Урок истории в 5-м классе по теме: "Жизнь афинского полиса"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  • Формирование понятий “полис”, “ареопаг”, “архонты”, “демос”.
  • Воспитание творческого отношения к учебному труду.
  • Развитие знаний учащихся о природе и обществе Древней Греции.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: конструкторская мастерская.

Учебное оборудование: карта “Древняя Греция”; аппликации; канцелярские товары.

1.

Здравствуйте, добрый вам день!
Хотите что – то стоящее узнать?
Оставьте дела и отбросьте лень.
Урок истории позвольте начать.
Вы изучаете Венецию?
Нет. А что тогда? (Древнюю Грецию)
Ах, Древнюю Грецию! Это не шутка!
Поработать нам сегодня придётся
И для этого – вот так штука,
На партах всё у вас найдётся!

Вы уже знаете, как жили греки в независимых городах Микены, Пилосе, Тиринфе, на острове Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Сегодня на уроке мы продолжим изучение жизни древних греков. Но перед этим нам необходимо вспомнить уже изученный материал.

У себя на партах вы видите набор, состоящий из заданий под различными номерами. Возьмите карточку под № 1, расположите слова из данного набора перед собой в том порядке, каком считаете нужным.

Вопрос: Скажите, каким одним понятием они связаны между собой?

Да, это характеристика государства. А в Древней Греции государство называлось полисом. Полис – город-государство. Город являлся центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию. В каждом полисе проживало несколько тысяч граждан.

2. Откройте учебник стр. 131, найдите карту Аттики. На ней обозначен полис – греческий город-государство. Как вы думаете, какой город являлся центром полиса в Аттике?

А теперь найдите территорию Аттики на карте Греции. (вызов к доске, показ)

У: У вас на столах есть контуры Аттики. Расположите её правильно перед собой. Сегодня на основе контура Аттики мы будем конструировать модель полиса. И назовём эту модель “Жизнь Афинского полиса”. Название нашей модели и будет темой сегодняшнего урока.

Первое задание: Найдите на своих моделях месторасположение города Афины и подпишите его.

А так как полис – это государство, то под названием Афины на своей модели разместите основные понятия государства, которые мы с вами уже повторили. (карточка № 2)

Сейчас выполняем следующее задание. Карточка №3. Это документ, в котором описывается природа и занятия греков в Афинском полисе. Также в задании есть картинки и слова, часть которых соответствует данному документу, а часть не соответствует. Ваша задача – прочитать документ и правильно выбрать основные занятия греков в Афинском полисе. И разместите их на своей модели.

(Кто раньше и правильно выполнил задание модель на доске).

(Опрос, почему выбрали именно это).

У: Хорошо. Основные занятия жителей полиса мы определили. Но общество было неоднородным: одни управляли, другие подчинялись. Кто же у афинян правил, а кто управлял? Обратимся к учебнику. Прочитайте 2 пункт, 1-2 абзац.

Вопросы:

  • Как назывались правители Древней Греции? (архонты)
  • Что такое ареопаг? (совет знати)
  • Как назывался простой народ в Греции? (демос)

Теперь впишите в свою модель на карточку №2 эти термины. Но сначала подумайте, куда вы их впишите.

(У меня на доске тоже вписывает кто-нибудь).

Вопрос: какую функцию выполнял ареопаг (правил, судил).

У: Скажите, а справедливо ли управляли правители – архонты?

Конечно, нет. Так как в Афинском полисе не было писанных законов.

А народ требовал точной их записи. Тогда один архонт по имени Дракон записал обычаи, и они стали законами.

Перед вами на доске записаны некоторые из тех законов. Посмотрите внимательно, можно ли данные законы назвать справедливыми?

(Размышления).

Вывод: Эти законы были жестокие, несправедливые. Их так и называли – “Драконовы законы” – это выражение с тех пор стало крылатым.

Ребята, вы уже знаете, что Аттика – это область с мягким климатом, с благоприятными условиями для выращивания винограда, оливок, здесь занимаются торговлей и ремеслом. Но почему же тогда в Афинском полисе одни были богатые, а другие бедные? И каковы причины бедности.

Чтобы вам было легче, я записала некоторые причины бедности на доске. Вы согласны с этими причинами? Запишите на ваших моделях те причины, которые вы считаете нужными, возможно вы добавите к этим причинам какие-то ещё.

(Беседа по причинам бедности).

У: Таким образом, бедняки в Афинах становились беднее, а богатые богаче. А в результате недовольство демоса росло. А к чему это могло привести?

Нарисуйте каким-либо значком, символом на своих моделях ответ, кто как думает.

Вывод: недовольство демоса могло привести к выступлению против знати.

Рефлексия: ребята, модель “Жизнь Афинского полиса”, которую вы составили, поможет вам при подготовке домашнего задания.

А сейчас я попрошу вас открыть карточку № 4. Что вы видите? Это рисунки вашего настроения и отношения к нашему уроку. Выберите ту, которая соответствует вашему состоянию в данное время, и приклейте её на вашу модель.

А закончить наш урок я хочу такими словами:

История – это не сказка,
Но очень уж многому учит!
Кто понял, что история – подсказка,
Тот к мудрости ключ получит!

(Вручить ключ со стихотворением).

Выставление оценок.

Домашнее задание: п. 29.

Сожержание карточек можно получить у автора статьи.