Появление «человека разумного»

Разделы: История и обществознание


Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Появление “человека разумного”.
Форма урока: Комбинированный урок
Оборудование: Учебник Уколова и др., контурные карты,документы, сравнительная таблица, История Мультимедиа комплекс, ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, ЦОР “История 5-е классы” издательство “Просвещение”, ЦОР “Атлас истории Древнего мира”, собственная презентация
Цель: Доказать, что “человек разумный” наш современник.
Задачи: Развитие познавательного интереса

Воспитание любви к всеобщей истории и следственно к своей Родине

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Ожидаемые результаты: самостоятельно продолжить рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объяснить разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнить отличия рас друг от друга и сделать выводы; выявлять закономерность исторического развития; сравнивать и делать логические выводы. Ответить на проблемный вопрос.

Цель урока: доказать, что “человек разумный” - наш современник.

Оборудование урока: карта “Территории государств в древности”, презентация, задания. Макеты орудий труда, подготовленные к уроку.

Опрос Д.З.

  • вопросы №1-3 (3чел)
  • задание №1-3 (устно)

Новый материал.

- Назвать цель урока.

- Открыть тетради и записать дату и тему урока.

Презентация.

“Появление “человека разумного”. (Слайд №1)

- План урока (на доске, прочитать)

- ? На каких континентах жил древнейший человек. (Африка, Евразия) Показать на карте.

- ? Вспомним теории о происхождении человека (божественная, инопланетная, от крупного млекопитающего)

- Автором теории о происхождении человека от крупного млекопитающего был

Чарлз Дарвин (Слайд №2)

- Что такое эволюция (Слайд №3) Записываем в тетради.

- Посмотрим, как происходило развитие человека или антропогенез – антропо (человек) и генез (развитие). (Слайд №4)

- ?Кто изображен Слайд №5. (южная обезьяна)

- ?Кто изображен Слайд №6.(обезьяночеловек)

- Все вместе они составляли название “человек умелый”.

- ? Когда появился “человек умелый” (ок. 2,5 млн. лет назад)

- ? Какими были главные занятия древнего человека. (Слайд № 7)

- ? Что такое собирательство.

- ? Какой тип хозяйства вел древний человек.(присваивающее)

-? Почему. (все необходимое для жизни брал из природы)

- ? Что умел изготовлять “человек умелый”. (орудия труда и оружие) (Слайд №8) + макеты орудий

- ? Из какого материала человек изготовлял орудия труда и оружие. (Дерево и камень)

- ? Как называется такой век, в котором орудия и все необходимое делалось из камня. (каменный)

- ? Из скольких периодов состоит каменный век. (трех) Как они называются и что означают? (палеолит, мезолит, неолит)

- ? Что способствовало развитию мышления человека? (труд)

- Эволюция продолжалась и на смену “человек умелый” пришел “человек разумный”. (Слайд № 9) Запись в тетради.

- К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец. Запись в тетради.

-? Где его родина. Читаем текст с .18 посл.абзац. Неандерталец (Приложение №10) получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

- Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Хоронили умерших в вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир. (Слайд №11 – 14).

- ? Как назывались места, где древние люди по долгу останавливались. (стоянка) (Слайд №15)

- Долгое время считалось, что неандертальцы были непосредственными предшественниками человека современного типа. Однако сейчас ученые отказались от данной точки зрения и считают неандертальцев тупиковым видом. Неандертальцы некоторое время жили с другим видом “человека разумного” - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

(Слайд № 16)

- ? Есть ли сходство кроманьонца с современным человеком. (Да)

- Кроманьонцы – наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как современных людей, “хомо сапиенс, сапиенс”, т.е. “человек разумный, разумный”. Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете.

- 40-30 тысяч лет назад – появился кроманьонец. (запись в тетради)

- Благодаря постоянному труду, объем мозга человека увеличивался. (Слайд №17)

- Человек начинает все более осмысленно трудиться, учится говорить и общаться с сородичами.

- Ледниковый период. (Слайд №18) Запись в тетради.

- Во время оледенения в Европе лишь на короткий период земля оттаивала, и на ней появлялась скудная растительность. Но, ее хватало для пропитания – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей.

