Организация исследовательской деятельности на уроках кубановедения и во внеклассной работе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Информационная карта передового педагогического опыта.

1. Ф.И.О. автора. Степанова Ирина Александровна.

2. Город (район): Крымский район, ст. Неберджаевская.

3. Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 10.

4. Занимаемая должность: учитель начальных классов, кубановедения.

5. Педагогический стаж и квалификационная категория: 20 лет, первая квалификационная категория.

6. Тема педагогического опыта: “Организация исследовательской деятельности на уроках кубановедения и во внеклассной работе”.

7. Уровень опыта по степени новизны: усовершенствование учебного процесса через различные формы исследовательской работы на уроках с классным коллективом, в создании программы историко-краеведческой секции НШОУ и организации проектно-исследовательской деятельности для учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе.

8. Цель педагогического опыта: в ходе исследовательской работы на уроках и реализации тематических мероприятий историко-краеведческой секции НШОУ у воспитанников формируются результат познавательной деятельности ученика и обучение его умениям проектирования. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

9. Краткое описание опыта.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. Введенный с 2004-2005 учебного года учебный предмет “Кубановедение” реализует в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в законе РФ “Об образовании”. Основополагающая идея закона - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи.

1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости.

2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность с учетом регионального компонента.

3. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации ученика в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

4. На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

На школьных уроках применяю три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом: репродуктивную деятельность, проблемные задания, исследовательскую деятельность. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Работа по формированию мировоззрения должна осуществляться главным образом на уроках. Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы. На уроках применяю такие виды исследований как: опыты, экскурсии, классификация, путешествие по карте, путешествие по “реке времени”, информационный мини проект (дополнительный материал по теме).

С целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения, в рамках государственной программы “Одаренные дети” на базе школы было создано и функционирует научно-исследовательское общество “Эрудит”.

Работая по данной теме, мы пришли к выводу, что данная программа с точки зрения методики в большей степени ориентированна на старшеклассников. Но т.к. в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Для учащихся младшего школьного возраста мной составлена авторская программа “Кубань - моя малая Родина”.

В её основу положена региональная программа по кубановедению. Главная цель программы: работать над углубленными знаниями по различным темам предмета; формировать и развивать творческую личность учащегося.

Задачи программы: воспитывать у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края, формировать у молодого поколения высокие чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Идея: “Исследовательская работа - шаг в будущее”.

Работа ведется под девизом: “От творчества учителя - к творчеству ученика”.

Программа состоит из 5 разделов: “Природа родной земли”, “Моя семья”, “Кубани верные сыны”, “Радетели земли кубанской”, “История родного края”.

Многие темы можно использовать для проведения организации исследовательской работы, а результаты – как основу для выступления на конференциях, создания учебно-методического комплекса, наглядных пособий к урокам кубановедения, природоведения, истории. Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.

10. Эффективность опыта: по окончании начальной школы у учащихся было сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.

11. Экспертное заключение: данная работа соответствует заявленной теме.

12. Последователи: учителя начальных классов МОУ СОШ № 10 и кубановедения, учителя предметники, руководители секций НШОУ “Эрудит” МОУ СОШ № 10.

13. Кто и когда изучал: опыт изучался на МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 10, на районном МО учителей кубановедения, на районном заседании руководителей НШО в ДЭБЦ г. Крымска.

14. Вывод, рекомендации:

Данные материалы апробированы в процессе учебной и воспитательной деятельности

Представленные материалы предназначены для учителей кубановедения, классных руководителей, учителей начальных классов и рекомендованы для дальнейшего изучения и распространения в силу его актуальности, эффективности.

Приложение № 1 - разработки уроков.

1. “Именем Екатерины нареченный…”, презентация (см. CD).

2. “Биоиндикаторы окружающей среды ”, презентация (см. CD).

3. “Герб, гимн, флаг Краснодарского края”, презентация (см. CD).

Приложение № 2 – Работы учащихся проекта “Моё дерево” (находится у автора)

Приложение № 3 – Работы учащихся проекта “Лекарственные растения” (находится у автора)

Приложение № 4 – Защита мини-проекта “Муравьи” (находится у автора)

Приложение № 5 (находится у автора)

1. Фотографии занятий НШОУ.

2. “Конкурс знатоков кубанского диалекта” - внеклассное мероприятие.

3. Тема “Почва” (презентация см. CD).

Приложение № 6 (находится у автора) - Проекты учащегося Степанова Вадима “Дольмены – исторические памятники культуры”, “Современники древних цивилизаций”, презентации (см. CD).

