Урок русского языка по теме "Предложение" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: рассмотреть использование в предложениях союзов и определить, в каких случаях ставятся знаки препинания, а в каких нет.

Задачи урока: познакомить с соединением однородных членов с помощью союзов и, а. но, с постановкой знаков препинания в таких предложениях; продолжить формирование умений выделять в предложении однородные сказуемые и подлежащие; развивать зрительную память, орфографическую зоркость, наблюдательность, внимательность; расширять словарный запас; воспитывать дисциплинированность, уважение к домашнему труду.

Оборудование: отрывок из стихотворения Ю. Тувима "Овощи"; изображение овощей: капусты, картошки, огурца, помидора, гороха, моркови; стихотворение Н Кончаловской "Показал садовод..."

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала

Учитель - Ребята, какое у нас сейчас время года? (Осень.)

- Как вы понимаете пословицу: "Сентябрь холоден, да сыт?" (В сентябре убирают урожай.)

- Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму. Отгадайте загадки.

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)

Был ребенок -
Не знал пеленок,
Стал стариком -
Сто пеленок на нем. (Капуста.)

Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец.)

Зеленые мальчишки не спорят, не шумят,
Залезли в длинный домик и дружно сели в ряд. (Горох)

Пусть невзрачен он на вид
И в земле сырой сидит.
Все равно он знаменит -
Все довольны, каждый сыт. (Картофель.)

Долго не зеленым был,
Набирался долго сил,
Но как только покраснел,
Я сорвал его и съел. (Помидор)

- Ребята, как можно одним словом назвать капусту, картофель, огурец, помидор, горох? (Овощи.)

- Запишите в своих тетрадях словарные слова и подчеркните непроверяемую гласную: горох, капуста, огурец, морковь, картофель, помидор, овощи.

- Сделаем фонетический разбор слова "картофель":

3 слога, 3 гласных, 2-ой слог ударный, 5 согласных.

[Кар-т`о-ф'ил']

к [к] - согласный, глухой, парный, твердый;

а [а] - гласный, безударный;

р [р] -со гласны, звонкий, непарный, твердый;

т [т] - согласный, глухой, парный, твердый;

о [`о] - гласный, ударный;

ф [ф'] - согласный, мягкий, парный, глухой;

е[и] - гласный, безударный;

л [л'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий;

ь

8 звуков, 9 букв.

Ребята, прослушайте стихотворение.

Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!

- Запишите стихотворение у себя в тетради. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Что мы видим? Сколько у нас сказуемых? (2-кипели, кипели.)

- Как называются такие сказуемые? (Однородными.)

Правильно, два или несколько сказуемых при одном подлежащем называются однородными сказуемыми.

- А есть в нашем стихотворении еще однородные члены предложения? (Да)

- Назовите их. (Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла.)

- Как называются два или несколько подлежащих при одном сказуемом? (Однородными подлежащими.)

3. Постановка цели, сообщение темы урока.

Учитель - Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы "однородные члены предложения" и узнаем, как можно связать однородные члены с помощью союзов, откроем "секрет" постановки знаков препинания в таких предложениях.

4. Работа по теме урока.

Учитель - Запишите в тетрадях под диктовку.

От чего зависит, поспел ли овощ или нет. От цвета? Не всегда. Помидор покраснел и стал сладким, вкусным. Горох хоть и остался зеленым, но уже поспел. Морковка же еще не выросла, а уже налилась сладостью. Капуста наращивает, копит свои листья все лето и осень.

- Давайте разберем третье предложение. Назовите подлежащее. (Помидор.)

- Какие вы подчеркнули сказуемые? (Покраснел и стал.)

- Как вы думаете, почему мы не поставили между сказуемыми запятую? (Потому, что между ними стоит союз и.)

Правильно, если между однородными подлежащими или сказуемыми стоит союз и, запятая не ставится.

- Подчеркните подлежащие и сказуемые в четвертом предложении. (Подлежащее - горох, сказуемые - остался, поспел.)

