Интегрированный урок по теме "Атмосфера, ее строение" (6-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 6


Технологическая карта урока

1.1 Тема Атмосфера, ее строение.
1.2 Цель Углубить и расширить знания учащихся по предметам естественного цикла, развивать познавательный интерес, воспитывать любознательность, формировать единую картину мира.
1.3 Форма интеграции Объектная
1.4 Задачи урока 1. Углубить знания о составе и строении атмосферы.

2. Выяснить значение атмосферы в жизни планеты и человечества.

2. Личная значимость изучаемого Без воздуха человек может жить лишь 5-7 минут. Мы говорим “нужен как воздухи. Возможна ли жизнь на Земле без атмосферы? Что произошло бы с планетой Земля, если бы исчезла атмосфера?
3. План урока 1 Строение атмосферы.

2. Состав воздушной оболочки.

3. Влияние атмосферного давления на живые организмы.

4. Роль компонентов атмосферы в жизнедеятельности организмов.

4. Метод обучения Проблемный
5. Формы организации учебной деятельности Коллективная (работа с учебником, ответы на вопросы, дискуссия по проблемному вопросу №2, параграфа 34, стр. 127), групповая (проведение физического опыта — измерение атмосферного давления), индивидуальная (составление таблицы № 1, диаграммы № 2).
6. Приемы деятельности учителя Организация ситуаций по выдвижению проблем; показ фрагментов (№1, 2, 3, 4) из диафильма “Строение атмосферы”, демонстрация опытов (измерение барометром атмосферного давления — практическая работа; получение кислорода из перманганата калия), координация работы учащихся.
7. Познавательные задания и вопросы (измерители интегрированных знаний) Диагностический диктант (прил. 3.), тесты (прил. 4).
8. Организация деятельности учащихся Работа с таблицей (прил.1), наблюдение за экспериментом по получению кислорода и поддерживания им горения, обсуждение результатов наблюдения и предлагаемых заданий, просмотр фрагментов диафильма и ведение кратких записей в тетрадях.
9. Развитие умений учащихся Наблюдать, использовать имеющиеся знания, основные понятия, привлекать новые знания, выделять главное (составление структурно - логической схемы).
10. Основные понятия и термины Атмосфера, химический элемент, температура воздуха, водяной пар, плотность, дыхание.
11. Новые понятия Тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, атмосферное давление, смог, озон, озоновый слой, фотосинтез.
12. Источники информации 1. Герасимов Т. П. Физическая география. 6 класс. — Дрофа, 2002. 2. Хрипкова А.Г. Естествознание. — Просвещение, 2002.

3. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Дрофа, 2001 — 2003.

4. Энциклопедия по географии.

5. Энциклопедия по химии Я познаю мир-.

13. Домашнее задание §34, составить кроссворд.
14. Оценки за урок За выполнение познавательных заданий, за входные и выходные тесты.
15.Оборудование 1. Прибор для измерения атмосферного давления (барометр).

2. Таблица Строение атмосферы.

З. Лучина, спички, спиртовка, зажим, колба, перманганат калия, пробирка, стакан.

4. Таблица “Планета Земля”.

5. Воздушные шарики.

6. диафильм – “Строение атмосферы”.

7. Справочная литература.

Таблица “Деятельность учителя и учащихся на уроке”.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку.  
Мотивационный момент 1. Проблемная ситуация: “Чем отличаются между собой два шарика надутый и спущенный?”.

2. Проблемный вопрос:

“Возможна ли жизнь на Земле без

атмосферы?’

Наблюдают за экспериментом, включаются в проблемную ситуацию.
2. Постановка задачи урока   Формулируют задачу урока.
3. Актуализация

знаний

Диагностический диктант (проверка опорных знаний). Выполняют в течение 5 минут.
4. Изучение нового

материала:

  Просматривают фрагменты диафильма, проводят отбор необходимых знаний, отвечают на вопросы в тетради.
а) учитель географии: Показ фрагментов диафильма “Атмосфера 3емли”. Постановка вопросов перед демонстрацией.  
б) учитель химии Предлагает выяснить состав воздуха. Демонстрирует опыт о свойствах кислорода и углекислого газа. Составляют диаграмму “Процентный состав воздуха, объясняют опыт (прил. 2).
в) учитель географии Предлагает заполнить ситуативную таблицу “Строение атмосферы” (прил.1) и сделать вывод о том, какой слой атмосферы наиболее важен для живых организмов. Работают с текстом учебника § 34, стр.127, п. 2.
г) учитель физики Дает информацию, опираясь на опорные знания о физических свойствах воздуха, об атмосферном давлении, взаимосвязи давления, плотности воздуха с высотой. Демонстрация приборов. Проводят практическую работу по определению давления атмосферы на первом и последнем этажах школы. Записывают результаты и объясняют их.
д) учитель биологии Ставит проблемный вопрос “Какое значение имеет атмосфера для жизни планеты и человечества?’ Участвуют в дискуссии, составляют структурно- логическую схему “Значение атмосферы”.
5. Рефлексия Дается контрольный тест (прил.4). Выполняют задание и делают самопроверку.
6. Домашнее задание Читать § 34 и составить кроссворд Запись домашнего задания.
7. Оценки За выполнение тестов, за практическую работу в тетрадях.  
8. Подведение итогов урока Ведущий учитель анализирует

деятельность учащихся и благодарит за работу на уроке.

 

См. приложения.