Открытый урок: "Спешите стать терпимей и добрей"

Разделы: Литература


Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться.

В Сергеев

Я за то, чтобы писать обо всём…
Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только осчастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать.

Г. Троепольский

Оборудование: портреты писателей, тексты рассказов на каждой парте, книги писателей, рисунки и фотографии собак.

Ход урока

(На фоне “Арии” М.Таривердиева вступление учителя.)

Учитель: По словам известного современного писателя В.Распутина, у литературы “одна цель – помочь человеку дохнуть на него при чтении книги теплом и добром ”. Таким добром и теплом веет от книг Б. Рябинина и Ю. Яковлева.

Сегодня наш разговор пойдёт о творчестве этих писателей. На протяжении многих лет их связывала дружба.

Знакомство Ю.Яковлева с уральским писателем Б.Рябининым произошло…в подвале какого-то домоуправления, где шёл товарищеский суд над собакой. Вернее, суд шёл над хозяином собаки, который был виновен в одном “тяжком” преступлении: он завёл эту собаку. Растил её, кормил, выгуливал, воспитывал. Собака была смирная, никого не покусала, никого зло не облаяла. Но, к сожалению, в наших городах человек с собакой чаще всего беззащитен. И вот этой беззащитностью пользуются люди с чёрствыми сердцами, трусливые и подлые.

По мнению Ю.Яковлева, между ним и Б.Рябининым “всегда стояла Собака, та Собака с большой буквы, которая олицетворяла собой гуманность, доброту и часто справедливость”. Из-за той собаки встретились два писателя, вместе, плечом к плечу, приняли бой и победили. Суд поверил их авторитету, горячей убеждённости и единомыслию. Ту собаку удалось спасти. Спасая собаку, спасли человека от самого страшного недуга: от неверия в справедливость.

На уроке мы будем говорить о героях рассказов Б.Рябинина и Ю Яковлева. Рассказы этих писателей заставляют читателей думать, делают чище и добрее, т.к. слёзы на наших глазах – это слёзы очищения.

А теперь обратимся к рассказам:

Что почувствовали вы, когда прочитали рассказы?

  • Очень жалко собак, которых убили.
  • Страшно, когда близкие люди тебя не понимают и поступают жестоко.
  • Очень жалко мальчиков, потерявших собак, которые стали для них друзьями.

Как вы думаете, почему Б.Рябинин, Ю.Яковлев и многие другие пишут о судьбах собак?

  • Собака – друг человека.
  • Рядом с верным другом человек становится лучше и добрее
  • Человеку есть чему поучиться у собаки. Собака никогда не предаст

Каковы сюжеты рассказов?

  • Мальчик Гена приютил канадскую лайку Кешу, оставшуюся без хозяина. Мальчик любил собаку, заботился о ней. Чтобы меньше сердить родителей, он изменился в лучшую сторону. Но родители не поняли, насколько собака была дорога их сыну. Пока мальчик был в пионерском лагере, отец не только убил пса, но и сшил из него шапку для сына. Жестокость этого поступка настолько потрясла мальчика, что он ушёл из дома. (Б.Рябинин)
  • Мальчик Таборка по разрешению матери привёл в дом брошенную прежними хозяевами собаку. Он не мог допустить, чтобы несчастное животное вновь оказалось бездомным. Но отец сначала просто выгнал пса на улицу, а потом и убил его после того, как заплатил штраф за собаку. И в том и в другом рассказе говорится о неоправданной жестокости взрослых, о непонимании.

Какие проблемы ставят писатели в своих рассказах? Над чем они заставляют задуматься?

  • Проблема добра и зла.
  • Любви и ненависти.
  • Взросления человека.
  • Взаимоотношения детей и взрослых.

(Герои рассказов, пережив тяжкие испытания, сохраняют в себе человеческие чувства.) Как в рассказе Б.Рябинина, так и в рассказе Ю.Яковлева показано нравственное превосходство подростка.

Чем близки рассказы писателей? Что можно в них сопоставить?

(Групповая работа)

Обстоятельства, связанные с появлением собак у мальчиков.

  • Хозяева переехали с дачи в город, а собаку бросили. Она бегала по улице и искала хозяев, пока Таборка не приютил её. (Ю.Яковлев)
  • Прежние хозяева Кеши собак не любили, поэтому отдали свою собаку дачному сторожу. Когда сторож умер, пёс сам пришёл на дачу к Генке и не захотел никуда уходить. (Б.Рябинин)

Отношение мальчиков к брошенным собакам

  • Таборка собак любил. Пожалев брошенного пса, стал подкармливать его. После того как приютил собаку, взял ответственность за её судьбу. Не мог позволить, чтобы её опять выгнали, поэтому привёл в класс. Очень беспокоился, чтобы никто его собаку не обидел. (Ю. Яковлев)
  • Генка тоже собак любил. Радовался, когда Кеша стал жить в их доме. Был счастлив, что у него своя собака. “Своя! Собака! Да какая: умная, красивая. Пойди поищи другую такую!” Писатель радость мальчика передаёт с помощью восклицательных предложений. Беспокоился, чтобы Кешу не убили. Отец этой радости не разделял. Уехав в пионерский лагерь, мальчик скучал по своему лохматому другу.

