Урок математики по теме "Сложение дробей" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Основные цели:

  1. сформировать способность к сложению дробей с одинаковыми знаменателями;
  2. тренировать вычислительные навыки;
  3. способствовать развитию памяти, внимания, речи; умения самостоятельно применять знания;
  4. воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, прививать любовь к математике.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Демонстрационный материал:

  1. “Дом дробей” для этапа самоопределения
  2. Опорная схема: сложение дробей с одинаковыми знаменателями
  3. Эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 6)
  4. Образец самопроверки №4, стр.7 (этап 6).

Раздаточный материал:

  1. Геометрические фигуры;
  2. Карточки с индивидуальным заданием (этап 2).
  3. Решите задачу: Винни – Пух пошел в гости к ослику Иа-Иа. В первый час он прошел 3/8 всего пути, а во второй – 2/8 всего пути. Какую часть пути до Иа-Иа прошел Винни – Пух за два часа вместе?
  4. Карточки с заданием на сравнение дробей
  5. Лист для схемы.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: дроби.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Над какой темой мы работаем? (Дроби) Схема.

img1.gif (14323 bytes)[ 1]

– Рассмотрите “Дом”, который выстроился в процессе изучения темы. Что интересного вы замечаете? (В нем все, что мы изучили в этой теме.)

– Изучая дроби, мы поднимались по этажам. Давайте вспомним, что мы умеем делать с дробями. (Изображать дроби на моделях, сравнивать их, решать задачи на нахождение части числа, выраженной дробью, числа по его части, выраженной дробью.)

– На этом уроке мы продолжим работу над темой “Дроби”. Как выдумаете, почему некоторые окошки этажом выше закрыты? (Наверное, что-то еще не знаем в этой теме.)

– Хотите подняться на следующий этаж и узнать что-то новое о дробях? (Да.)

– Тогда в путь?

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) повторить понятие дроби, смысл ее числителя и знаменателя, смысл действия сложения;
2) тренировать устные и письменные вычислительные навыки сложения чисел, в решении задач на дроби;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность знаний о сложении дробей с одинаковыми знаменателями.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Зарядка для ума. Тренинг вычислительных навыков.

1) Какая часть часа прошла от начала суток? (полчаса) [2 ] Эталон
2) Какую часть поля вспахал тракторист? (5/6). [2 ] Что показывает знаменатель дроби 5/6, числитель дроби? (знаменатель – на сколько равных частей разделили целое, числитель – сколько таких частей взяли)
3) Какую часть шахматной доски прошел конь, сделав один ход (4/64) [2 ]
4) Расположите дроби в порядке возрастания – 1 вариант. Гренландия – один из самых необычных островов Земли. Несмотря на свои огромные размеры, это и одно из самых безжизненных мест планеты, чья природа еще до конца не изучена. Свыше 80% территории острова занято ледниковым покровом.

В порядке убывания – 2 второй вариант. Ватикан: Основные народы: итальянцы 40%, швейцарцы 18%, остальные принадлежат к самым разным национальностям. Город-государство, расположенный на правом берегу Тибра в западной части Рима, столицы Италии, на холме Монте-Ватикано. Площадь государства составляет всего 0,44 кв. км. Эталон

5) Первый трактор вспахал 2/9 часть поля, а второй 2/3. сравните дроби (2/9 < 2/3) [2]
6) Сколько молока в бидоне, если 1/5 этого бидона составляет13 л? (13: 1*5=65 л) [ 2] Эталон
7) Длина дороги 20 км. Заасфальтировали 2/5 дороги. Сколько км заасфальтировали? (20: 5*2= 8 ) [2 ] Эталон

3) Пробное действие

– Решите задачу: “Винни – Пух пошел в гости к ослику Иа – Иа. В первый час он прошел 3/8 всего пути, а во второй – 2/8 всего пути. Какую часть пути до Иа-Иа прошел Винни-Пух за два часа вместе?” [ 3]

Разные варианты ответов детей прикрепляются к доске: возникает затруднение. Учитель предлагается определиться всем ребятам с одним из вариантов ответов, правильным по их мнению.

– Докажите правильность решения, опираясь на известный эталон. (Не можем, так как у нас нет эталона для решения этой задачи)

3. Постановка проблемы

Цель:

1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на 3 этапе.

– Уточните еще раз, какое задание мы выполняли? Что нам надо было найти в задаче? (Часть пути, которую пройдет Винни-Пух за первый и второй час вместе.)

– Условие задачи проиллюстрируем с помощью схемы:

[ 3]

– С помощью какого действия мы можем объединить части? (с помощью действия сложения)

– Значит, правы были те, кто составил выражение 3/8 + 2/8. есть ли у вас затруднение в понимании смысла сложения: сложить – значит объединить, взять вместе? (нет)

– А почему же получились разные ответы?

