План-конспект комплексного фронтального занятия в старшей речевой группе по теме "Дикие животные"

Разделы: Логопедия


Тема: Дикие животные. «Звериный карнавал».

Цели: закрепить и обобщить представление  детей о диких животных.

Задачи:

  • обобщение словаря и развитие связной речи;
  • развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и    
  • артикуляционной моторики;
  • расширение грамматических представлений;
  • развитие фонематического слуха;
  • выделение  местонахождения звука (у);
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: сюжетные и предметные картины с изображением животных, фигурки  животных, счетные палочки, зеркала, два хвоста, лоскутки ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, и мы все вместе  отправляемся на звериный карнавал.

II. Актуализация опорных знаний

– Давайте посмотрим,  какие животные приехали на карнавал? (Дикие)
– Как их можно назвать по-другому? (Звери)
– Чем они отличаются от домашних животных?
– Где живут звери?

III. Артикуляционная гимнастика

– Ребята, животные прилетели на карнавал и стали знакомиться. Как они это делают?
Одни удивляются – поднимают брови.
Другие  – хмурятся.
Затем животные умываются – массаж лица.

Упражнения:

«Почистим зубы»
«Заборчик» – «Трубочка»
«Лопатка» –  «Чашечка»
«Парус», «Качели», «Лошадка»

– Ребята, сейчас губами я буду показывать вам звук, а вы будете угадывать. (А, О, У, И, Ы)

.IV. Определение звука (у) в словах

– Ой, кто это воет? Это волк. Какой звук он произносит? Давайте тоже его пропоем (у-у-у).
– Ребята, сейчас я буду называть слова со звуком (у), а вы должны определить, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова, и поднять нужную карточку.

Утро              Муравьед
Косуля          Кенгуру
Суслик          Барсук
Утконос        Антилопа гну

Давайте выложим из палочек  букву, которая обозначает этот звук.

(Появляется енот)

– Здесь я, здесь! Вы меня зовете? Меня зовут  Оу.
– Ребята, сколько звуков в имени енота? (2)
– Какой звук первый? (О).
– Какой второй звук? (У).
– Давайте из палочек выложим имя енота – Оу.

V. Подбор антонимов

– А сейчас мы поиграем с енотом в игру  «Скажи наоборот».

Заяц добрый, а волк  … (злой)
У белки шерсть мягкая, а у медведя … (жесткая)
Бегемот большой, а енот … (маленький)
Жираф высокий, а лев … (низкий)
У верблюда ноги длинные, а у ежа  … (короткие)
У зайца шерсть светлая, а у волка  … (темная)

VI. Подбор слов в рифму

– Сейчас я буду читать начало стихотворения, а вы продолжаете:

Шел по лесу шустрый мишка
На него свалилась  … (шишка)
А в болоте  медведица рыщет,
Медвежат под корягами  … (ищет)
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький … (зверек)
Лежебока бегемот
Отлежал себе … (живот)
Здесь у нас еще злые звери
Закрывайте на ночь … (двери)

– Молодцы, ребята! Ну,  пойду я со зверями повеселюсь. (Енот уходит)

VII. Определение рода существительных

– Ребята, к нам пришли на праздник и игрушечные животные. Давайте найдем им друзей. В   грузовик посадим всех, о ком мы скажем  ОН, а  ромашку всех, о ком мы скажем Она.

Ромашка                                                        Грузовик

Она  мышка                                                  Он  мишка
Зебра                                                             Медведь
Белка                                                             Еж
Лиса                                                              Жираф
Косуля                                                           Носорог
Лось
Волк
Лев

VIII. Физминутка

Игра «Чей хвост?»

– Ребята, леопард и слон потеряли свои хвосты на празднике, давайте поможем им их найти. Каждая команда связывает лоскутки своего цвета. Кто быстрее?

IX. Определение количества слогов в слове

– Мы должны рассадить животных по рядам, чтобы они могли послушать наш рассказ.
В первый ряд мы посадим животных, в названии которых по 1 слогу, во второй ряд животных, в названии которых 2 слога, в третий ряд тех животных, у которых в названии 3 слога.

1 ряд – лев, еж, лось, волк
2 ряд – жираф, зебра, заяц, белка
3 ряд –  кенгуру, бегемот, носорог

X. Составление пересказа с опорой на картинки

– Выпал снег. Он лежал на земле, на крышах домов и на деревьях. Все вокруг было белое.
– Утром Таня вышла на крыльцо и увидела много следов на снегу у крыльца. «Что же это за зверь здесь был?» – подумала Таня.
– Вечером Таня положила косточку на крыльцо.
– На следующее утро она снова увидела много следов у крыльца, но косточка лежала на месте.
– Таня решила узнать, что же это за зверь и вечером положила  на крыльцо морковку.
– На утро морковки на крыльце не оказалось, а вокруг на снегу было много тех же следов.
– Таня догадалась, кто это был. А вы, ребята,  догадались?

XI. Пальчиковая гимнастика

Скачет зайка косой
Под высокой сосной
Под другою сосной
Скачет зайка второй

XII. Графическое задание

– Животные спорили, кого сложнее всего нарисовать и решили, что зебру, так как у нее много черных и белых полос. Давайте  и мы попробуем ее раскрасить.

XIII. Название частей тела животных

Появляется Енот.

– Ох, и устал я. Так навеселился, что руки ломит
– Ты что, Енот!  Какие же у тебя руки? Это … (лапы)
– И живот болит.
– Не живот, а … (брюшко)
– Ребята, а как же у меня называются  ногти?
– Когти
– А рот?
– Пасть
– А лицо?
– Морда.

XIV. Классификация животных

– Ребята, животным уже пора домой. Одним в жаркие страны. Другим в лес. Давайте  мы им поможем. (Расставляют фигурки животных)

XV. Итог занятия

– Ребята вы все хорошо поработали сегодня. Все животные, которые были на  нашем фестивале, оставили вам сюрприз.