Тема: Дикие животные. «Звериный карнавал».
Цели: закрепить и обобщить представление детей о диких животных.
Задачи:
- обобщение словаря и развитие связной речи;
- развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и
- артикуляционной моторики;
- расширение грамматических представлений;
- развитие фонематического слуха;
- выделение местонахождения звука (у);
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: сюжетные и предметные картины с изображением животных, фигурки животных, счетные палочки, зеркала, два хвоста, лоскутки ткани.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, и мы все вместе отправляемся на звериный карнавал.
II. Актуализация опорных знаний
– Давайте посмотрим, какие животные
приехали на карнавал? (Дикие)
– Как их можно назвать по-другому? (Звери)
– Чем они отличаются от домашних животных?
– Где живут звери?
III. Артикуляционная гимнастика
– Ребята, животные прилетели на карнавал и
стали знакомиться. Как они это делают?
Одни удивляются – поднимают брови.
Другие – хмурятся.
Затем животные умываются – массаж лица.
Упражнения:
«Почистим зубы»
«Заборчик» – «Трубочка»
«Лопатка» – «Чашечка»
«Парус», «Качели», «Лошадка»
– Ребята, сейчас губами я буду показывать вам звук, а вы будете угадывать. (А, О, У, И, Ы)
.IV. Определение звука (у) в словах
– Ой, кто это воет? Это волк. Какой звук он
произносит? Давайте тоже его пропоем (у-у-у).
– Ребята, сейчас я буду называть слова со звуком
(у), а вы должны определить, где находится этот
звук: в начале, в середине или в конце слова, и
поднять нужную карточку.
Утро
Муравьед
Косуля Кенгуру
Суслик Барсук
Утконос Антилопа гну
Давайте выложим из палочек букву, которая обозначает этот звук.
(Появляется енот)
– Здесь я, здесь! Вы меня зовете? Меня зовут
Оу.
– Ребята, сколько звуков в имени енота? (2)
– Какой звук первый? (О).
– Какой второй звук? (У).
– Давайте из палочек выложим имя енота – Оу.
V. Подбор антонимов
– А сейчас мы поиграем с енотом в игру «Скажи наоборот».
Заяц добрый, а волк … (злой)
У белки шерсть мягкая, а у медведя … (жесткая)
Бегемот большой, а енот … (маленький)
Жираф высокий, а лев … (низкий)
У верблюда ноги длинные, а у ежа … (короткие)
У зайца шерсть светлая, а у волка … (темная)
VI. Подбор слов в рифму
– Сейчас я буду читать начало стихотворения, а вы продолжаете:
Шел по лесу шустрый мишка
На него свалилась … (шишка)
А в болоте медведица рыщет,
Медвежат под корягами … (ищет)
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький … (зверек)
Лежебока бегемот
Отлежал себе … (живот)
Здесь у нас еще злые звери
Закрывайте на ночь … (двери)
– Молодцы, ребята! Ну, пойду я со зверями повеселюсь. (Енот уходит)
VII. Определение рода существительных
– Ребята, к нам пришли на праздник и игрушечные животные. Давайте найдем им друзей. В грузовик посадим всех, о ком мы скажем ОН, а ромашку всех, о ком мы скажем Она.
Ромашка Грузовик
Она
мышка
Он мишка
Зебра
Медведь
Белка
Еж
Лиса
Жираф
Косуля
Носорог
Лось
Волк
Лев
VIII. Физминутка
Игра «Чей хвост?»
– Ребята, леопард и слон потеряли свои хвосты на празднике, давайте поможем им их найти. Каждая команда связывает лоскутки своего цвета. Кто быстрее?
IX. Определение количества слогов в слове
– Мы должны рассадить животных по рядам, чтобы
они могли послушать наш рассказ.
В первый ряд мы посадим животных, в названии
которых по 1 слогу, во второй ряд животных, в
названии которых 2 слога, в третий ряд тех
животных, у которых в названии 3 слога.
1 ряд – лев, еж, лось, волк
2 ряд – жираф, зебра, заяц, белка
3 ряд – кенгуру, бегемот, носорог
X. Составление пересказа с опорой на картинки
– Выпал снег. Он лежал на земле, на крышах домов
и на деревьях. Все вокруг было белое.
– Утром Таня вышла на крыльцо и увидела много
следов на снегу у крыльца. «Что же это за зверь
здесь был?» – подумала Таня.
– Вечером Таня положила косточку на крыльцо.
– На следующее утро она снова увидела много
следов у крыльца, но косточка лежала на месте.
– Таня решила узнать, что же это за зверь и
вечером положила на крыльцо морковку.
– На утро морковки на крыльце не оказалось, а
вокруг на снегу было много тех же следов.
– Таня догадалась, кто это был. А вы, ребята,
догадались?
XI. Пальчиковая гимнастика
Скачет зайка косой
Под высокой сосной
Под другою сосной
Скачет зайка второй
XII. Графическое задание
– Животные спорили, кого сложнее всего нарисовать и решили, что зебру, так как у нее много черных и белых полос. Давайте и мы попробуем ее раскрасить.
XIII. Название частей тела животных
Появляется Енот.
– Ох, и устал я. Так навеселился, что руки ломит
– Ты что, Енот! Какие же у тебя руки? Это … (лапы)
– И живот болит.
– Не живот, а … (брюшко)
– Ребята, а как же у меня называются ногти?
– Когти
– А рот?
– Пасть
– А лицо?
– Морда.
XIV. Классификация животных
– Ребята, животным уже пора домой. Одним в жаркие страны. Другим в лес. Давайте мы им поможем. (Расставляют фигурки животных)
XV. Итог занятия
– Ребята вы все хорошо поработали сегодня. Все животные, которые были на нашем фестивале, оставили вам сюрприз.