Формирование графических навыков и каллиграфического почерка

Разделы: Начальная школа


Научные исследования последних лет доказали, что интеллектуальное и речевое развитие детей находится в тесной связи с развитием мелкой моторики. Именно поэтому развитию мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. В младшем школьном возрасте важно не только прямое обучение графическим навыкам, а и подготовка руки к письму и использование целого комплекса различных игр и упражнений, развивающих пространственное мышление, произвольное внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, умение сравнивать, анализировать, обобщать и выделять существенные признаки. Дело, в том, что при подготовке к школе уделяется мало внимания развитию мелкой моторики кисти, и дети, приходя в школу, испытывают затруднения связанные с ориентированием в пространстве листа, анализом форм и соотношением частей графического изображения.

Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Ученики часто испытывают серьезные затруднения с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Все вышесказанное и определило цель моей работы – поиск оптимальных путей развития речи, посредством развития мелкой моторики кисти, формирования графических навыков и каллиграфического почерка.

Чтобы достигнуть поставленной цели, мне предстояло решить следующие задачи:

  • изучить психологические особенности высшей нервной деятельности каждого ребенка;
  • использовать в своей работе исходные психолого-педагогические и методические основы обучения письму;
  • формировать зрительно-двигательный образ письменных графических знаков;
  • развивать и совершенствовать навык письма;

В своей работе использую:

– психолого-педагогические и методические труды А.А. Леонтьева “Педагогическое общение”,Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии”, Л.С. Сильченковой “Графические ориентиры как лингвистическая основа обучения грамоте”, М.М. Безруких и др. “Как помочь первокласснику хорошо учиться”, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Е.И. Светлова. “Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук”;

– анализ своего педагогического опыта в результате наблюдения за процессом обучения.

Работая с первоклассниками, я обратила внимание на то, что дети испытывают затруднения при письме. Моторика кисти руки у многих детей была не достаточно развита, поэтому возникали проблемы в выполнении заданий в тетрадях по чистописанию. Графические навыки и каллиграфический почерк некоторым ученикам давались особенно трудно.

В связи с этим, возникла потребность систематизировать занятия по развитию мелкой моторики кисти. Искала готовые формы и методики, но оптимальные не нашлись. Я обратилась к опыту российской школы и попыталась создать систему занятий по развитию мелкой моторики.

Первой, самой важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры ". Игры эти эмоциональные, увлекательные, способствуют развитию речи и творческой деятельности.

В процессе выполнения пальчиковых упражнений задействованы все пальцы и, значит, стимулируется большее количество зон головного мозга, чем при выполнении просто графических упражнений. Дети с удовольствием включаются в игру, любят сами проводить разминки, находят новые игры и интерпретируют уже знакомые.

На следующем этапе мы занялись японским искусством "оригами" и другими видами работ с бумагой и ножницами. Все дети любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму.

Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается и т.д.

Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти японские листы бумаги тоже называются по-японски оригами. (В переводе с японского “ори” означает “сложенный”, а “ками” – бумага, бог)

В процессе складывания фигур оригами ребята закрепляют понятия о геометрических фигурах: треугольниках, квадратах, трапециях и т.д., учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают серьезные математические задачи.

Третьим этапом стала лепка из соленого теста. Это самое любимое занятие детей. Сначала мы учились раскатывать колбаски и шарики, а далее перешли к более серьезным работам.

Очень яркая получилась композиция "Африканский берег". Настенное панно выполнено с использованием разных техник – сложная аппликация, высыпания из крупы, лепка из соленого теста (Рисунок 1).

Следующим этапом стала, уже упомянутая аппликация.

Сначала работы были очень простые, односложные, далее мы перешли к более серьезным, многоуровневым работам ("Попутный ветер", "Осенний лист" и т.д.).

Колоритными и интересными получились работы “Попугай” и “Бабочка” с использованием нескольких приемов:

* прикладывание шаблона, обведение по контуру;

* отрывание мелких кусочков разноцветных бумажных салфеток;

* формирование мелких шариков;

* приклеивание на картон.

Выполнение этой объемной композиции заняло не один урок, но результат оказался потрясающим! (Рисунок 2)

В 2006 году мне удалось поучаствовать в работе информационно-методического семинара по обучению грамоте и письму образовательной системы "Школа 2100" автора учебника "Моя любимая азбука" и прописей, к.п.н. О.В. Прониной.

Ольга Викторовна ознакомила нас с новыми, интересными методами работы по развитию графических навыков и мелкой моторики кисти. Некоторые из них я использую на уроках русского языка – это "письмо островками", разноцветное письмо, (Рисунок 3) штриховки.

“Письмо островками” предупреждает появление ошибок связанных с пропуском, заменой, искажением букв, усиливает восприятие и запоминание словарных слов. В тетрадях по чистописанию мы стали писать цветными гелиевыми ручками, так как по утверждению авторов и многих психологов, однотонное письмо угнетает психику ребенка. В письменных работах в классе и дома дети используют "письмо островками", выделяя орфограммы, сложные соединения элементов букв. При записи словарного слова корова , к– записывается одним цветом пасты , далее –оро– ,( орфограмма безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением) другим (все орфограммы выделяем только зеленым цветом), и после –ва. Применяя к данному виду работы цветное письмо, получается такая радужная запись корова. (Рисунок 4)

Я заметила, что дети стали охотнее выполнять задания в прописях, стали делиться друг с другом своими успехами и неудачами. Наградой, за отличную работу, для детей стали яркие, веселые, эмоциональные отзывы одноклассников и родителей.

Штриховка развивает мелкие мышцы руки, зрительную и двигательную координацию ребёнка, его умение планировать свои движения.

Во внеурочной деятельности, частично на уроках мы занялись штрихованием сюжетов с персонажами сказок, мультфильмов и простых веселых картинок. Мы с ребятами обсудили основные правила штриховки: не выходить за контур, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними, не проводить один штрих дважды.

Научить детей технике штрихования было не сложно, гораздо важнее было отследить результат, качество выполнения задания. Каждую новую иллюстрацию дети вывешивали на стенд и рассматривали все вместе, обсуждая недочеты и успехи своих одноклассников. При помощи штриховки мы с детьми отрабатывали различные наклоны, развивали четкие и уверенные движения рук. (Рисунок 5 )

Кроме всего прочего, мы с ребятами, в свободные минуты занимали время играми (Приложение 1): “Волшебный мешочек” (Рисунок 6), “Заводной волчок”, “Разноцветные камешки” и т.д.

Я, считаю, что огромная, кропотливая работа удалась. Письмо стало качественнее, у ребят выработался устойчивый каллиграфический почерк, сформировались графические навыки. На данный момент даже те дети, которые с трудом выводили буквы, теперь выглядят достойно. Воспитанники более уверенно стали использовать школьные принадлежности – ножницы, карандаш, линейку.