Урок по алгебре (8-й класс) по теме "Решение квадратных уравнений"

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели урока: (Приложение 1. Слайд 2)

  • повторение и систематизация изучённого материала по данной теме;
  • проверка знаний, умений и навыков учащихся по решению квадратных уравнений;
  • развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора;
  • пропаганда здорового образа жизни на уроках математики.

Задачи:

  • Образовательные: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при решении упражнений.
  • Развивающие: развитие самостоятельности, потребности к самообразованию, к активной творческой деятельности, расширение кругозора.
  • Воспитательные: воспитание уверенности в себе, формирование познавательного интереса и ценностей здорового образа жизни, а также потребности в нём.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

План урока: (Приложение 1. Слайд 3)

  • Организационный момент «Настроимся на урок!» – 2 мин.
  • Тестирование – 3 мин.
  •  Фронтальный опрос – 5 мин.
  • Устная работа – 5 мин.
  • Решение квадратных уравнений – 15 мин.
  • Работа по карточкам – 13 мин.
  • Итог урока – 2 мин.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент «Настроимся на урок!»

Ученикам сообщается тема, цели и план урока.

Учитель: Ребята, математику не зря называют «царицей всех наук», ей больше, чем какой – либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – развитие любознательности. Постараемся доказать это сегодня на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения. Знания не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете сейчас на уроке, а я вам в этом помогу.
На сегодняшнем  уроке мы не только порешаем квадратные уравнения, но и немного поговорим о здоровье. Ещё древне – греческий философ Сократ сказал, а вот что он сказал, мы с вами сейчас узнаем, но для этого нам нужно выполнить следующее задание.

2. Тестирование (Приложение 1. Слайд 4)

  • 2 – 21 = 0;          НЕ ВСЕ,
  • х3 – 5х2 – 1= 0;      ЗДОРОВЬЯ –
  • х4 + 3х2 + 1= 0;     ЗДОРОВЬЕ –
  • х2 – 3х + 5 = 0;      НО ВСЁ БЕЗ
  • 2х + 5 = 0;             НИЧТО

Укажите номер соответствующего уравнения:

а) биквадратное уравнение;
б) неполное квадратное уравнение;
в) приведённое квадратное уравнение;
г) квадратное уравнение;
д) какое уравнение не является квадратным.

«Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто». Сократ. (Приложение 1. Слайд 5)

3. Фронтальный опрос (Приложение 1. Слайды 6, 7)

Задание. Добавьте в предложения пропущенное слово или словосочетание.

  • Уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где a, b, c – заданные числа, a ? 0, х – неизвестное называется… .
  • Если ax2 + bx + c = 0 – квадратное уравнение, то a – … коэффициент, с – … .
  • Квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0, если хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю, называется … .
  • Квадратное уравнение x2 + px + q = 0 называется … .
  • Полное квадратное уравнение имеет два корня, если в2 – 4ас … .
  • Записать формулу корней квадратного уравнения общего вида.
  • Уравнение ах4 + вх2 + с = 0, где а ? 0, называют … .

Учитель: Выполнив следующее задание, вы поймёте, о чём конкретно пойдёт речь дальше.

4. Устная работа (Приложение 1. Слайд 8)

Задание (устно). Решите следующие неполные квадратные уравнения. Корни закодированы буквой. Ответ первого уравнения – это первая буква нашего слова:

  • х2 = 25;
  • х2 – 10х = 0;
  • х2 – 9 = 0;
  • 12х + 2х2 = 0.                                                    ЗУБЫ

х1 = 0,
х2 = – 6

ы

х1 = 5
х2 = – 5

з

действ. корней нет

а

х1 = 2,
х2 = – 1

г

х1 = 0,
х2 = 10

у

х1 = 3,
х2 = – 3

б

Учитель: Да, сегодня на уроке мы поговорим именно о зубах. По зубам судят о здоровье. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам». Наверно, многие из вас испытали зубную боль и побывали у врача. Не нужно относиться к чистке зубов легкомысленно.

Учитель: Ребята, вы, наверное, знаете, что для хорошего здоровья большое значение имеет питание. А вы хотите узнать, какие продукты влияют на укрепление зубов?

5. Решение квадратных уравнений. (Приложение 1. Слайды 9, 10)

1)  3х2 + 4х + 1 = 0

а) х1 = 1, х2 = – 3 – свинина
б) х1 = – 1/3 , х2 = – 1 – баранина

2)  4х2 – 4х + 1 = 0

а) х1 = 1/2 – чай
б) х1 = 2, х2 = –1 – кофе

3)  2х2 + х + 1 = 0

а) х1 = – 1,  х2 = 1/2 – картофель
б) действительных корней нет – рыба

4)  6х2 = 5х + 1

а) х1 = 1, х2 = – 1/6 –  печень 
б) х1 = 2, х2 = –1 – почки

5) х(х + 1) = 56

а) х1 = –8, х2 = 7 – желток
б) х1 =0, х2 = 2 – белок

6)  2(х2 + 3х) = х + 7

а) х1 = –5, х2 = 2 – лук
б) х1 = – 3,5 , х2 = 1 – морепродукты

7)  9х2 = 4

а) х1 = 2/3, х2 = – 2/3 – шпинат
б) х1 = 1/2, х2 = – 1/2 – петрушка

Учитель: Если вы хотите, чтобы ваши зубы были здоровыми, не забывайте употреблять эти продукты чаще в пищу.
 Учитель: Хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём, снимем  усталость, зарядимся для дальнейшей работы.

6. Минутка здоровья

 Учитель: Отдохнули, зарядились энергией и продолжим работу.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, чем раньше люди чистили зубы?
Давайте вернёмся к решению квадратных уравнений и узнаем это.

Задание (карточки): По данным коэффициентам записать квадратное уравнение, решить его и найти сумму корней: (Приложение 1. Слайд 11)

  1. а = 2, в = 3, с = 1;
  2. а = –1, в = 0, с = 9;
  3. а = –1, в = –5, с = 0.

4        –  мёд,
– 1,5   –  мел,
– 5      –  молоко,
0       –  соль.

(Приложение 1. Слайд 12)

Задача:

Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?

(Приложение 1. Слайд 13)

Решить уравнения:

  1. х4 – 7х2 + 12 = 0;
  2. 4z2 – 4z + 5 = 0.

 

7. Итог урока

Учитель: Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Мне было очень приятно с вами работать. Я надеюсь, что сведения, которые вы сегодня услышали на уроке, пригодятся вам в жизни, но пока постарайтесь выполнять все советы сегодняшнего урока.

(Приложение 1. Слайд 14)

Полезные советы:     

Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты
Очень важные продукты.
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.

(Приложение 1. Слайд 15)

Запомните:

Очень сложно болезни лечить,
Легче болезни предупредить.

(Приложение 1. Слайд 16)

Спасибо за урок. До свидания.