Урок русского языка в 4-м классе по теме "Орфограммы в корнях слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Систематизировать знания обучающихся о корневых орфограммах и способах их проверки.
  • Развивать речь, мышление, память.
  • Прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: Словари, игровой материал, картина "Школа".

Ход урока

1. Орг. момент.

- Здравствуй, утро доброе!
- Здравствуй, любимый класс!
Сколько заданий важных
Выполним мы сейчас!
Интересных много дел:
Ждут тетрадки, книжки, мел! С.Б. Гавриляко

2. Цели и задачи.

- Посмотрите на тему урока, поставим перед собой цели и задачи. А помогать нам сегодня будут наши старые друзья - словари. Итак, нацеливаем себя на хорошую работу.

3. В гостях у орфографического словаря.

Повторим слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Запишем слова: аннотация, цитата, библиотека, биография, беседа, диалог.

Составьте устно предложения с данными словами.

4. Орфоэпическая минутка.

Заглянем в гости к орфоэпическому словарю.

"Телефон опять звонит,
От него в ушах звенит!"

5. Повторение изученных орфограмм в корне слова.

Будьте внимательны!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь,
Будь внимательным, и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!

- Поработаем по учебнику.

- Какие орфограммы мы повторили?

(Тропинка, ночной, доблестный, известный, ловкий, ошибка, узел, опушек, вишен.)

6. Физкультурная минутка.

Надо иметь не только зоркий глаз, но и чуткое ухо. Для выполнения физминутки включаю песню "Улыбка". Детям необходимо запомнить слова из песни на изученные правила. (Улыбка, светлей, своей, облака, река)

7. В гости к фразеологическому словарю.

Найдите устойчивые выражения, в которых говорится о том, чего нельзя делать на уроке.

(Бить баклуши, наступать на одни и те же грабли, работать спустя рукава, играть в бирюльки.)

Итог данной работы таков:

Без труда нельзя получить желаемое на блюдечке с золотой каёмочкой, надо всё знать на зубок и наши правила зарубить себе на носу.

8. Орфографический поединок

Остановись, подумай, пиши!

ц..фра ц..плёнок ц..ркуль
ж..лудь ш..л пч..лка
грус..ный чес..ный со..нце
у..кий л..сной ни..кий

Чей ряд выполняет работу быстрее, получает ракету, вторые - машину, последние - черепаху.

9. Самостоятельная работа.

Сначала разгадайте морфологическую шараду:

Корень тот же, что и в слове садовый, приставка та же, что и в слове поехал, суффикс тот же, что и в слове стройка, окончание то же, что и в слове липа. (Посадка)

Сиди при письме правильно!

(Выполнение теста на листочках)

10. Творческое задание.

Поисковая работа.

Конфетки за завтраком ели,
Правила найти сумели?!
Конфетки с пользой мы едим,
На фантики всегда глядим;
Правило в названии найдём
И фантик в школу принесём!

(Ребята подготовили этикетки от сладостей: конфет, шоколада, печенья и т.д.)

11. Обобщение знаний.

Грамматическая задача.

"То - спишите, то не спешите!"

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:

- Спишите их. Только не спешите!

Все дети пишут, а Алёна - нет.

- Почему ты не работаешь, Алёна?

- А я не знаю, что надо делать. То Вы говорите "спишите", то не "спешите"!

- О чём попросила учительница ребят? (Списать, но не спешить!)

12. Рисуем словом.

Подбираем слова - магниты на тему "Школа".

Составим текст- повествование "Я иду в школу". И по пути заглянем в этимологический словарь, узнаем о значении и происхождении слова школа. Школа - по-гречески значит досуг. Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные на досуге беседы мудрецов - философов со своими учениками о разных науках.

13. Подведение итогов.

Какие орфограммы мы сегодня повторили? Какие словари нам помогали?

14. Мотивирование оценок.

Кончил дело - гуляй смело!

15. Домашнее задание в тетради для самостоятельных работ.