Интегрированный урок (физика + экологи)я по теме: "Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду"

Разделы: Физика, Экология


Тема урока: «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду»

Цель урока: объяснить учащимся принцип работы тепловых двигателей, дать их классификацию, рассмотреть область их применения и влияние этих устройств на окружающую среду.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с принципом действия тепловых двигателей, используя демонстрационный эксперимент;
    • дать учащимся историческую справку о создании тепловых двигателей, показать взаимосвязь физики и техники;
    • раскрыть роль и значение тепловых двигателей в современной цивилизации;
    • научить учащихся оценивать степень влияния тепловых двигателей на окружающую среду.
  • Развивающие:
    • развивать умение работать с дополнительной литературой, ресурсами Интернета, выделять главное, выдвигать гипотезы, делать выводы;
    • развивать познавательную деятельность учащихся, повышать интерес к проектной деятельности.
  • Воспитательные:
    • воспитание бережного отношения к школьному имуществу, экологической культуры, патриотизма;
    • развивать интерес учащихся к предмету.

Оборудование: проектор, ПК, экран, ЖК телевизор, DVD плеер.

Демонстрационное обеспечение урока: самодельная модель ДВС, штатив, пробирка с водой, закрытая пробкой, спиртовка, спички, презентация, DVD-диск «Школьный физический эксперимент».

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Методы урока: рассказ, эвристическая беседа.

Вид урока: интегрированный урок физики и экологии.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель. Урок начинаем с разминки. Два ученика выполняют задание на соответствие у доски. [2] Четыре человека работают письменно  по карточкам (задачи на усмотрение учителя). Остальные устно отвечают на вопросы.

Фронтальный опрос

  • Что называют внутренней энергией?
  • Что является источником энергии, которая используется в промышленности, в с/х, в быту?
  • Какие виды топлива вы знаете?
  • Откуда берется энергия при сжигании топлива?
  • При расчете двигателей инженеру нужно точно знать, какое количество теплоты может выделить сжигаемое топливо. По какой формуле это можно сделать?
  • Что такое q? Что означает запись q = 4,6 *107 Дж/кг?

Изучение нового материала

Учитель физики. Одна из главных задач человечества - научиться использовать внутреннюю энергию различных видов топлива, приводить за счет нее в действие устройства, способные совершать работу. Цель урока – познакомиться с тепловыми двигателями и принципом их работы, а также рассмотреть их влияние на окружающую среду. Запишите тему урока: «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду». Чтобы дать определение теплового двигателя, обратимся к опыту: в пробирку нальем немного воды, закроем ее пробкой, нагреем воду до кипения. Пока мы ждем результата опыта, давайте ответим на вопрос: «Почему так важно изучать работу тепловых двигателей?» Дело в том, что наша цивилизация – машинная цивилизация. Большая часть машин – тепловые двигатели разных видов. Без тепловых двигателей наша жизнь резко бы изменилась: не было бы электричества, не ездили бы автомашины, не летали бы самолеты.
Теперь обсудим опыт. Что вы наблюдали? Какие превращения энергии происходили? Попробуйте дать самостоятельно определение теплового двигателя. Сравните его с определением, данным в учебнике. Если заменить стеклянную пробирку прочным цилиндром, а пробку подвижным поршнем, то получим тепловой двигатель.

Ученик. Делает сообщение: «История создания тепловых двигателей», показывает презентацию (Приложение 1).

Учитель физики. Демонстрирует DVD-фильм «Паровая турбина».

Ученик: Далее ученик демонстрирует самодельную модель ДВС, изготовленную совместно с учителем: в пластмассовый цилиндр на некотором расстоянии друг от друга укрепляются два электрода. В цилиндр вливается несколько капель бензина, и цилиндр закрывается пробкой из пенопласта. На электроды подается напряжение от электрофорной машины. [1] Что произошло и почему?

Учитель: На следующем уроке мы будем подробно говорить о ДВС. Где же применяются тепловые двигатели?

Ученик: Сообщение: «Применение тепловых двигателей».

