Урок обучения письму: "Письмо строчной буквы М"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка рабочего места: наличие прописи, пенала, карточек со слияниями и отдельными звуками в цвете.
  2. Начинаем урок письма, который пройдёт под девизом:

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.

II. Сообщение цели урока.

Ребята, послушайте отрывок из известной песни и скажите, о ком в ней поётся? (Звучит “Песенка мамонтёнка”).

Правильно, это песня о маме. Мама – это самое дорогое, что есть на свете.

Открываю слово МАМА на доске.

Ребята, с какой буквы начинается это слово? С буквы “эм”.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву “эм”.

III. Работа по теме урока.

1. На уроке обучения грамоте к нам в гости приходила буква “эм”. Мы научились её “печатать”, знаем, как она выглядит.

Ребята, смотрите, буквы перепутались, и я не могу среди них найти букву “эм”. Помогите мне.

Рисунок 1

Молодцы! Посмотрите на таблицу-помощницу: давайте сравним печатную и письменную буквы “эм”. Чем они отличаются? Письменная буква написана под наклоном, а печатная нет. У письменной – есть закругления, а у печатной – нет.

2. Работа в прописи. Демонстрация элементов строчной буквы “эм”.

Пропись я сейчас открою
И как надо положу.
Я друзья, от вас не скрою:
Ручку правильно держу.

Объяснение написания элементов буквы соответственно методике.

Я демонстрирую на доске, дети повторяют в прописи.

Посмотрите на элементы строчной буквы “эм”. Сколько их? Правильно, три. Первый элемент “наклонная палочка с закруглением внизу слева” пишется снизу вверх: и раз, обведите по точкам. Второй элемент “нижняя дуга” пишется сверху вниз: и два, обведите. Третий элемент “палочка с закруглением внизу справа” пишется сверху вниз: и три, обведите.

Теперь посмотрите на букву “эм”, скажите, какие буквы в ней спрятались? Правильно: “и”, “эль”. Ребята, мы в начале урока слушали песню, в которой мамонтёнок плыл по морю, а кто ещё плавает по морю на корабле, посмотрите в пропись? Правильно, моряк. И мы тоже сейчас отправимся в путешествие по волнам. Посмотрите: и раз, и два.

Рисунок 2

Теперь найдите широкую рабочую сточку в прописи, обведите по точкам и продолжите строчку до конца.

Скажите, на какую букву похожа эта волна? Правильно, на букву “эль”.

Мы с вами знаем, чтобы научиться красиво писать, нужно много тренироваться и очень стараться. Поэтому сейчас мы будем тренироваться в написании элементов строчной буквы “эм”.

Сядьте правильно. Найдите первую рабочую строку. Давайте вспомним, как пишется каждый элемент: 1-й снизу вверх, 2-й и 3-й – сверху вниз. Напишите до конца строчки, чередуя по 3 элемента.

Молодцы! Мы потренировались, а теперь давайте посмотрим, как эти элементы соединяются вместе.

На доске соединяю элементы разрезанной буквы “эм”. Посмотрите внимательно, как я буду писать букву “эм”: (начинаю чуть выше нижней линии рабочей строки, делаю нижнее закругление, веду наклонную палочку вверх, дохожу до верхней линии рабочей строки, пишу нижнюю дугу, дохожу до нижней линии рабочей строки, веду наверх, дохожу до верхней линии рабочей строки, пишу палочку с закруглением внизу, веду вниз, дохожу до нижней линии рабочей строки, делаю закругление, заканчиваю в середине рабочей строки.)

А сейчас, давайте попробуем написать кисточкой на доске строчную букву “эм”. Вызываю 2-3 человека, исправляю ошибки.

Найдите 2-ю рабочую строку. Сколько букв нужно написать по точкам? 3. Напишите, сравните с образцом. Напишите ещё 3 буквы “эм”. Соблюдайте наклон и расстояние между буквами.

IV. Физкультминутка.

    Этот пальчик в лес пошёл,
    Этот пальчик гриб нашёл,
    Этот пальчик чистить стал,
    Этот пальчик жарить стал,
    Этот пальчик сам всё съел,
    От того и потолстел.

Повторить 2 раза для правой и левой руки, каждый раз отгибая по одному пальцу из кулака.

V. Закрепление нового материала.

Сейчас немного поиграем. Я буду загадывать загадку, а вы, если знаете отгадку, поднимите руку.

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)

Если не отгадали – показываю картинку. Правильно! Открываю слово МА|ЛИ|НА на доске. Давайте прочитаем слово по слогам: МА-ЛИ-НА. Назовите первый слог: МА. Какие буквы в этом слоге? “эм”, “а”. Ребята, эти буквы дружат, давайте научимся их соединять, писать слог МА. Посмотрите, какое соединение у этих букв? Нижнее. Напишите в прописи.

Возьмите звуковые схемы. Какое слияние подойдёт для этого слога? (слияние согласного твёрдого с гласным).

Послушайте следующую загадку.

Бескрайнее, бездонное,
Полным-полно воды.
То порой безмолвное,
То можно ждать беды.
Волна с волною дружатся,
Гуляют корабли,
И чайки стаей кружатся
И не видать земли. (Море)

Открываю слово МО|РЕ. Аналогичная работа.

Следующая загадка.

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

Аналогичная работа.

Последняя загадка.

На доске я им пишу,
Всё красиво обвожу. (Мел)

Ребята, а почему я это слово не поделила на слоги? (в этом слове только один слог). Назовите слияние в этом слове. МЕ. Правильно. Далее аналогичная работа. Какая схема подойдёт для этого слога? (согласный мягкий и гласный). Почему? Буква “е” показывает на указывает на мягкость согласного звука.

А сейчас мы поиграем в игру “Подбери слова”.

Сегодня к нам на урок пришли Маша и Миша, но они немного грустные, учительница задала им задание: отгадать слова, которые спрятались за схемами. Маша и Миша сказали мне, что спрятаны самые дорогие и важные слова на свете.

У Маши вот такая схема:

img3.JPG (1693 bytes)

Рисунок 3

Внимательно посмотрите, что мы можем сказать об этом слове? В нём 2 слога. Правильно. Это слово называет самого дорогого человека на свете. МАМА. Произнесите первый слог. МА. Как звучит согласный звук? Твёрдо. Докрасьте это слияние у себя в прописи.

А у Миши вот такая схема:

img4.JPG (1238 bytes)

Рисунок 4

Сколько в этом слове слогов? 1. Слияние + отдельный звук. Слово, которое здесь спрятано, обозначает дружбу. МИР. Какой согласный звук вы слышите в слиянии? Мягкий. Что указало нам на мягкость? Буква И. Как звучит последний звук? Твёрдо. Докрасьте схему в прописи.

Рядом со схемами запишите слова: МАМА, МИР.

Теперь прочитайте предложение, которое записано в прописи. Клава мыла руки с мылом. Докажите, что это предложение. Начинается с большой буквы, в конце стоит точка, слова связаны по смыслу. Запишите это предложение в свободной строке.

VI. Подведение итогов урока.