обратном порядке).

– Молодцы! Вот мы и вернулись обратно в нашу школу.
– А как вы запомнили обратный путь? (Обращаюсь к картинкам) (Ответы детей)
– Нам помогали разные виды памяти.

10. Итог. Рефлексия занятия.

– А теперь расскажите, с чем мы познакомились сегодня на занятии? Какие виды памяти вы узнали? (Ответы детей)
– Как вы считаете, какой вид памяти лучше развит у вас? (Ответы детей)
– Вот сейчас мы попробуем об этом рассказать, но не словами, а символами, разноцветными квадратиками. Каждый из вас выберет те квадратики, которые обозначают ваши наиболее развитые виды памяти. Именно они вам помогали в путешествии. Разложите их на парте (Дети раскладывают квадратики).
– Молодцы, оказывается, у всех ребят развиты разные виды памяти.
– Главное, ребята, чтобы вы поняли, что память, необходима человеку всю его жизнь. Для этого о ней надо знать, развивать ее и тренировать.
– Ребята, а вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)
– Давайте покажем это ладошками. Если понравилось, ладошки поворачиваем ко мне, вот так (показываю), если не понравилось, ладошки смотрят на вас, а если не знаете, ладошки смотрят в разные стороны (показываю). (Дети показывают ладошки).
– А теперь мы встанем, улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям, похлопаем себе.
– Молодцы! Наше солнышко тоже очень радо, оно улыбается вам и желает удачи!
(Открывается слайд – «Желаю удачи!»)
– Наше занятие окончено.

После этого урока можно провести серию игр-практикумов по развитию памяти.