Учитель физики: Таким образом, тепловые двигатели – это великое достижение человеческой культуры, научной мысли людей Земли.

Физкультминутка. Звучит пение птиц (Приложение 2).

Учитель экологии. Но так ли безобидны все наши изобретения?
Использование тепловых машин ставит ряд серьезных проблем перед обществом. Жизнь на Земле невозможна без газовой оболочки – атмосферы, которая защищает живые организмы от вредного воздействия ультрафиолетового излучения. Наибольшее значение для всех живых организмов имеет относительно постоянный состав атмосферного воздуха.
Давайте с вами вспомним, какие вещества входят в состав воздуха? С развитием промышленности и транспорта кислород стали использовать на процессы горения. Сегодня в России 99% транспорта работает на бензине и дизельном топливе.
Все они являются источниками загрязнения атмосферного воздуха. Рассмотрим конкретное проявление воздействия на экологию каждого вида транспорта. Наибольший вред окружающей среде от выбросов принадлежит автомобилям, далее в порядке убывания на втором месте стоит железнодорожный транспорт, воздушный, морской и внутренний водный.
Крупные мегаполисы, такие как Токио, Париж, Лондон, задыхаются от избытка автомобилей. Число автомобилей на трассах и городах у нас возросло в 5 раз. От этого резко увеличились тепловое нагревание воздуха и его объем от паров автомобильного выхлопа.
Применение бензина вызывает загрязнение атмосферного воздуха, так как содержит токсичные соединения свинца. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3 кг свинца в год.
Как вы думаете, какой автомобиль будет больше загрязнять атмосферу: тот, который проходит техобслуживание, и владелец постоянно следит за работой карбюратора? Или автомобиль, владелец которого не заботиться о техническом состоянии машины?
Верно, ребята. При нарушении регулировки карбюратора выбросы углекислого газа увеличиваются в 4-5 раз. Все эти выбросы приводят к формированию парникового эффекта.
В крупных городах отработанные газы автомобилей создают смог. Все это ведет к развитию широкого спектра заболеваний. Как вы считаете, какие заболевания могут возникнуть у людей от загрязнения воздуха?
Применение газотурбинных двигательных установок в авиации и ракетостроении огромно. Но выхлопные газы газотурбинных двигательных установок содержат токсичные вещества, такие как оксиды углерода и азота, углеводороды, сажу, альдегиды. При старте и возвращении на Землю ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли.
Морской транспорт является источниками загрязнения атмосферы фреонами (окислами азота), которые разрушают озоновый слой Земли. Ребята, а как вы думаете, какой еще вред наносит транспорт?
Так же перед человечеством стоит проблема шумового загрязнения. Шумовое загрязнение отрицательно воздействует на организм человека, вызывая: повышенную утомляемость, снижение умственной активности, понижение производительности труда, развитие сердечнососудистых и нервных заболеваний. По мнению ученых, шум сокращает продолжительность жизни человека в больших городах на 8 – 12 лет.
Как вы думаете, как же можно защитить окружающую среду от загрязнения?

Ученик: делает сообщение о защите окружающей среды.

Учитель экологии: А теперь рассмотрим экологические задачи: [5]

1. Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.
2. Во льдах Гренландии, датированных 800 г. до н.э., содержится 0,0004 мкг свинца на 1 кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед, образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в льды Гренландии. Почему содержание свинца во льдах растет?

Закрепление нового материала

На уроке рассмотрели четыре вопроса. Пользуясь обобщающей таблицей (презентация), дать еще раз полные ответы на поставленные вопросы.

Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какая форма работы вам понравилась?

Оценка знаний ребят.

Домашнее задание

§ 21, вопросы, конспект урока, упр. 6.

Литература:

1.  Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в школах и классах с углубленным изучением предмета: Механика. Молекулярная физика: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 368 с.
2.  Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2009/ФИПИ. – М.: «Интеллект – Центр», 2009. – 128 с.
3.  Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 1998. – 352 с.
4.  Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.
5.  Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс»/ И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 206 с.
6.  Неделя экологии в школе/авт.-сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 66 с.