– Это задание похоже на те, что решали ранее?

– Почему же возникло затруднение? (Нет эталона, не встречались с такими заданиями)

– Поставьте перед собой цель. (Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями.)

– Давайте уточним тему урока. (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)

Дети высказывают свои предположения.

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: сформировать представление о сложении дробей с одинаковыми знаменателями

Организация учебного процесса на 4 этапе.

– Каким способом вы предлагаете найти значение суммы? (Построить схему к задаче, показать на геометрических фигурах и вывести с помощью них общее правило.)

– Поработаем в группах – раздать модели фигур, разделенных на 8 равных частей и 1 схему к задаче.

– Пользуясь схемой и моделями фигур, найдите сумму дробей 3/8 и 2/8, сделайте вывод и запишите его в буквенном виде, предлагаю воспользоваться общепринятыми обозначениями: для числителя первые две буквы латинского алфавита а и ь, а для знаменателя – п из общего вида дробей.

5. Реализация проекта.

– Предоставляется слово каждой группе.

Обратить внимание на обобщенные буквенные равенства:

(Для числителей удобнее выбрать буквы а и в, идущие в начале алфавита, а для знаменателя – букву п из общего вида записи дробей)

Вывод:

Вывесить ЭТАЛОН

– Что мы делаем, чтобы сложить дроби. Давайте построим алгоритм:

1. Сложить числители дроби и записать в числитель суммы.

2. В знаменатель суммы записать их общий знаменатель.

– Сформулируйте полученный вывод в виде правила. (Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, можно сложить их числители, а знаменатели оставить тот же.)

Вернемся к задаче про Винни – Пуха, которую решали (убрать неправильные ответы, оставить только правильный), есть верное решение? Молодец!

– Чем воспользуемся, чтобы проверить ваши предположения? (Учебником, энциклопедией, справочником и т.д.) с. 7.

6. Первичное закрепление.

Цель: зафиксировать правило сложения дробей во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Потренируемся выполнять действия.

1. Фронтальная работа

с. 7 № 2 1 задание проговариваем хором, второе – один ученик у доски

№ 3 в парах. Дети выполняют по одному примеру, комментируя решение друг другу

Сложение по числовому лучу можно выполнить по тому же правилу, что и сложение натуральных чисел: отметить первое слагаемое на числовом луче и переместить вправо столько долей, сколько показывает второе слагаемое.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

Организация учебного процесса на этапе 6.

№ 4

Молодцы! У вас неплохо все получилось! Теперь выполните задание самостоятельно:

После выполнения задания открывается эталон для самопроверки:

- Проверьте работу. Кто допустил ошибку?....( ) Поставьте знак ?

- Какую ошибку допустили и почему? (..)

– Кто выполнил задание правильно? Молодцы! Поставьте себе +

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: тренировать способность к решению задач на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Организация учебного процесса на этапе 7.

– Где можем использовать полученные знания? (При решении задач)

1. с. 8 № 6 (б)

- Прочитайте и проанализируйте задачу. (В задаче известно, что надо найти.) Сравните дроби, каким эталоном воспользуемся для этого?

2. с. 8. № 5 (дополнительно № 7 1 таблицу)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать достижение поставленных целей;
2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;
3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8.

– Назовите тему урока. ().

– Назовите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями ( )

– У кого в самостоятельной работе не было ошибок, кто работал на уроке с желанием, прикрепите зеленый магнитик к данной карточке.

– Если вы работали с желанием, но у вас возникали небольшие затруднения, прикрепите синий магнитик ко второй карточке.

Если у вас не было желания работать на уроке, вы боялись отвечать, боялись выполнять работу, прикрепите красный магнитик к третьей карточке.

Оцените себя.

– Ребята, как преодолеть возникшие затруднения? (потренироваться, порешать подобные задачи)

– А мы уже готовы завтра написать контрольную работу по этой теме? (Нет, надо еще потренироваться, порешать задания) Значит, завтра продолжить изучение темы дроби.

Домашнее задание: с. 8 № 8, № 7 (1 таблицу на выбор) и дополнительно по желанию, для тех кто желает провести небольшое математическое исследование № 9.

Литература:

  1. Алексеева А.В. Сценарии уроков к учебнику “Математика” 4 класс. М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2005.
  2. Гамаюнова Е.Ю. Сложение дробей. Интернет-ресурсы: Слайды 3–17 взяты с http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=254&page=2
  3. Петерсон Л.Г. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2006.

Презентация