- Посмотрите, какой союз стоит между однородными сказуемыми? (Но.)

- Какой знак мы поставили между однородными сказуемыми? (Запятую.)

- Правильно, между однородными сказуемыми и подлежащими ставится запятая, если они соединены союзом но. Разберите по членам предложения предпоследнее предложение. (Морковка - подлежащее, не выросла, и налилась - сказуемые.)

- Каким союзом связаны сказуемые? (Но.)

Какой знак препинания мы поставили между однородными сказуемыми, соединенными союзом но? (Запятую.)

- Рассмотрим последнее предложение, которое мы записали. Определите подлежащее и сказуемое. (Капуста - подлежащее, наращивает и копит - сказуемые.)

- Посмотрите, связаны ли сказуемые этого предложения союзами? (Нет.)

- Что мы поставили между сказуемыми в этом предложении? (Запятую.)

Можно сделать вывод: между однородными подлежащими и сказуемыми запятая ставится в том случае, если они не соединены союзами а, но, и если между ними не стоит союз и.

- Придумайте предложения, в которых однородные подлежащие соединяются союзом и.

Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: картофель и капуста нужны для приготовления борща.

- Подчеркните подлежащее и сказуемое в этом предложении.

(Картофель и капуста - подлежащее, нужны - сказуемое.)

- Нужна ли запятая между однородными членами предложения? Почему? (Нет, потому что между ними стоит союз и.)

Ребята, а кто готовит супы и борщи у вас дома? (Мама, бабушка.)

- Ваши мамы и бабушки наверняка не только готовят, но и выполняют дома другую работу. Как вы думаете, это можно считать трудом, ведь эта работа незаметна: борщ был, но его быстро съели, полы помыли, но два раза прошелся кто-то, и стало опять не очень чисто? Почему? (Да, потому что мамы и бабушки затрачивают на нее силы, время.)

- А вы помогаете своим родным в домашних делах?

5. Релаксация.

Учитель - Ребята, давайте немного отдохнем.

Показал садовод
Нам такой огород,
(Выполняют ходьбу на месте.)
Где на грядках, зеленых густо,
(Поднимают и опускают плечи.)
Огурбузы росли, помидыни росли,
(Наклоны влево-право.)
Редисвекла, чеслук репуста.
(Наклоны вперд-назад.)
Селдерошек поспел, и моркофель дозрел,
(Выполняют приседания.)
Стал уже осыпаться спаржовник.
(Тянутся вверх, вставая на носочки.)
А таких баклачков да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
(Имитируют испуг.)

6. Закрепление полученных знаний

Учитель - Мы немного отдохнули, теперь можем продолжит работу. Придумайте предложения, у которых однородные сказуемые или подлежащие были бы соединены союзом но.

Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: лук горчит, но пользу приносит.

- Назовите однородные сказуемые. (Горчит, приносит.)

- Почему мы поставили между однородными сказуемыми запятую? (Потому что они соединены союзом но.)

Придумайте предложения, в которых однородные сказуемые или однородные подлежащие связаны союзом а.

Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: помидор зреет долго, а хранится мало.

- Назовите однородные сказуемые. (Зреет, хранится.)

- Каким союзом связаны эти однородные предложения? (А.)

- Что мы поставим между однородными сказуемыми? (Запятую.)

7. Итог урока. Рефлексия.

- О чем мы с вами говорили на этом уроке? (Об однородных подлежащих и сказуемых.)

- Чем могут быть связаны однородные сказуемые и подлежащие в предложении? (Союзами а, но, и.)

- В каком случае мы ставим запятую между однородными сказуемыми и однородными подлежащими? (Если между ними нет союза или стоят союзы а, но.)

- Что понравилось во время урока? Что запомнилось? С какими трудностями столкнулись на уроке? О чём расскажете дома?

8. Домашнее задание

Придумать пять предложений, в которых бы однородные подлежащие или сказуемые были бы соединены союзами и, а, но. Спасибо за урок!