Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия: формирование стрессоустойчивости, профилактика стрессов в предэкзаменационный и экзаменационный период.

Ход занятия

– Здравствуйте ребята!

Наше занятие я предлагаю начать с просмотра отрывка из замечательного фильма Гайдая “ Операция “ы” и другие приключения Шурика” (эпизод сдачи экзамена)

– Ребята вы, наверное, догадались, что мы собрались с вами, чтобы вы сами могли помочь себе в непростой период сдачи экзамена.

Из отрывка мы увидели, что люди во время экзамена ведут себя по-разному. Одни адаптируются, обретая равновесие, другие не адаптируются, начинают нервничать, переживать, у одного из героев мы даже видели дрожание рук.

– Экзамен, безусловно, вызывает реакцию тревоги и страха и правильный психологический настрой – немаловажный фактор успеха, однако он предполагает наличие у человека определенных умений.

– Известный психолог Д.Карнеги говорил: “ Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход…”

– Сегодня мы попытаемся найти этот выход и научимся контролировать свои эмоции в период экзаменов.

– Но для начала проведем небольшую диагностику. Каждый из вас подойдет к интерактивной доске, выберет круг и раскрасит его цветом, который нравится на данном этапе времени.

– Успех нашей работы во многом будет зависеть от вашего настроения.

1. Разминка.

– Давайте приободрим друг друга следующим образом. По очереди назовите своего соседа справа по имени вслух и придумайте одно положительное качество на первую букву имени друга. А теперь давайте повторим это упражнение в обратную сторону.

– Есть несколько эффективных рецептов противостояния стрессу. И один из них метод самовнушения.

– Внушение и самовнушение играют огромную роль в нашей жизни и в конкретных жизненных ситуациях. Вот любопытный пример из истории:

“ Приглашенные когда-то Иваном Грозным колдуны предсказали точную дату его гибели. В назначенный день царь с утра передал все царские дела своему преемнику, а вечером без видимых причин умер”. Бытует мнение историков, что его отравили недруги, но Иван Грозный, будучи мнительным вероятнее всего, внушил себе, что его час пробил.

– Можно проецировать подобную ситуацию на сдачу экзаменов: “ У меня не получится”, “ Я не успею сделать задание “С”” и т.д.

Это примеры негативных установок, которыми мы ежедневно “бросаемся”, не думая о последствиях, и которые накрепко оседают в нашем подсознании.

И начинают там свою “черную работу”.

– Но, к счастью, наше воображение в нашей власти. Как же при помощи положительного самовнушения добиться результатов?

– Необходимо ставить словесные формулы, соблюдая при этом ряд правил:

  1. Формулы должны быть утвердительными, то есть не должны содержать отрицания “не”.
  2. Если слишком жесткое звучание формулы вызывает у вас внутренний протест, сделайте ее более мягкой.

– Ребята придумайте сейчас по одной словесной формуле, которая начиналась со слов “ Я могу…”.

2. Основное упражнение “ Выговариваю печаль”

– Возьмите 3 листа белой бумаги, акварельные краски и кисточку. На первом листе, окунув кисть в черную краску, поставьте несколько черных капель. Постарайтесь в этих пятнах увидеть какое-то изображение. Для этого соедините между собой и слегка подправьте. Возможно, это будет черные листья, птицы… Ваше воображение само подскажет вам правильное решение.

– Затем возьмите второй лист бумаги, белую краску и проделайте то же самое.

– На третьем листе повторите то же самое, но только теперь делайте пятна ярко-желтой, зеленой и красной красками.

– Смотрите на свой последний рисунок около 5 минут. Вскоре вы почувствуете, что у вас появились силы.

– Смотрите радостно на этот мир, чтобы ни случилось

Лечебные свойства цвета были известны издавна. Современные ученые обнаружили зависимость психологического состояния человека от цвета.

Красный – помогает преодолеть депрессию и страх.

Оранжевый – Способствует оптимизму и открытости.

Желтый – он необходим для концентрации.

Зеленый – помогает обрести чувство уравновешенности.

Голубой – цвет душевного покоя.

3. Завершающее упражнение “ Поплавок”.

– Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе.

Сделайте 3 глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь.

Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо вас. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать. Дыхание спокойное и размеренное.

А теперь представьте, что вы – маленький поплавок в огромном океане…

У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны…Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность…Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания, ощутите движения волны…тепло солнца… капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане. А теперь на счет три каждый откроет глаза. На счет три: раз, два, три.

– До свидания!

Приложение.