Открытое занятие для родителей на тему "Зимующие и перелётные птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи на развитие познавательных способностей:

  • закреплять знание о видовых признаках птиц; вырабатывать навыки классификации по определённым признаку;
  • тренировать быстроту мышления, умения логически мыслить, рассуждать;
  • развивать мелкую моторику.

Задачи на развитие речи:

  • обучать детей навыкам составления сравнительных рассказов;
  • тренировать детей в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • обогащать лексику родственными словами, а также словами, обозначающими признаки и действия предметов;
  • совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе; учить детей доброте;
  • приучать их заботиться о птицах.

Оборудование:  магнитофон,  аудиозаписи «Голоса птиц»,  «Вальс цветов» из балета-сказки «Щелкунчик» (П.Чайковский),  предметные картинки с изображением птиц, панно «Небесные прятки», картон для поделок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия

Логопед: Ребята, посмотрите какой сегодня солнечный денёк за окном. Какое время года у нас сейчас?(Весна).Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

Логопед: Весна, прилетают с юга птицы..Хочу    отправиться в лес на солнечную полянку, познакомиться с птицами поближе. Хотите присоединиться? Тогда отправляемся на поезд.

Выделение первого гласного звука – каждый ребёнок – вагончик придумывает себе название, которое начинается на звук «С».

Логопед: Вот мы с вами и приехали на лесную полянку. Вокруг себя повернись и в птичку превратись.

Дети называют признаки весны и садятся  каждый в своё гнёздышко – коврик.

2. Выразительное чтение стихотворения

Логопед:Ребята, к нам в гости прилетела ворона. Она опять чем-то недовольна. Сейчас она нам расскажет – чем.

Дети читают стихотворение  «Ворона» с использование кукол.

3. Упражнение на закрепление слов – антонимов

Логопед: Опять ворона на весь лес раскаркалась и всё перепутала. Оказывается злая зима не хочет уходить и уступать место Весне, поэтому она поймала всех  птиц  и посадила их в клетку. Что же нам делать, как помочь птичкам? (Ответы детей)

Логопед: Зима согласна выпустить птиц на волю из клетки, но для этого нам с вами надо выполнить её задания.

А вы ребята трусливые? – Храбрые.
Старые? – Молодые
Страшные? – Красивые
Грустные? – Весёлые
Грязные? – Чистые
Глупые? – Умные…
Тогда давайте попробуем.

4. Разгадывание загадок

Приходит Бабушка-Загадушка и приносит детям загадки о птицах. Дети отгадывают загадку, объясняя, как ни нашли отгадку и получают от бабушки птичку.

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья белобока, а зовут её ...  (сорока)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...  (совы)

Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

5. Развитие зрительного восприятия

На двух листах ватмана нарисованы берёзы с изображёнными на них контурами птиц. По контурам дети своих птичек рассаживают на ветки берез.

img3.jpg (19743 bytes)

6. Составление сравнительных рассказов

На мольберте выставлены птицы: СНЕГИРЬ – СКВОРЕЦ. Дети отвечают на вопросы логопеда:

Чем похожи снегирь и скворец? Чем отличаются?
Снегирь – зимующая птица, а скворец – перелётная… и т.д.

Уточнение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

7. Речевая игра «Грачи» (игра на развитие зрительного гнозиса)

Дети берут в руки разноцветные пластмассовые кольца-«калачи»  и ходят по кругу, приговаривая:

Бай, бай, качи, качи,
Вот баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи,
Так румяны, горячи…. Подуем на них … (Дети останавливаются,  дуют на воображаемые калачи и складывают их в середину круга)
Прилетели вдруг грачи, растащили калачи..
Кар, кар, кар! («Прилетают» двое грачей-детей, поднимают колечки-калачи и раскидывают их за кругом. Задача детей :найти свои «калачи».)
А теперь ищи свои калачи!!!

 

8. Речевая  гимнастика (с филином) на эмоции:

Серый филин, пыльный филин
Филин:Гу-гу-гу (спокойно)
А хочешь чистым будешь, филин?
Филин:Гу-гу-гу (одобрительно)
Мы тебя польём водою
Филин: Гу-гу-гу (раздумывает)
С порошком тебя помоем
Филин: Гу-гу-гу (удивлённо)
Накрахмалим, выжмем крепко
Филин:Гу-гу-гу (хмурится)
И повесим на прищепку
Филин: Гу-гу-гу (злобно)
Будешь , филин, ты не пылен!
Слышишь, филин? (Филин думает)
Где ты, филин? (Филин прячется под крыло)
Ни в лесу, ни на лугу... Ни гу-гу.
(Дети прикладывает палец к губам в знак молчания)

9. Вопросы Мудрого Филина

– Какая  птица первая прилетает с  юга?
– Какая птица не высиживает птенцов?
– Какая птица выводит птенцов зимой?
– Какая птица хорошо бегает и совсем не умеет летать?
– Какая птичка самая маленькая в мире?

10. Игра «Накорми птичек»

Уточнить, чем питаются птицы.  Закрепить знание о том, что колибри питаются  нектаром цветов).

11. Развитие зрительного  восприятия

Складывание разрезных картинок с изображение птиц.

12. Совместная работа родителей с детьми: собирание птичек Счастья

13. Организация окончания занятия

Логопед:Где мы побывали сегодня? (В лесу)
– Чем мы занимались сегодня?
Ответы детей: Спасали птиц от злой Зимы, слушали стихи, разгадывали загадки, делали поделки.
Логопед: Если вам понравилось наше занятие, попробуйте дома нарисовать птицу, которая вам понравилась. Завтра мы устроим выставку птиц, будем рассматривать и обсуждать ваши работы.