Проектно-исследовательская работа Копытовой Ксении “Цветочные часы”, презентация (см. CD).

Приложение № 7 (находится у автора) – Программа историко-краеведческой секции НШОУ.

Приложение № 8. “Кубань - моя малая Родина”.

1. Секционные занятия (фото); работа с коллегами - презентация (см. CD).

2. Разработка внеклассного мероприятия “Конкурс знатоков кубанского диалекта”.

Приложение № 9 (находится у автора) - Грамота победителя районной олимпиады по кубановедению Степанова Вадима.

Приложение № 10 (находится у автора) - Грамоты победителей школьной конференции “Первые шаги” Степанова Вадима, Батаевой Виоллеты, Гронина Льва.

Приложение № 11 (находится у автора) - Грамоты победителей районной научно-исследовательской конференции “Эврика”.

Приложение № 12 (находится у автора) - г. Москва журнал “Исследовательская работа школьников”.

Приложение № 13 (находится у автора) - Грамота за сотрудничество и краеведческую работу с учащимися.

Приложение № 14 (находится у автора) - Презентация работы (см. CD).

“Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте
будущее! В добрый путь к новым познаниям”.
А.Н.Ткачёв

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент введен отдельным уроком “Кубановедение”, который является региональным компонентом и вводится в инвариативную часть учебного плана общеобразовательных учреждений в качестве 1 часа в неделю с 1 по 11-й класс.

Преподавание таких дисциплин как “Родиноведение” и “Отчизноведение”, велось в школах России ещё в XIX веке. В 1914 г. педагог Маньков ввёл в научный оборот понятие “Краеведение”, которое до сих пор широко используется в педагогической литературе, как предмет “историческое краеведение” изучался в советской школе в 60-90 годы. В 1990 году сформировалось понятие “Родиноведение”, а термин “Кубановедение” появился в качестве названия издательского проекта.

Введенный с 2004-2005 учебного года учебный предмет “Кубановедение” реализует в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в законе РФ “Об образовании”. Основополагающая идея закона - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Эта идея имеет прямое отношение и к региональному курсу “Кубановедение”, как к единой из составляющих в решении этой задачи, прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином своей малой Родины – станицы, города, знать их традиции и жить жизнью и заботами. Этот предмет призван реализовать в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования.

Содержание программы соответствует “Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению”, который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 года. Она построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; структурирована по ступеням общего образования, разделяясь на начальное, основное и среднее полное. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и т.д.), экскурсии в природу, ребята узнают о достопримечательностях родного города, станицы, о многонациональном населении Кубани, о своей семье, о фамилии, которую они носят, познакомятся с устным народным творчеством казачества, культурой своих предков. Через загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости.

2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность с учетом регионального компонента.

3. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации ученика в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

4. На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

В процессе преподавания остро встает проблема учебно-методического обеспечения, поэтому разработчики “Примерного учебного планирования”, по которому я работаю с учащимися 1–8-го классов, предлагают перечень рекомендуемой литературы по каждому разделу, предполагая, что дидактический материал будет создаваться самим учителем.

Предмет изучается в школе 5 год, поэтому преподавание данного курса требует от учителей предметников проявления творческого потенциала, активного использования различных форм проведения учебных занятий в форме: уроки праздники, интегрированные уроки, семинары, практикумы, экскурсии, викторины, уроки-исследования.

На школьных уроках применяю три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом: репродуктивную деятельность, проблемные задания, исследовательскую деятельность.

При этом четко приходится различать и держать в поле зрения все эти уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Все приёмы и методы, используемые в моей работе, зависят от возраста школьников, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.

“Не существуют сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия, хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе”.
А.Н.Колмогоров

В настоящее время в свете реализации планов национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся. Возрастает также и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одной из таких технологий следует считать организацию исследовательской работы.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой для учащихся создается ситуация, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организационного направляемого учителем, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Организуя работу учащихся, необходимо понимать, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать себя в различных видах деятельности.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться главным образом на уроках.

Инновационное обучение - “новый путь в познание”

Говоря об исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления. Ребенок, пришедший в школу, продолжает исследовательское поведение, которое проявляется в естественной форме в виде так называемого детского экспериментирования с предметами; в виде вербального исследования - вопросов задаваемых учителю (почему, зачем, как?..). Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой - овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Именно во время проведения урока происходит становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае – субъекта познания.

