Урок в курсе изучения окружающего мира по теме "Почему идет дождь" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • расширить и уточнить представление детей о дожде;
  • объяснить причины возникновения дождя;
  • раскрыть значение этого явления для жизни растений, животных, человека;
  • формировать умение определить главную мысль текста, устанавливать связь между предложениями текста;
  • развивать речь, память, мышление, умение слушать.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор мультимедийный, телевизор, мультфильм.

Ход урока

http://ikt14132007.narod.ru/ped_mas_09/kuznezova/index.html

  1. Организационный момент. ( Слайд 1 (см. презентацию))
  2. Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок?
    Все на месте, всё в порядке, ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все внимательно глядят?
    Тут затеи и вопросы, игры, шутки, всё для вас!
    Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!

  3. Постановка цели урока.
  4. Чему посвящён наш урок, вы поймёте, если отгадаете загадку:

    Без пути и без дороги Иллюстрация дождя
    Ходит парень длинноногий
    В тучах прячется, во мгле,
    Только ноги на земле.

    (Дождь) (Слайд 2)

    Сегодня мы будем говорить о дожде и попытаемся ответить на вопросы:

    (вопросы на доске читают дети)

    Стихотворение “Ненастье” читает учитель.

    Дождик, дождик, что ты льёшь? Грустный дождь
    Льёшь и дни и ночи (Слайд 3)
    Ждали мы тебя, но всё ж
    Надоел ты очень!

    В гнёздах птенчики пищат Картинка окна
    Плачут окон стёкла (Слайд 4)
    Невозможно выйти в сад –
    Вся земля промокла…

    Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или весёлое?

    Почему грустное настроение? Какие строчки об этом говорят?

    А всегда ли дождь вызывает грусть?

    Когда он бывает радостным, смешным, звонким?

    (радуга, грибной дождь) Радостный дождь

    (Слайд 5)

    В разное время года мы всегда встречаемся с дождём:

    весна – весенний дождь (Слайд 6)

    лето – летний (цветы) (Слайд 7)

    осень – осенний (листок) (Слайд 8)

    зима – зимний (дождь и снег) (Слайд 9)

    Какое настроение вызывает дождь в разное время года?

  5. Организация восприятия и осмысление новой информации.

(Первичное усвоение)

Откуда же берётся дождь? Какие у вас предложения? (Он льёт из тучи)

А как дождик попадает в тучу?

Три дня назад мы с вами налили в блюдце воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Почему её стало меньше? (Вода испарилась.)

То же происходит и на поверхности земли, вода непрерывно под действием солнечных лучей испаряется. Она испаряется с поверхности рек, озёр, морей, океанов и с суши. Большое количество воды испаряют растения. Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. (Слайд 10)

(карточка на доске и на экране)

Капельки воды соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.

Нижний край тучи становится тёмным от крупных капель, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.

(показ)

Получилась схема: облако -> туча -> дождь.

(дети составляют на партах)

Попробуем провести опыт: дети работают в парах по вариантам.

I вариант

II вариант

  1. Плотно сжать сухой комочек ваты.
  2. Затем опустить его в блюдце с водой.

Комочек ваты будет набухать от воды.

Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой.

  1. Пинцетом осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем.
  2. Если воды достаточно, то капли начнут падать на блюдце.

Воды набралось много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь. (музыка)

Туча, туча, что несёшь?
Отвечает туча (Дождь) (Слайд 11)

Физкультминутка на английском языке

“Hop-hop-hop”

  1. Закрепление.

Работа по учебнику.

Давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи. Откроем учебник на с. 92

(самостоятельное чтение)

Вопросы по тексту:

  1. Что же такое туча? (тёмное, густое облако)
  2. Из чего состоят тучи? (из тяжёлых капель воды)
  3. Почему они падают на землю? (они тяжёлые, не могут держаться в небе)
  4. Что из них образуется? (Дождь)

Дожди в природе бывают разные: (Слайд 12)

* ливень – дождь льёт как из ведра

* ситничек – мелкий дождь, как из сита

* косохлёст – косой дождь

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

О каком дожде идёт речь?

Загадка:

Всю малину исхлестал,
Всю черёмуху!
Наклонил он ветки груш
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?

Представьте как неуютно человеку под таким дождём. Можно простудиться и заболеть.

Физкультминутка.

Дождик песенку поёт: кап – кап …
Только кто её поймёт: кап – кап?
Не пойму ни я, ни ты: кап – кап
Да зато поймут цветы: кап – кап
И весенняя листва: кап – кап
И зелёная трава: кап – кап. Шум дождя

  1. Работа в тетради (кроссворд)
  2. Прошёл дождь и природа умылась. (Слайд 13)

    Все рады дождю: и растения и животные. (паутина, листок)

    Почему? (о пользе дождя рассуждают дети)

    Кому помогает дождь?

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок –
    Ничего, что плод мой мелок.
    (Дуб) (Слайд 14)

    Стоит зелёная колючка
    На голове красная шапочка
    Кто подойдёт,
    Того кольнёт. (Роза)

    В огороде вырастаю,
    А когда я созреваю,
    Варят из меня томат,
    В щи кладут и так едят.
    (Помидор)

    Жу-жу-жу –
    Я на ветке сижу,
    Я на ветке сижу
    И звук “ж” твержу.
    (Жук)

    Не земледелец,
    Не кузнец,
    Не плотник,
    А первый на селе работник.
    (Конь) (Слайд 15)

  3. Итог урока.
  4. С каким природным явлением мы познакомились?

    Что нового мы узнали о дожде?

    А полезен ли дождь?

  5. Показ фрагмента мультфильма.

Всё живое радуется дождю! Мультфильм “Почему идёт дождь?” необычный.

Показан грибной дождь. Растут растения. А человек не растёт под дождём. Ему во время дождя нужен… ?