Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Путешествие по страницам Красной книги"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, которые занесены в нее; расширить кругозор; научить дружной групповой работе; привить чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

Оборудование: применение ИКТ, макет Красной книги, плакаты с изображением животных, растений, Приложение.

Ход урока

I. Организационный момент.

“Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

II. Объяснение нового материала.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам Красной книги. Вероятно, каждый из вас слышал о ней, но не многие знают ее историю. В 1948 году в небольшом городке Фонтебло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (так же нужны были рекомендации по их спасению).

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. Ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных. Красный цвет – это сигнал опасности).

Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Внимательно прочитайте.

Для чего нужна Красная книга? (Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности:

– информирует
– призывает изучать
– предупреждает
– советует).

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных и растений меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Прочитайте, на какие группы разделены виды животных и растений.

– исчезающие
– сохраняющиеся
– редкие
– неопределенные
– восстанавливающиеся

Как вы понимаете слово “неопределенные” виды? (Те, которые мало изучены учеными).

А слово “восстанавливающиеся”? (Это те, которых удалось спасти, были занесены на зеленые страницы).

Учеными были приняты меры по охране животных, в результате их численность стала возрастать.

Открываем следующую страницу, о чем же мы будем говорить? (Растения).

В наши дни площади, занимаемые растительностью, непрерывно сокращаются. Исчезают или становятся редкими те или иные виды растений.

А ведь растения выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания живых существ. Растения – это дом и пища для животных. Люди тоже используют растения. Мы употребляем их в пищу. А из хлопка и льна мы получаем ткань.

Сейчас мы с вами заслушаем доклады, которые подготовили ваши товарищи.

III. Сообщения учащихся.

У кубышки красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья этого растения крупные, плотные, они плавают на воде. Цветок кубышки находится на длинной цветоножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Обрывание цветов кубышки приносит большой вред, так как через место разрыва внутрь попадает вода. А это приводит к загниванию подводной части растения.

Затем погибает все растение.

Ребята, на кубышку похожа белая кувшинка. У нее почти такие же листья, плавающие по воде.

Послушайте доклад о Белой кувшинке.

Цветки чисто белые. Они имеют приятный тонкий аромат. Цветы всплывают рано утром, к вечеру они закрываются и прячутся под водой. Если приближается ненастье, кувшинка либо прячется раньше времени, либо вообще не показывается из воды. Многие стремятся сорвать эти цветы, но растение очень чувствительно и может погибнуть.

Следующее растение – венерин башмачок. Это растение широко распространено в Европе и Азии.

Недалеко от Москвы было обнаружено растение венерин башмачок. Это довольно крупное растение, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем. На стебле 3-4 листа, цветков 1-2, редко 3. Это растение предпочитает хорошо увлажненные почвы. Этот цветок – ловушка для насекомых, заставляет их опылить себя. Жуки, мухи, пчелы залетают внутрь цветка.

Спасибо, очень интересные сообщения.

Ребят, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые растениями? (Люди срывают растения, топчут их, и у них нет возможности размножаться).

Как вы должны вести себя на природе? (Нужно ходить только по тропинкам, чтобы не топтать растения. Не рвать лесные и полевые цветы).

А теперь открываем следующую страницу. Животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

Как вы думаете, для чего? (Все животные очень красивые и интересные. Мы употребляем их в пищу. У некоторых животных ценный мех).

Совершенно верно.

Почему вырубая леса, загрязняя реки и моря, люди губят множество животных? (Для животных леса, реки и озера – это их дом).

Верно. Давайте послушаем доклад вашего товарища о белом медведе.

Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Живет он долго, почти 40 лет. Белый медведь питается рыбой, гренландскими тюленями, молодыми моржами.

Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу, и, свернувшись “калачиком”, ждет рождения медвежат. А пока этот день настанет, метели и бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше метра. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2 – 3 малыша. В течение двух месяцев медвежата с мамой. За это время у них прорезаются зубки, на 30 день открываются глаза и слуховые отверстия.

Очень интересную информацию ты подготовил.

Теперь мы послушаем о тиграх.

В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, 25% от туловища составляет длина хвоста. Тигр весит около 390 кг. Тигрица миниатюрнее самца. Тигр – бродяга-одиночка. Питается в основном крупнокопытными животными. Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть на теле.

Тигрица-мать не строит специального убежища. Она выбирает пещеру для гнезда. Тигрица выращивает детенышей одна. Живут тигры 25–30 лет.

Спасибо. Я немного добавлю.

В нашей стране запрещена охота на полосатого красавца, а отлов тигрят для зоопарка допускается только по специальному разрешению.

В конце прошлого века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра. Говорили людям, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости. Когти тигра служили талисманами.

Дальнейшая судьба тигра во многом зависит от человека. Как вы думаете, почему? (Люди охотятся на тигров, если они будут продолжать убивать их, то тигров не останется на Земле).

В Красную книгу внесены не только звери и растения, но и птицы, насекомые, и многие другие животные. Об этом мы поговорим в следующий раз.

IV. Подведение итога.

Расскажите. Для чего нужна Красная книга?

(Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности).

(Она призывает изучать природу).

(Эта книга предупреждает, что то или иное растение или животное в беде. Его нужно охранять).

Ребята, почему те или иные виды животных, растений попадают на страницы Красной книги?

(Люди рвут цветы, а потом выбрасывают. Растение погибает).

(Некоторые занимаются браконьерством и истребляют много животных).

(Многие люди любят охотиться).

Молодцы! Вы все поняли.

V. Домашнее задание.

Подготовьте сообщения о птицах и насекомых, занесенных в Красную книгу.