Разработка урока по русскому языку в системе подготовки к ЕГЭ "Пунктуация простого осложненного предложения"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Грамматика повелевает даже царями.
Ж. Мольер

Цель урока: повторение пунктуации простого осложненного предложения

Презентация. Слайд 1

Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем.

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.


Слайд 2 (Таблица)

– Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

Ответы учащихся

Вопрос: Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

Ответ ученика.

Учитель. Да, верно, всегда необходимо “видеть” и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

Слайд 3

Кисель там варят из резины,
Галоши делают из глины,
Кувшины лепят пирожки…

А чтобы у нас не получился “кисель из резины”, будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений.

Вопрос: Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

Ответы учеников.

Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных и неоднородных определений.


Слайд 4 (Таблица)

  1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… (И. Бунин)
  2. Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы. (Н. Некрасов)
  3. Стояла темная июльская ночь. (М. Пришвин)

Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

Ответы учеников.

Задание: А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М. Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И. Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И. Бунин)

Слайд 5

Проверка работы – сверка со слайдом.

Учитель. Ребята, в части А есть задание № 21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице:


Слайд 6 (Таблица)

Задание: Смотрим на экран, озвучиваем содержание таблицы.

Ответ ученика

Задание: спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.

Слайд 7

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М. Лермонтов)

Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А. Пушкин)

Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)

Ответы учеников по каждому предложению.

Учитель открывает схемы, нарисованные на доске.

Задание: Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

Ответы учеников.

Учитель: Предлагаю вам более художественный вариант (устно):

Куда столь быстро, и легко,
И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?
А. Бестужев-Марлинский. “К облаку”

Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах. Вы хорошо усвоили этот материал, но все-таки давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд 8

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

Учитель. Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить – “заставить войти”, включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:

Слайд 9

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
    Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.

Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Кто его помнит?

/Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения./

Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. (Текст выводится на экран.)


Слайд 10

По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.

Ответы учеников.

Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

Задание выполняется по сборникам или на компьютере.

Учитель. Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания будут различными (по рядам или группам).

Текст к заданию:

Учитель: И в этом задании, как и в предыдущих, надо “видеть” строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.


Слайд 11

Учитель. Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

Ответы учеников.

Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:


Слайд 12

Домашнее задание. Упр. 476; используя все, что может осложнять и распространять предложения, составьте текст-рассуждение на тему: “Может ли современный человек наслаждаться красотой?”