Управляющий совет школы как эффективная форма государственно-общественного управления качеством образования

Разделы: Администрирование школы


Новые требования рыночной экономики и формирующегося быстрыми темпами информационного общества поставили систему образования перед необходимостью кардинально переосмыслить сущность всех образовательных целей и задач, форм и содержания обучения подрастающего поколения. Откликаясь на требования современности, российские педагоги впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьников, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование их активности. Для реализации поставленных целей и задач было разработано второе поколение государственных образовательных стандартов, которые должны стать одним из ведущих инструментов реализации новых тенденций.

В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе требовать от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.

Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе? Иначе говоря, встал вопрос о качестве того образования, которое мы даём школьникам, об определении единых и комплексных подходов к его оценке, об управлении качеством образования.

Среди направлений развития образовательной системы России – формулирование “общенациональной системы оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ”. Эти направления утверждены Правительством Российской Федерации; в их центре – совершенствование управления качеством образования.

А что такое “качество образования”? Под качеством образования понимают характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных образовательных результатов и обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Обратим внимание: понятие “качество образования” не равносильно качеству обученности. Качество прежде всего показывает, насколько результат соответствует поставленной цели. Оценка качества образования подразумевает оценку организации учебно-воспитательного процесса, образовательных результатов, включая предметные знания, надпредметные понятия, ключевые компетентности, социальный опыт обучающихся, качество реализуемых программ.

Проверка и оценка качества образования могут быть объективными только за пределами сферы образования – в социуме, на рынке труда. В соответствии с этим меняется и представление о ведущем субъекте оценки результативности образования. В этой роли выступает потребитель образовательных услуг – обучающиеся и их родители, образовательные учреждения, в которые выпускники школы поступают для продолжения образования. В перечень показателей эффективности деятельности образовательного учреждения введён такой показатель результативности образования, как удовлетворённость населения образованием.

Чтобы обеспечить удовлетворённость потребителя “на выходе”, надо учесть его интересы и запросы при определении содержания образования. Общественный заказ не может быть сведён к ожиданиям относительно только результатов обучения и воспитания. Для потребителя (прежде всего для родителей) важны социальное и психологическое благополучие ребёнка в школе (классе), гарантии сохранения здоровья и обеспечения безопасности. Одна из составляющих общественного заказа – заказ на качество условий обучения детей в школе.

Изменения в системе образования, новые задачи, стоящие перед школой, побудили нас пересмотреть взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. Всё более очевидной становится необходимость вовлекать общественность в управление образованием. Сегодня это требование звучит на государственном уровне: одна из задач приоритетного национального проекта – расширить участие общественности в управлении образованием, сделать образование системой, открытой социуму. Общеобразовательная школа выполняет социальный заказ, и педагоги должны слышать голос общественности, знать её мнение о качестве образования. Самая массовая часть населения, тесно связанная со школой, - родители обучающихся.

К настоящему времени в нашей школе сложился определённый опыт государственно-общественного управления образовательным учреждением, достаточно активно работают родительские комитеты, Совет школы. Всё это позволило в 2007 году придать этим структурам новое современное содержание, появилась такая форма государственно-общественного управления, как Управляющий совет, позволяющей школе стать более открытой для окружающего социума, понятной ему.

Мысленно возвращаясь на несколько лет назад, мы сегодня осознаём, как непросто было изменить общественное мнение о роли родителей в управлении образовательным учреждением. Проведённый в 2006-2007 учебном году опрос родителей и обучающихся об их отношении к государственно-общественному управлению, показал, что ни родители, ни педагоги, ни дети реально не рассматривали друг друга в качестве равных партнёров в решении вопросов школьной жизни. В ходе совместных обсуждений была разработана модель участия общественности, и в первую очередь родителей, в управлении образованием.

Полномочия Управляющего совета МОУ “Тарская основная общеобразовательная школа №1” позволяют реализовать все условия и механизмы оформления общественного заказа на содержание и качество образования. Совет становится эффективной площадкой для согласования государственного и общественного заказа на образование, интересов всех субъектов образовательного процесса: государства (в лице учредителя), администрации, педагогов, родительской и ученической общественности.

Управляющий совет (далее Совет) согласовывает локальные акты, устанавливающие показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы, т. е. участвует в разработке политики управления качеством образования, вносит руководителю школы предложения о материально-техническом обеспечении и оснащении образовательного процесса, оборудовании помещений (в пределах выделяемых средств); создании условий для питания, медицинского обслуживания учащихся; организации промежуточной и итоговой аттестации; по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников и, таким образом, участвует в согласовании стандартов качества условий обучения.

Совет согласовывает ключевые параметры образовательной программы, то есть документа, определяющего формируемые в образовательном процессе компетентности учащихся, принципы организации образовательного процесса, используемые методы и технологии, согласовывает школьный компонент государственного стандарта основного общего образования, годовой календарный учебный график, выбор учебников из утверждённых федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Совет участвует в оценке качества и результативности труда работников школы, то есть участвует в мониторинге и контроле реализации общественного заказа; утверждает публичный (ежегодный) доклад, то есть участвует в анализе реализации общественного заказа и представлении его результатов широкой общественности.

Совет сопровождает и обеспечивает реализацию общественного заказа: согласовывая бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; участвует в распределении выплат стимулирующего характера работникам школы.

Таким образом, несмотря на то, что первые шаги и действия Управляющего совета пока ещё робки, он с осторожностью берётся за решение вопросов, определяющих будущее школы, но можно с уверенностью заявить, что только Управляющий совет позволяет принимать решения, учитывающие мнение всех участников образовательного процесса, вести разумный диалог о проблемах школы и определять пути, ведущие к качественному образованию.