- ? Как вы думаете, какое занятие становится главным у людей и почему. (Охота, т.к. осталась скудная растительность)

Охота в ледниковый период превращается в важнейшее занятие кроманьонцев. Орудия стали изготовлять не только из камня, но и из кости и рога диких животных.

Кроме этого появились костяные иглы, которыми шили одежду из лисицы, волка, и др. животных. (Слайд №19)

- ? Какими способами охотились древние люди на диких животных. (Слайды №20-22)

-Изменилось и жилище. (Слайд №23) Читаем. С 20 посл. Абзац.

- ? Можно ли было охотиться на дикого зверя и строить дома в одиночку. (Нельзя)

- Требовались десятки людей, организованных, собранных, дисциплинированных. Люди стали жить родовыми общинами. (Слайд № 24) Запись в тетради.

- В такую семью входило несколько больших семей, которые образовывали род. Мужчины сообща охотились. Совместно изготовляли орудия труда и строили жилище. Особым уважение пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

-? Что делали женщины. (Занимались собирательством, готовили пищу, следили за огнем, сохраняли запасы пищи, шили одежд, и главное – растили детей)

- Родом управляли старейшины – наиболее мудрые и опытные члены рода.

- ! Сообщение на тему “Воспитание детей в родовой общине)

- ? Как вы думаете, почему так жестко воспитывали доисторических мальчиков. (это время – время выживания, и от того как ты будешь подготовлен к жизни, зависит будущее тебя и твоих близких)

- С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы. Раса – группа человечества. Всего в мире их существует- три. (Слайд № 25) Запись в тетради.

- ? Чем человеческие расы различаются. (Слайд № 26 – 28) (Цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа).

- Вывод: расы различаются только внешними признаками. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Закрепление.

- - Задание №4. Группами и все вместе.

- Вернемся к цели нашего урока. Вспомните, сегодня на уроке мы с вами говорили, что ученые называют кроманьонца и современных людей – “хомо сапиенс”,

“человек разумный”. Докажите почему? (внешний облик; человек приобрел качества, которые стали отличать от животного мира: сознание, труд, речь, общение)

(Слайд № 29)

- Оценки за урок:

IV. Домашнее задание.

& 4 (в.1,2 у.); творческое задание. “Я – писатель”

Задание №1.

Вставьте недостающие слова.

А) Древнейшие люди жили на земле более ________ лет назад.

Б) Главным отличием древнейших людей от животных было ________.

В) Древнейшими орудиями труда были: ______________.

Г) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи _________.

Задание №2.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

В гроте Тешик -Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.

Задание №3.

Продолжи рассказ. Почему старейшина так поступил?

“… Крек рассказал всё, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он попробовал разжалобить стариков.

- Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

- Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть он будет отомщён.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились всё громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …”.

Задание №4.

Заполни таблицу, отметив знаком “+” членов родовой общины, которые выполняли перечисленные дела и обязанности. Подчеркни ту работу, которую мужчины, женщины и дети делают и в наши дни.

Дела и обязанности Мужчины Женщины Дети Старейшина
1 Рыть ямы и ловушки        
2 Строить жилища        
3 Изготавливать орудия труда        
4 Шить одежду        
5 Готовить пищу        
6 Поддерживать огонь        
7 Растить детей        
8 Собирать фрукты, орехи, сладкие корешки        
9 Проверять запасы пищи        
10 Учить делать орудия труда        
11 Рассказывать предания рода        

Задание №5.(Домашнее задание)

Ты – писатель.

А) Во время похолодания жизнь заставила людей жить сообща: горе тому, кто оказался один. Но представьте, что такое все же случилось. Напиши “Воспоминания человека, изгнанного из рода”. Рассказ может состоять из описания причины, по которой твой герой оказался изгнанным, его жизни и приключений в одиночестве и развязки.

Б) Представь себя старейшиной рода и составь “Программу обучения мальчиков в первобытной школе”. Придумай экзаменационные задания для выпускников. Какие предметы ты будешь преподавать? Каким будет расписание уроков?