Повторительно-обобщающий урок по теме "Плотность вещества". Физика. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

  • Повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».
  • Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью измерительных приборов и средств измерений.
  • Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся, умений работать в группе.

Оборудование:

  • ПК, презентация к уроку, учебный диск «Физика 7-11 класс» КиМ;
  • печатные пособия:  тексты с вопросами физического диктанта, бланки для оформления экспериментальных заданий на  определение плотности, объема, массы твердого тела;
  • измерительные приборы, средства измерений: рычажные весы, разновесы, кусочки сахара- рафинада, бруски стальные, алюминиевые, кусочки парафина.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, озвучивание основных целей урока.

2. Повторение теоретического материала

Проводится письменная проверочная работа (физический диктант) по  основным теоретическим вопросам учебного материала. Задания раздаются в печатном виде. Учащиеся отвечают на вопросы в течение 5-7 мин, записывая ответы с использованием копировальной бумаги. Один вариант ответов сдается учителю, дубликат ребята оставляют себе. После окончания выполнения работы,  учителем озвучиваются вопросы,  учащиеся приводят свои  ответы. Образцы правильных ответов появляются на слайдах презентации. Ребята проводят самопроверку  и самооценку своих работ. Проверенные работы также собираются учителем.  (Приложение 1, слайды 1-18)

Физический диктант

Вариант 1

1. Что показывает плотность вещества?
2. Единицы измерения плотности в системе СИ.
3. Плотность вещества 7,1 г/см3. Какова его плотность в кг/м3?
4. Формула  для расчета плотности.
5. Из формулы плотности выразите массу и запишите полученное соотношение.
6. Определите, плотность какого тела больше?

7. При нагревании тело расширяется при этом его плотность …
8. В каком агрегатном состоянии (твердом, жидком или газообразном) плотность вещества минимальная?

Вариант 2

1. Как обозначается плотность?
2. Внесистемная, часто используемая единица измерения плотности.
3. Плотность вещества 8500 кг/м3. Какова его плотность в г/см3?
4. Формула  для расчета плотности.
5. Из формулы плотности выразите объем и запишите полученное соотношение.
6. Какое тело обладает меньшей плотностью?

7.При охлаждении тело немного уменьшается в размерах, при этом его плотность …
8. В каком агрегатном состоянии (твердом, жидком или газообразном) плотность вещества максимальная?

3. Повторение приемов решения расчетных задач по теме

1) Устная задача на расчет объема жидкости.

Определить объем керосина в цистерне (Приложение 1, слайд 19)

Ответ:  4 м3

2) Расчетная задача выполняется с объяснением у доски.

Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см.

Ответ: 112,5 кг

4. Экспериментальные задания (выполняются по группам или по рядам)

Перед началом выполнения заданий повторить правила взвешивания с использованием интерактивной игры (учебный диск «Физика 7-11 класс», КиМ).

Задание для группы 1

Определить, из какого материала сделан брусок.

Оборудование: весы, разновесы, линейка, таблица плотностей, металлический брусок.

Задание для группы 2

Определить объем кусочка парафина.

Оборудование: весы, разновесы, таблица плотностей, кусок парафиновой свечи.

Задание для группы 3

Определить массу куска сахара-рафинада.

Оборудование: линейка, таблица плотностей, кусок сахара-рафинада.

Результаты экспериментальных заданий представляют на доске по одному представителю от каждой группы. Остальные учащиеся сдают бланки с результатами измерений и расчетов на проверку учителю. Образцы бланков прилагаются (Приложение 2).

5. Развлекательная минутка

Физические загадки (Приложение 1, слайды 20-24).

6. Подведение итогов, оценки за урок

Домашнее задание: повторить п.21,22.

Домашняя экспериментальная задача: определить плотность куска мыла известной массы, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.