Стараюсь строить уроки, используя инновационное обучение, при таком обучении происходит исследование вещей и явлений окружающего мира, природы, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность.

Инновационное обучение дословно переводится как “новый путь в познание”. Инновационное обучение характеризуется двумя чертами: состоянием предвосхищения результата учения учеником и его обязательным добровольным участием в процессе познания на максимальном уровне успешности.

Процесс познания - это мыслительная деятельность. При инновационной организации важен этап включения ученика в мыслительный процесс, создание условий интереса к учебному материалу и потребности этот интерес удовлетворить. Комфортное состояние ученика на уроке зависимо от положительного эмоционального фона- обязательной составной инновационного обучения.

В инновационном обучении ориентировочная основа действия, то есть система условий, на которую ученик опирается при своей работе, обеспечивает обобщение самого высокого уровня. Всё частое усваивается как элемент системы. Я же учу ученика наблюдать, “открывая” и присваивая знания, а затем и самостоятельно создавать продукты ученического творчества. Ставка на включение в деятельность, “дозагрузка” - начало этапа исследовательской работы с детьми на уроке. Эта работа направлена на развитие способности учеников к самостоятельным совместным действиям в новых условиях и одним из ведущих типов овладения знаниями.

Такое “новое” обучение способно, по сути, изменить стиль учебно-воспитательного процесса (легко добиться сотрудничества, сотворчества), изменить тип овладения знаниями.

В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. Фактически, это путь изменения педагогической технологии учителя и учебной технологии ученика, вытекающий из концепции инновационного обучения. Это путь, позволяющий ребенку присутствуя на уроке фактически, не отсутствовать на нем практически. Наконец, это один из путей, при котором процесс познания становится более гуманным, более оптимистичным, и, что очень важно, радостным.

Урок – первый шаг к исследовательской работе

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.

Ведущую роль должны играть выбор инновационных педагогических средств и творческие методы обучения. В арсенале методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Работая по данной теме, мы пришли к выводу, что методика в большей степени ориентирована на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа -один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, мы определили для себя цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучить младших школьников проведению учебных исследований

- развивать творческую исследовательскую активности детей

- прививать детям интерес к фундаментальным и прикладным наукам

- ознакомить с научной картиной мира

- вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательский метод обучения, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач требующих самостоятельного творческого решения (приложение № 1). Ученик организует творческий поиск. Большинство познавательно-исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы.

Виды исследований:

1) экскурсии;

2) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

3) классификация;

4) путешествие “по ленте времени”.

5) информационный мини проект (дополнительный материал по теме).

Экскурсии

На уроках кубановедения дети вместе с учителем могут провести виртуальную экскурсию, где с помощью компьютера и проектора могут побывать в разных уголках нашей малой Родины: в лесу, на цветущей поляне, у реки и в море, увидеть исторические памятники. Дети наблюдают за удивительным миром природы, но только с экрана, который не может передать запаха полевых цветов, дуновения ветерка, услышать стрекотания кузнечиков.

Экскурсия в мир природы и наблюдение за ней способствуют экологически грамотному экскурсу, является безопасной для природы и собственного поведения. Часто дети изучают природу по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Решением проблемы, я считаю, может стать исследовательская работа в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект “Моё дерево” подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения результатов в самой разнообразной форме. В качестве объекта исследований детей были выбраны деревья. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего школьного возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик указывают на экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче представить дерево своим другом. Проект, включает три этапа работы. Первый этап подготовительный. Он проходит во время экскурсии, где с детьми проводятся беседы, ставится цель и задача проекта, определяется объект исследований. Каждый выбирает дерево, которое ему нравится. Однако одно из условий: дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие ребята выбрали деревья, которые растут рядом с домом. На втором этапе необходимо было собрать информацию о дереве, сфотографировать его. Третий этап работы проходил на уроке обобщения, на котором дети рассказывали о деревьях и с удивлением сделали вывод, что символом Кубани является тополь, а не береза. Все работы учащихся были отмечены (приложение № 2).

Во втором классе темой исследования стали лекарственные растения нашей местности. Изучив данную тему на уроке кубановедения, познакомившись с книгой - определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнил в течение года.

1. Выбрать растение для исследования.

2. Сделать рисунок или фотографию, сделать гербарий.

3. Провести обследование своего двора, улицы, принести пробу земли.

4. Найти литературу о растении.

5. Написать семейный рецепт использования растения.

6. Составить экологическую листовку. Написать письмо от имени растения с просьбой о помощи и советами (приложение № 3).

