Внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме: "Наши пернатые друзья"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: Наши пернатые друзья.

 Цели:

  • Развивать экологическую культуру детей.
  • Вызвать желание, потребность в общении с птицами, чувство  сопереживания  им, готовности прийти на помощь.
  • Учить детей делать собственные открытия путем логических рассуждений, используя жизненный опыт.

Оборудование: Кормушка, сук дерева, корм для птиц, слайды изображающие птиц, действия человека, запись птичьих голосов, силуэты птиц, модели светофора.

План:

1. Вступительное слово учителя об осенних изменениях в природе.
2. Рассказы-задачи "Кукушка и Иволга", "Гуси-лебеди".
3. Разговор о зимующих птицах.
4. Игра "Мы летим, а мы остались" (на внимание)
5. Инсценированная загадка "Птичья столовая".
6. Игра "Экологический светофор"
7. Призыв к участию в экологическом проекте "Птичья столовая".
8. Заключительное слово учителя.

1. Вступительное слово учителя

(Звучит запись с постепенно стихающими голосами птиц)

–  На дворе осень. Окружающая нас природа с каждым днем меняет свой облик. Животные и растения готовятся к суровой зиме. Готовятся к зиме и птицы. Как? Подслушаем их разговор.

2. Рассказы-задачи

Кукушка и Иволга

–  Здравствуй, Кукушечка!
–  Здравствуй, Иволга, золотая!
–  Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте! Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после лета настает осень, что будто бы листья с деревьев осыпаются. А какой-то пухлячишко серенький болтал что бывает зима и какой-то трескучий мороз.
–  Пустая болтовня, дорогая соседка! Я десять лет на свете живу, бывала и на севере, и на юге, но ничего подобного не видела. На север в мае прилетаю –  лето, на юг в августе улетаю –  там тоже лето. Врут пичужки, не бывает на земле ни осеней, ни зим. Везде одно лето.

Учитель. Почему  Кукушка и Иволга утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Ответы учащихся) Послушаем разговор других птиц.

Гуси-лебеди

–  Гуси-гуси!
–  Га-га-га!
–  Есть хотите?
–  Да-да-да!
–  Поищите же тогда!
–  Мы искали, мы в воду ныряли, но ничего не достали!  Трава полегает, вода замерзает, холода наступают.
–  Что же делать вам, гуси?
–  Улетать за синие моря, за высокие горы, в теплые края!
–  Ну, летите же тогда!

Учитель: Какие еще птицы улетают на юг? Почему?
Дети. Журавли, ласточки, стрижи, соловьи... Улетают, т. к. стало холодно, насекомые попрятались, есть нечего.
Учитель: А какие птицы  прилетают к нам зимовать или вообще никуда не улетают?
Дети: Снегири, свиристели, клесты, щеглы, воробьи, вороны ...

3. Игра на внимание.

Учитель: А сейчас мы поиграем в игру на внимание, которая называется «Мы –  летим, а  мы – остались». Правила игры такие. Я называю птиц, если перелетных –  вы машете руками, если  зимующих – приседаете на корточках.
–  Синица, ласточка, журавль, воробей, сорока, скворец ,соловей, жаворонок, куропатка, галка, кукушка, дятел.

4. Разговор о зимующих птицах

Учитель: К концу сентября большинство птиц покидают свои родные места. Птицы, которые остаются зимовать, прилетают ближе к жилью человека, где могут найти себе пропитание. Ведь зима для пернатых –  самая тяжелая пора. Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Поэтому надо позаботиться об их зимней подкормке. Ведь большинство птиц гибнет от голода, а не от холода.
–  Как же мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Дети: Мы можем запасать корм, делать кормушки, подкармливать птиц.

5. Учитель показывает кормушку и корм (инсценированная загадка).

–  Какие же птицы прилетят к нашей кормушке? Давайте отгадаем и подберем корм птицам (прикрепляет силуэты птиц, насыпает корм).

Учитель:

– Мы –  серенькие птички,
Птички-невелички
По кормушке прыг да прыг.
Чик-чирик, чик-чирик.

Дети: Это воробей, а накормим мы его семенами подсолнуха, хлебными крошками, пшеном. (Засыпает корм в кормушку)

Учитель:

Жёлтая грудка, звонкий голосок.
Поем ка  я семечек и сала кусок.

Дети: Это синица. Подвесим кусочки сала.

Учитель:

Летом за пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит. (Загадка с подвохом)

Дети: Это грач. Но он не может прилететь к кормушке, т. к. грач –  перелётная птица.

Учитель:

Бела как снег,
Зелена, как лук.
Черна, как жук,
Поёт, как бес.
Полетела в лес.

Дети: Это сорока. А кормится она объедками, рассыпанными зёрнами.

Учитель: Поэтому сороку и ещё некоторых птиц называют санитарами.

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки.
Ведь это... снегири (дети хором)
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам швыряет,
Крошки собирает.
По полям ночует.
Зёрнышки ворует.

Дети: Это воробей. А покормим мы воробьёв крошками хлеба, зёрнышками.

Учитель: Какие ещё птицы прилетят к кормушке?

Дети: Галки, вороны...

Учитель: Вот и накормим наших друзей. Но запомните ребята, что...(ознакомление с правилами.)

–  Птиц надо кормить регулярно, т. е. каждый день. Особенно нужна им поддержка людей в метели и морозы.
–  Во время подкормки птиц не сорите, не оставляйте газеты, коробки, пакеты.
–  Корма дают немного и только то, что они едят: семена дикорастущих трав, кустарников, подсолнуха; корки хлеба, кусочки несолёного сала, ягоды рябины, пищевые отходы.

6. Игра "Экологический светофор"

Учитель: Каждый свет экологического светофора, как светофора на проезжей части дороги, имеет своё значение. Зажигая красный свет, он предупреждает, жёлтый –  запрещает, зелёный –  разрешает.

Учитель: Зачитывает описание поступков человека в природе, демонстрируя детям соответствующий слайд.  Участники игры оценивают этот поступок, открывая по сигналу один из кружков.

Ходим,ходим по лужку,
Собираем по цветку.
Красный, белый, синий цвет.
Замечательный букет.

Дети показывают  жёлтый кружок.

Учитель:

Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет как трещит,
Как усами шевелит.

Дети показывают красный кружок.

Учитель:

В лес зелёный я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой,
Будет этот зайка мой.

Дети показывают красный кружок.

Учитель:

В лес зелёный я пойду,
Зайку серого найду.
Не возьму его домой.
Пусть останется живой.

Дети: Зелёный свет.

7. Призыв к участию в экологическом проекте"Птичья столовая"

Учитель: Проект "Птичья столовая" проводится в зимнее время. Но чтобы его осуществить, необходимо подготовиться –  накопить корм, изготовить кормушки, разместить "столовую" на школьной территории. Когда всё будет готово, проводится торжественное открытие  столовой ;дети будут дежурить в ней, вести наблюдения. И вы заметите, что птицы стали привыкать к столовой и рады вашей помощи.

8. Заключительное слово

Учитель:  Давайте, примем активное участие в экологическом проекте, поможем нашим пернатым друзьям в трудное время.

Чтение стихотворения А. .Яшина "Покормите птиц ". (Звучат голоса птиц).

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов 
к вам слетятся
как домой
стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
горсть одна, –
и не страшна
будет им зима.
Сколько гибнет их –
не счесть,
видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце
есть
и для птиц тепло.
Разве можно забывать –
улететь могли,
а остались зимовать
заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
к своему окну,
чтоб без песен
не пришлось
нам встречать весну!