Взаимоотношения с родителями

  • Родители далеки от проблем сына. Не понимают его. Мать с большой неохотой разрешила оставить бездомную собаку: “От собаки одна только грязь!” Какая грязь может быть от собаки? От собаки одна радость.” (Мнение сына) Отец, вернувшись из командировки, выгоняет собаку. Он не понимает страданий сына, вынужденного второй раз делать собаку бездомной. Намечается отчуждение между отцом и сыном, которое может закончиться разрывом. Ведь уже сейчас мальчик только отвечает на вопросы отца, не разговаривает с ним. Отца не уважает. (Ю. Яковлев)
  • Отец не баловал сына вниманием. Только когда выпьет, начинал воспитывать: “Старших надо уважать (надоело! Это его-то уважать, пьянчугу?!)” Мать вечно занята. “Плохо, когда в доме нет настоящего хозяина”, – думал Генка. Мать Генки не постаралась смягчить удар, который отец нанёс сыну после гибели собаки. Её поступок ещё хуже, чем поступок мужа. Как мать она должна была почувствовать, что дарить сыну шапку, сшитую из Кеши, нельзя. Это был двойной удар для мальчика. Поэтому сын так потрясён: “Лучше бы пропил, загнал на толкучке и прогулял выручку с дружками, чем подносить такой подарок”.

Как собака повлияла на поведение мальчиков

  • “От собаки одна радость!” Когда у мальчика не выходила задача, собака тёрлась о его ногу, подбадривая его. Мальчик старался быть лучше, радовался, что у него есть такой преданный друг. (Ю.Яковлев)
  • Генка изменился, чтобы “меньше сердить родителей, не давать повода для недовольства, которое косвенно могло отразиться и на Кеше” “С некоторых пор как подменили человека. Внимательный, сговорчивый, сказать не успели, а он уже сделал. Золото парень! Мать не могла нарадоваться. (Б.Рябинин)

Безнравственный поступок отцов мальчиков

  • Интуитивно чувствуя опасность со стороны отца, Таборка побоялся оставить собаку дома, когда уходил в школу, поэтому привёл её в класс. После неприятности его выгнали из класса. Но на этом его злоключения не закончились. Решив поиграть с женщиной, собака нечаянно порвала её пальто. Заплатив штраф, отец убил собаку. (Ю.Яковлев)
  • Отец Генки поступил очень жестоко. Он не только убил собаку, которую очень любил и боялся потерять его сын, но и сшил шапку. Отец нанёс сыну такую душевную рану, что мальчик назвал его фашистом. “Те тоже – сдирали кожу с людей и делали из них сумки”. Отец не понял, какую травму нанёс сыну, не чувствовал своей вины, негодовал, что сын назвал его фашистом.

Переживания мальчиков после потери друга

  • Горе изменило мальчика. В глазах застыла тоска и боль. Он похож на маленького старичка, придавленного тяжестью навалившегося на него испытания. Мальчик утратил веру в справедливость, его предали самые близкие люди. После того, как отец убил собаку, сын перестал называть его отцом. Теперь это просто “он”. (Ю.Яковлев)
  • Генка был потрясён, узнав о гибели Кеши. “Смотрел, широко раскрытыми глазами, ничего не понимая”. Потом зарыдал, бросил подарок, принялся топтать, потом, опомнившись, схватил и, прижимая шапку к себе, исчез из дома. Его обида на родителей столь велика, что он готов попасть в колонию (так ему грозят в милиции) лишь бы не возвращаться домой. (Б.Рябинин) Оба отца совершили жестокость из-за денег.

А теперь давайте обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете слова писателя Г.Троепольского и поэта В.Сергеева?

Говорить о плохих поступках людей надо, чтобы зло не увеличивалось.

– В рассказах показаны добрые люди и злые, жестокие. Но есть ещё одна категория людей. Это равнодушные люди. К ним можно отнести матерей мальчиков. Равнодушные люди опасны. Они даже больше виноваты в том, что зло процветает. Они не злые, но и добрыми их назвать нельзя. Мать Генки если уж не смогла остановить убийство собаки, то должна была не допустить то, что отец преподнёс сыну шапку, сшитую из собачьей шкуры.

– Это с их молчаливого согласия совершается зло. Сыновья оказались мудрее и человечнее родителей. Это дети преподали взрослым урок доброты и милосердия.

– Поэт В.Сергеев предупреждает о том, что жестокие поступки могут разъединить отцов и детей, как это показано в рассказах Б.Рябинина и Ю.Яковлева.

– Надо уметь слышать не только себя, тогда не придётся остаться у “запертых дверей”.

Обобщение учителя

– Я вижу, дорогие друзья, что рассказы не оставили вас равнодушными. И рада, что вы получили очень важные и нужные уроки:

– Не быть жестокими к людям, животным – ко всему живому на земле.

– Сохранять человеческое достоинство в любых обстоятельствах.

– Нести ответственность за тех, кого приручили.

Хочется, чтобы после сегодняшнего урока остановилась чья-то рука, занесённая для удара, чтобы кто-то из вас остановил чужую руку, поднявшуюся на другого.

Доброту и милосердие нужно растить в себе. А это бывает нелегко.

А теперь обратимся к вашим рисункам и фотографиям, на которых изображены ваши четвероногие друзья. Видно, что равнодушный человек не смог бы сделать их так хорошо. В них столько доброты и любви!

Домашнее задание: сочинение “Мой верный друг”