Урок: "Природные ресурсы Русской равнины"

Разделы: География


Цель: Формировать представление о природных ресурсах Русской равнины.

Задачи:

  • Познакомить с природными ресурсами равнины.
  • трабатывать навыки самостоятельной работы с картами.
  • Развивать умение анализировать карты и делать выводы.
  • Воспитывать географическую культуру.
  • Создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету, оформить представление о профессиях.

Оборудование: физическая карта России, атлас, коллекция полезных ископаемых, фрагмент о Волго-Донском канале, о Воронежском заповеднике, учебник Э.М.Раковская.

Тип урока и форма учебной деятельности: урок изучения нового, ролевая игра.

Ход урока

1. Вводная часть

Учитель. Сегодня мы проводим урок-путешествие по Волге. Я буду вашим гидом, а помогать мне будут специалисты.

2. Сообщение темы, цели

Проблемный вопрос: Чем объясняется разнообразие природных ресурсов Русской равнины?

Девиз нашего урока:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять - и снова воплотить.

На доске стих о равнине.

Как угрюмый кошмар исполина,
Поглативши луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
К.Бальмот.

3. Изучение нового материала

– Река Волга в сознании каждого россиянина-символ России, неотъемлемая часть ее богатейшей истории и самобытной культуры. Каждому россиянину Волга известна по песням о Степане Разине, по репинским “Бурлакам на Волге” или по левитановской “Волге у Плеса”. Мы помним и героическую битву на Волге в Великую Отечественную войну. Трудно переоценить роль, которую играла и играет Волга в жизни России. Отправляемся от истоков Волги - Валдайской возвышенности.

На карте (на доске) отмечается Валдайская возвышенность.

В своих тетрадях вы заполняете таблицу, куда заносите основные сведения и названия профессий.

Приложение 1.

Вид пр.р. Характеристика Профессия Влияние деятельности человека на природу

 Слово гидрологу.

Гидролог. Территория Восточно-Европейской равнины покрыта густой речной сетью. Начинаясь на Валдайской, Смоленско-Московской и Средне-Русской возвышенностях, веером во все стороны растекаются величайшие реки Европы - Волга, З.Двина, Днепр, Дон. Многие реки текут на юг, и это позволяет использовать их воду для орошения засушливых земель. Благодаря тому, что верховья многих рек располагаются на равнинной территории близко к друг другу, реки с исторических времен использовались для сквозного сообщении между разными частями огромной страны. Реки богаты гидроэнергоресурсами.

Учитель. Спасибо.

Наша следующая станция следования – город Москва. Помогите разобраться в таком парадоксе: стоит наша столица на Русской равнине, а называют её портом 5 морей.

Ученики находят и называют пять морей и водные пути, которые соединяют их с Москвой. Это моря: Белое, Балтийское, Каспийское, Чёрное, Азовское; каналы: им.Москвы, Волго-Донской, Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский.

Показ фрагмента о Волго-Донском канале (либо иллюстрации) приложение 2.

Учитель. Готовим рюкзаки и оправляемся в путь с нашим геологом.

Я уехала в знойные степи,
Ты ушел на разведку в тайгу,
Надо мною лишь солнце палящее светит,
Надо мною лишь кедры в снегу.
А путь и далек, и долог,
И нельзя повернуть назад.
Держись, геолог, крепись,
Ты ветру и солнцу брат.

Геолог. Двигаясь по каналам можно обнаружить на всей территории Русской равнины самые разнообразные полезные ископаемые. Я собрал вот такую коллекцию полезных ископаемых: железная руда, каменный и бурый уголь, поваренная соль, апатиты, нефть и газ. Назовите по карте атласа, где расположены месторождения этих полезных ископаемых.

Учащиеся. В недрах равнины находятся месторождения железа (КМА), каменного (Печорский бассейн) и бурого углей (Подмосковный бассейн), апатиты Кольского полуострова, поваренные соли озера Баскунчак. Между Волгой и Уральскими горами, а также на северо-востоке равнины добывают нефть. Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель. Мы плывём вниз по течению от Казани к Волгограду. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Передаю слово ландшафтоведу.

Ландшафтовед. Главная характерная особенность Восточно-Европейской равнины – хорошо выраженная зональность в распределении её ландшафтов. На побережье Баренцева моря расположились тундра и лесотундра, где суровые природные ресурсы не позволяют заниматься земледелием.

Учитель. А чем занимается здесь население?

Учащиеся. Это зона развитого оленеводства и охотничье-промыслового хозяйства.

4. Физкультминутка

Стоя выполняются упражнения: руки на поясе, повороты туловища вправо, влево; разгибание лопаток вперёд, назад.

5. Изучение нового материала (продолжение)

Ландшафтовед. В районах добычи полезных ископаемых преобладающими ландшафтами стали промышленные. В средней полосе равнины ранее преобладали лесные ландшафты, но в настоящее время леса вырублены. Юг равнины – это степные пространства, распаханные под зерновые культуры.

Учитель. Спасибо. Именно в этой части Волги находится много водохранилищ. Назовите их по карте и скажите, для чего они здесь?

Учащиеся. Горьковское, Костромское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское. Волгоградское водохранилища. Они созданы для того, чтобы поддерживать годовой сток рек для работы гидроэлектростанций.

Учитель. Итак. Что вы можете сказать о природных ресурсах равнины?

Учащиеся. Равнина богата разнообразными природными ресурсами, что позволяет развивать различные виды деятельности. Это добыча полезных ископаемых, земледелие, оленеводство, выработка электроэнергии.

Учитель. Такая бурная деятельность наверняка наложила отрицательный отпечаток на природу. Слово экологу.

Эколог. Особенно большие изменения произошли в лесостепной, степной, лесной зонах. К сожалению, под зеркальной гладью водохранилищ оказались затопленными и безвозвратно потерянными огромные площади плодородных земель. К тому же было затоплено или перенесено2500 сел и деревень, 96 городов и поселков, были разрушены тысячи памятников истории и культуры - наше национальное достояние. Из-за подтопления стали гибнуть леса. Из-за строительства плотин стало уменьшаться стадо осетровых рыб. И, наконец, проблема загрязнения Волги.

Учитель. Как же выйти из этой тяжелой ситуации?.

Эколог. В первую очередь необходимо разработать и принять жесткое экологическое законодательство.

Учитель. А что сделано с целью сохранения участков неизменённой или мало изменённой природы? Обратимся к карте в атласе на странице 25.

Учащиеся отвечают: созданы заповедники. Называют заповедники равнины.
Просмотр фрагмента о Воронежском заповеднике.

6. Итог урока

Учитель. Ответьте на проблемный вопрос.

Учащиеся. Разнообразие природных ресурсов объясняется тектоническим строением , большими размерами равнины, разным климатом. Всё это позволяет развивать на равнине различные отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Подводятся итоги работы на уроке, сдаются тетради.

7. Домашнее задание

На к/к нанести природные ресурсы равнины. Индивидуальное дом.задание получают 6 учащихся. Ответить письменно на вопросы:

  1. В чём заключается своеобразие Русской равнины как территории, наиболее обжитой людьми?
  2. Как вы думаете, сыграло ли особую роль в хозяйственном освоении и развитии равнины то, что это – исторический центр Русского государства?
  3. В произведениях каких русских художников, композиторов, поэтов особенно ярко поняты и переданы особенности природы Средней России? Приведите примеры.