Представленные работы, защищались каждым учеником на уроках кубановедения, окружающего мира, классных часах. А почва, принесенная детьми, послужила хорошим материалом для проведения опыта на уроке при изучении почвы, по определению количества содержания перегноя в ней.

Одна из таких экскурсий помогла в создании проекта “Муравьи”. Ученик 3-го класса Гронин Лев составил проект (приложение № 4). Самому ребенку подготовить материал сложно, а тем более подготовиться к защите, здесь нужна помощь родителей. Родители мальчика поддержали интерес ребёнка, работали совместно над презентацией, готовились к публичному выступлению. Впервые защита прошла на уроке, где в роли жюри были сами ученики. Я слышала от детей: “Как интересно!” и считаю, что именно дети дали оценку работе мальчика, а с моей стороны было предложено защищать работу на школьной конференции “ Эрудит”.

Такие экскурсии можно проводить с целью знакомства с рельефом нашей местности, растительным и животным миром поля, леса и водоёмов, изучая виды почв.

Опыты и практические работы

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков.

Когда наблюдений и экскурсий оказывается недостаточно для раскрытия сущности явлений, прибегаю к проведению опытов, т.е. искусственного воспроизведения природного явления. Это один из лучших приемов развития мышления детей и гарантия осознанности и прочности знаний.

В методике проведения опыта можно выделить три этапа:

1. Подготовка к опыту: подведения учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство, воспроизвести природное явление, выявить закономерности, понять сущность; подбор необходимого для опыта оборудования, установка его и проверка.

2. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и материалов, необходимых для опыта и наблюдений; непосредственное проведение опыта (самим учителем или учащимися).

3. Анализ полученных результатов.

Например, требуется установить наличие в почве органических веществ. Рассмотрение почвы под лупой не даст необходимых результатов, так как остатки растений и животных в почве взятой с огородной грядки, не всегда заметны. Как же можно обнаружить их? (Поисковая деятельность). На основе умозаключений дети приходят к выводу, что органическое вещество горит, издает определенный запах и выделяет дым. Будет ли гореть почва? Дети приходят в необходимости поставить опыт на прокаливание почвы.

Провожу опыт сама, учащимся же даю задание внимательно наблюдать и отмечать, что они увидят над почвой, какой запах появится, с чем его можно сравнить.

Затем учащиеся в форме связного рассказа дают отчет, какая задача была поставлена, какие материалы и оборудование было использованы, как собирали оборудование, в каком количестве использовали материал, что наблюдали, какой сделали вывод.

Классификация

Классификация (от лат. classis – разряд, класс и facio - делаю, раскладываю), система соподчиненных понятий (классов объектов) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями и классами.

Организуя работу, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например, образцы почв или полезных ископаемых) или образный – множество иллюстративных карточек (например, изображения различных видов животных, растений, водоемов, различные формы поверхности земли). Учитель с детьми обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения и рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенными вверху “родовым” именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследовались реальные объекты (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями объектов.

Путешествие по “реке времени”

Исследования легко поводить по темам, связанным с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением (история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями с ними происходящими.

“Мини-проекты

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках кубановедения, но уже на новом продуктивном уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.

С первых дней моей работы в школе моим девизом стали слова наставника: “Чем больше знает учитель, тем лучше знания учеников”. И чем больше мне приходилось учиться работать, тем больше я понимала, что главное – не в количестве выданной информации, которые удалось удобно расположить на полках интеллектуального запасника. Главное – в качестве усвоения того, что действительно важно, без чего новый молодой предмет “кубановедения” региональной программы, который учителя ведут 4 года, “не добирает” нужной высоты. Метод проектов помогает мне поставить на должный уровень преподавание предмета, который использую не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

Я считаю, что любая тема на уроке достойна исследования. Стремясь дать детям, самые полные знания по теме предлагаю детям задания поискового характера. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира и кубановедения, при этом все работы носят коллективный характер. Тематика определяется мной на уроке, но каждый ученик старается внести свой вклад в работу. Именно первое исследование приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, т.к. дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером, который детям заменяет друзей, улицу. Своей работой стараюсь направить своих учеников в нужное русло. Одни ищут материал в библиотеке, другие - втягивают в работу родителей.

Стараюсь построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое научно-исследовательская работа. Предлагаю ребятам экскурсию в библиотеку. Ответственным этапом в научно-исследовательской работе с учащимися является подбор литературы. Здесь приходят на помощь библиотечные уроки. Считаю, что учитель и библиотекарь должны помочь в подборе литературы. Учим ребят, работать с картотекой, каталогом. Там ребята знакомятся с разнообразной литературой: справочники, энциклопедии, научно-познавательная литература. Проводим игры: “Отыщи тот или иной материал”.

