Урок информатики по теме: "Создание и управление базой данных в СУБД Access"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Образовательная: закрепление знаний, умений, навыков создания (таблиц, форм) и управления (запросов, отчетов) базой данных в СУБД Access.
Развивающая: развитие внимания, памяти, грамотности устной речи и логического мышления учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Тип урока: применение ЗУН.

Количество часов: 2 часа.

Материально-техническая база:

  1. Презентация “Создание и управление базой данных” (Приложение 1).
  2. Раздаточные материалы для команд.
  3. Раздаточные материалы для участников команд.
  4. Оборудование: комплекс – мультимедиа + компьютеры, локальная сеть.

Структура урока:

I. Вступительная часть (3 мин)

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы, цели и порядок проведения урока.

II. Основная часть:

  1. 1-ый этап урока: “Представление презентации по созданию БД” (7 мин)
  2. 2-ой этап урока: “Создание таблиц в режиме Конструктора и Заполнение таблицы БД данными” (25 мин)
  3. 3-ий этап урока: “Создание формы с помощью Мастера” (5 мин)
  4. 4-ый этап урока: “Создание запросов в режиме Конструктора” (10 мин)
  5. 5-ый этап урока “Создание отчетов с помощью Мастера” (12мин)
  6. 6-ой этап урока “Представление презентации по созданию БД” (5мин)
  7. 7-ой этап урока “Представление базы данных “Мир компьютерных систем” учащимися” (10 мин)

III. Заключительная часть (3 мин)

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Заключительное слово учителя.

Ход урока

I. Вступительная часть (3 мин).

1. Организационный момент.

  • Учитель приветствует учащихся;
  • Отмечает отсутствующих.

2. Объявление темы, цели и порядок проведения урока.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Сегодня на уроке вы будете создавать базу данных под названием “Мир компьютерных систем”. Для этого вы (уч-ся) разделены на 2 группы.

Задания и технология работы для 1 группы.
Задания и технология работы для 2 группы.

Создание базы данных будет состоять из следующих этапов:

1 этап: Создание таблиц в режиме Конструктора и заполнение таблицы БД данными;
2 этап: Создание формы с помощью Мастера;
3 этап: Создание запросов в режиме Конструктора;
4 этап: Создание отчетов с помощью Мастера;
5 этап: Представление базы данных “Мир компьютерных систем” учащимися.

Практическая работа по созданию базы данных будет происходить в парах, где каждая пара будет выполнять какой-то этап из перечисленных выше. Остальные учащиеся будут выполнять на местах разные творческие задания.

Перед тем, как приступить к выполнению задания, давайте повторим порядок создания БД.

II. Основная часть:

1-ый этап урока: “Представление презентации по созданию БД” (Приложение 1)

Длительность этапа 7 мин.

Переходим к следующему этапу урока.

2-ой этап урока: “Создание таблиц в режиме Конструктора и заполнение таблицы БД данными” (Приложение 2)

Длительность этапа 25 мин.

Прошу занять за компьютерами по 2 человека от каждой группы для “Создание таблиц в режиме Конструктора”.

Задание группам: Разгадывание кроссворда (Приложение 3)

Осталась одна минута на выполнение задания.
Сдаем кроссворд на проверку жюри.
Переходим к следующему этапу урока.

3-ий этап урока: “Создание формы с помощью Мастера” (Приложение 4)

Длительность этапа 5 мин.

Прошу занять за компьютерами по 2 человека от каждой группы для “Создание формы с помощью Мастера”

Задание группам: Разгадывание ребуса (Приложение 5)

Осталась одна минута на выполнение задания.
Сдаём ребус на проверку жюри.
Переходим к следующему этапу урока.

4-ый этап урока: “Создание запросов в режиме Конструктора” (Приложение 6)

Длительность этапа 10 мин.

Прошу занять за компьютерами по 2 человека от каждой команды для “Создание запросов в режиме Конструктора”.

Задание командам: Выполните тест (Приложение 7)

Осталась одна минута на выполнение задания.

Сдаём тест на проверку жюри.

Переходим к следующему этапу урока.

5-ый этап урока: “Создание отчетов с помощью Мастера” (Приложение 8)

Длительность этапа 12 мин.

Прошу занять за компьютерами по 2 человека от каждой команды для “Создание отчетов с помощью Мастера”

Задание командам. Верно ли данное утверждение? (Приложение 9)

Осталась одна минута на выполнение задания.

Сдаём задание на проверку жюри.

Переходим к последнему этапу урока.

6-ой этап урока: “Представление презентации по созданию БД” (Приложение 1)

Длительность этапа 5 мин.

Перед представлением БД учащимися, давайте определим этапы представления БД и ключевые моменты при создании БД.

7-ой этап урока: “Представление базы данных “Мир компьютерных систем” учащимися” (Приложение 10)

Длительность этапа 10 мин.

Пожалуйста, Ф. И. учащегося, представьте БД своей группы.

Спасибо!

Пожалуйста, Ф. И. учащегося, представьте БД своей группы.

Спасибо!

А сейчас, уважаемые гости нашего урока выберите одну из двух понравившуюся вам БД созданную ребятами и грамотно представленную и поднимите: за лучшую БД – красный квадратик, лежащий у вас на столе, за менее удачную - синий квадратик.

III. Заключительная часть (2 мин).

Подведение итогов занятия.

Заключительное слово учителя.

Итак, по результатам мы видим, что первая группа набрала больше красных квадратиков, следовательно, учащиеся группы получают – 5.

Хочется поблагодарить всех за работу на уроке. А закончить урок мне хочется небольшим стихотворением:

Продолжается век.
И другой приближается год.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам …

Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.

П. Антропольский.