Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить и углубить знания о природных условия и ресурсах Кавказа.
  2. Познакомить с природными комплексами Прикубанской равнины, Домбаем, Эльбрусом, Высокогорным Дагестаном, курортным районом Кавказских Минеральных вод.
  3. Продолжить обучение приемам работы с картой, учебником, схемами.
  4. Воспитывать эстетическое восприятие природных явлений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Учащиеся должны:

  • иметь представление о географии размещения природных комплексов: Прикубанской равнины, Домбая, Эльбруса, Высокогорного Дагестана, курортного района Кавказских Минеральных вод;
  • находить на карте определённые объекты;
  • развивать умения работать с учебными текстами, картами,
  • сравнивать, отвечать на проблемные вопросы

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, презентация “Природные комплексы Северного Кавказа”, атласы, тесты.

Ход урока.

Вдали я видел сквозь туман,
В снегах горящих как алмаз,
Седой незыбленный Кавказ;
И было сердцу моему
Легко , не знаю почему.
М. Ю. Лермонтов

1. Организационный момент.Слайд 1

2.Актуализация знаний.

Учитель: Кавказ в переводе с санскрита “блестящие горы”-горная страна, протянувшаяся между Чёрным и Каспийским морями более чем на 1100 километров, носит название Большого Кавказа. Территория между Главным Кавказским хребтом и гордом Ростовом-на-Дону, называемым “воротами Кавказа”- это Северный Кавказ

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. В этом вы убедитесь, совершив путешествие на уроке в разные природные комплексы Кавказа.Так каковы главные цели урока?

Учащиеся:- Познакомиться с природными комплексами Северного Кавказа.

-Получить новые знания о природных условия и ресурсах Кавказа.

Слайд 2 (цели и задачи урока)

Учитель :Вам дома надо было подготовить рассказ об одном из ПК Кавказа( по вариантам).На уроке внимательно слушаем рассказы своих одноклассников, кратко записываем в тетрадь черты природных комплексов, в конце урока- должны выполнить тест по данной теме (закрепление)

О Кавказе много писал А.С. Пушкин

Учащийся читает стихи А.С. Пушкина:

Кавказ подо мною .Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орёл с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.

…Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смерено идут подо мной,
Сквозь них низвергаясь, шумят водопады,
Под ними утёсов наши громады…
А.С. Пушкин “Кавказ”

Слайд 3 Памятник А.С. Пушкину в г. Кисловодске в старейшем парке “Коллонады”, основанном в 1823г.

(учитель рассказывает о крупнейшем рукотворном парке нашей страны в г. Кисловодске)

Чудесная и разнообразная природа Кавказа – источник вдохновения в творчестве исполинов отечественной культуры: Л.Н. Толстого, А.А. Алябьва, В.В. Маяковского, Ф.И. Шаляпина, М.А. Булгакова и др. И самое важное место в этом списке по праву занимает М.Ю. Лермонтов ,стихотворение:

Вдали я видел сквозь туман,
В снегах горящих как алмаз,
Седой незыбленный Кавказ;
И было сердцу моему
Легко , не знаю почему.
М. Ю. Лермонтов

Слайд 4 Памятник М.Ю. Лермонтову в г.Кисловодске- Лермонтовская площадка над стеной с горельефом Лермонтова- портал, напоминающий фасад стоявшей здесь когда-то Ресторации

3. Изучение нового материала.

Учитель: Совершим путешествие по Северному Кавказу .

Вопрос:

Учитель: Давайте вспомним состав Кавказа?

Ученик: Предкавказье, Большой Кавказ, Закавказье ( называет и показывает природные комплексы на физической карте России)

Учитель:

1.Отправляемся в Предкавказье – Прикубанская равнина

Слайд 5 Прикубанская равнина

(Рассказ ученика о ПК - Прикубанская равнина. Приложение 1)

Учитель:

2.Кавказские минеральные воды

Слайд 6- 8 Кавказские минеральные воды ,Кисловодск, Пятигорск

(Рассказ ученика о ПК - Кавказские минеральные воды . Приложение 2)

Учитель:

3. Следующий маршрут- в Карачаево- Черкесскую Республику

Слайд 9-10 Домбай – вечная сказка.

(Рассказ ученика о ПК- Домбай- вечная сказка. Приложение 3)

Ученик: Многие поэты писали о двуглавой горе Эльбрус ,высшей точке России- 5642м (Показывает на карте , читает стихотворение:

И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.
В.А. Жуковский

Учитель:.Эльбрус- высочайшая гора Кавказа, России, Европы.

Слайд 11-13 Путь к Эльбрус

(Рассказ учителя о ПК – Эльбрус, используя слайды 11-13)

Учитель: Дагестан- страна гор

Слайд 14 Дагестан

(Рассказ ученика о ПК- Дагестан- страна гор. Приложение 4)

4. Закрепление знаний

Тест “Природа Северного Кавказа”(обучающиеся выполняют тестовую работу. Приложение 5)

Учитель:

Познакомились с некоторыми ПТК Кавказа. Чем обусловлено такое разнообразие природных комплексов Кавказа?

Ученик: Это обусловлено: ФГП, особенностью тектонического строения, разнообразием рельефа, высотной поясностью.

5. Заключение

Учитель: За короткий урок нельзя объять необъятное (это и о Кавказе) А ведь есть ещё Архыз, Медовые водопады, Черекское ущелье, Северная Осетия

С Кавказом жаль расставаться.
Но у вас всё впереди!

Хочется закончить урок словами В. Высоцкого:

Лучше гор
Могут быть
Только горы,
На которых
Ещё не бывал.

Слайд 15 Горы , песня В. Высоцкого “Прощание с горами”

6.Домашнее задание: в контурных картах обозначить природные объекты Северного Кавказа

7.Итоги урока: оценки за работу на уроке