Такая форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю-кубановеду сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, поможет учащимся с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.

Компьютерные технологии на уроке

Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на уроке и во внеклассной работе, что является совершенно новым направлением в современной образовательной системе:

1)  обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);

2)   создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point;

3)   формировать функциональные навыки использования Интернет ресурсов;

4)   формировать функциональные навыки разрабатывать тесты, используя готовые программы, создавать ресурсные материалы – дайджесты, презентации.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером и Интернет ресурсами. Применение ИКТ на уроках кубановедения становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроке помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое. Кабинет, в котором я работаю, оснащен телевизором, видеомагнитофоном, экраном, а также есть возможность пользоваться переносным проектором и ноутбуком.

Особое внимание в младшей школе уделяю разработке компьютерных презентацией, выполненных самим учителем (используя материал ребят, собранный в процессе творческой работы), а также СD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”.

Используя возможности ПК, провожу уроки - “виртуальные экскурсии”, обращаясь за помощью к материалам, размещённым на CD и в Internet, создаю совместно с учащимися старших классов компьютерные презентации и использую их для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Создаю педагогическую копилку для себя, которой охотно делюсь с коллегами на МО школы и района.

Такая форма урока очень продуктивна, так как подготовка к ней заставляет очень чётко структурировать излагаемый материал, продумывать логику повествования до мельчайших подробностей, отбирать наиболее содержательный, важный материал, продумывать аудио- и видеосопровождение, чтобы создать единый эмоциональный образ, что способствует более полному и осмысленному восприятию учащимися излагаемого материала. У меня собрана обширная фильмотека, в которой представлены видеофильмы экранизаций литературных произведений и воспоминаний литературоведов о писателях и поэтах. Кроме этого есть достаточное количество электронных ресурсов, которые я использую в своей работе. Уроки с применением информационно-коммуникативных технологий провожу в системе. Они интересны ученикам, и, как правило, результативность их выше, чем традиционных.

Исследовательская работа во внеурочное время

Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка, подготовить “почву” для того чтобы способности были реализованы. Школа должна заниматься поиском индивидуальности.

Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе.

Посмотрите на ребенка, искренне и заинтересованно решающего какую-либо проблему, и вы увидите идеального ученого. Любой ребенок, ежедневно открывая что-то новое для себя в окружающем мире, активно познает и исследует его. Мотивы ребенка просты и понятны. Им движет не корысть, не зависть, не амбиции, а искренний познавательный интерес.

Ребенок способен заметить то, на что мы, взрослые, никогда не обратили бы внимания сами, он ухватывает самую суть, самое важное в заинтересовавшем его вопросе. Непосредственность детского восприятия и мышления позволяет ему гениально просто объяснять самые сложные проблемы человеческого бытия, над разрешением которых порой безуспешно бьются лучшие умы человечества.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к “ творческой деятельности” не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

С целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения, в рамках государственной программы “Одаренные дети” на базе школы было создано и функционирует научно-исследовательское общество “Эрудит”, в котором занимаются дети с 3 по 11 класс. Дети разделены на группы: “звездочки” (учащиеся начальной школы), “юниоры” (5-7 классов), “юные исследователи” (8-11 классов), руководителем, которого я являюсь (приложение № 5).

Цель работы общества — воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи:

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

- развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

- сформировать чувство ответственности за порученное дело;

- воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не “парализовать” эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не “приземлить” ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать и развивать свои способности.

Организация работы НШОУ “Эрудит” базируется на принципах интегральности, непрерывности и межпредметного межпрофильного обучения. В рамках деятельности научного общества проходит ежегодная школьная конференция учащихся “Первые шаги”. Участники защищают свои работы перед жюри- учителями предметниками нашей школы (приложение № 6).

Принципы организации работы НШОУ

Интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и психологической сферы.

Непрерывность - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.

Межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко построить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует положительный результат.

Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска знаний. При этом очень важно, чтобы у каждого научного руководителя секции была разработанная им долгосрочная программа исследований с учетом устойчивых интересов, мотивов, реальных условий и возможностей для успешной работы.

В НШОУ я руковожу историко-краеведческой секцией. Для учащихся младшего школьного возраста мной составлена авторская программа “Кубань – моя малая Родина” (приложение № 7).

Авторская программа историко-краеведческой секции составлена на основе региональной программы по кубановедению. Главная цель программы: работать над углубленными знаниями по различным темам предмета; формировать и развивать творческую личность учащегося.

. Задачи программы: воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе и историческому наследию родного края, формировать у молодого поколения высокие чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Идея: “ Исследовательская работа - шаг в будущее ”.

Работа ведется под девизом: “От творчества учителя - к творчеству ученика”.

Программа состоит из 5 разделов: “Природа родной земли”, “Моя семья”, “Кубани верные сыны”, “Радетели земли кубанской”, “История родного края”.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя (приложение № 8). Главное для меня, как учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического основания проектов, помогают ребёнку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребёнка и родителей.

Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся старших классов самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Оформляются результаты исследований чаще всего в письменной форме, иногда – в электронном (компьютерном) виде. Организационные особенности проектной деятельности исследовательского типа связаны в первую очередь с осознанием ее участниками значимости каждого этапа: выбора темы работы, подбора источников информации, в том числе первоисточников, выбора методов работы с источниками, написания самой исследовательской работы, ее оформления и презентации. Автор должен ясно представлять структуру будущего проекта: введение, основная часть (она может быть разделена на главы, разделы) и заключение. В вводной части кратко объясняется замысел работы: почему эта тема кажется автору важной и интересной; имеется ли по ней исследовательская литература и каковы ее особенности; какие задачи ставит перед собой автор (на какие вопросы он хочет найти ответ), какими источниками он пользовался, и почему именно ими, какие подходы и методы применил для поиска ответа на поставленные вопросы. В основной части описывается “ход” мысли автора, представляются, теоретически осмысливаются и объясняются выявленные исторические факты. В заключении формулируются ответы на поставленные в введении вопросы, подводятся обобщенные итоги исследования. Желательно выделение здесь также вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении.

Особенно важной частью работы руководителя, от которой дальнейший успех дела, является подготовка ученика к исследованию. С этой целью в школе проходят занятия с руководителями секций, которые занимаются с детьми. С этой целью в школе провожу занятия для коллег, которые назвала “Школа исследователя”.

Целью этих занятий являются:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учебно-исследовательской деятельности;
  • подготовка к написанию работ;
  • работа по составлению презентаций.

В результате умело организованной исследовательской деятельности выпускник школы, активно занимающейся ею, будет обладать следующими качествами личности:

  • уметь приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем.
  • выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
  • делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.
  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;

Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.

Результативность работы

1. Обученность и качество знаний учащихся 2–7-х классов.

Класс 2007- 2008 г. Класс 2008-2009 г.
обученность качество обученность качество
2 класс 100%

96%

2 класс 100%

100%

3 класс ----   3 класс 100%

100%

4 класс 100%

81%

4 класс ----

----

5а класс 100%

100%

5 класс 100%

91%

5б класс 100%

88%

6а класс 100%

89%

6 класс 100%

92%

6б класс 100%

100%

7 класс 100%

85%

7 класс 100%

83%

2. В 2008–2009 г. победителем районной олимпиады по кубановедению стал ученик 6б класса Степанов Вадим (приложение № 9).

3. Защищая работы в НШОУ “Эрудит”, были отмечены работы Степанова Вадима ученика 6 класса по теме “Дольмены – исторические памятники культуры” и ученицы 7 класса Батаевой Виоллеты по теме “Удивительные растения Краснодарского края”, ученика 3 класса по теме “Муравьи” (приложение № 10).

4. Представленные работы, на районную научно-исследовательскую конференцию “Эврика” ребята успешно защитили, получив призовые места. Вручение грамот проходило на фестивале знаний. Степанов Вадим - 1 место и гранд от главы Крымского района В.В. Крутько. Ученица Батаева Виоллета получила 2 место (приложение № 11).

5. В журнал “Исследовательская работа школьников” г. Москвы на конкурс лучшего проекта, сайт которого (ao@redu.ru) мы нашли в сети Интернет, мы отправили свою призовую работу “Дольмены - исторические памятники культуры”. Ждем результатов конкурса (приложение № 12).

6. Экскурсионное бюро “Глобус” отметила мою работу с детьми грамотой за активное сотрудничество и краеведческую работу с учащимися МОУ СОШ №10 (приложение № 13).

7. В 2009–2010 году победителем районной олимпиады по кубановедению стала ученица 8 класса Копытова Ксения, заняв 3 место.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия: Т-12, “Кварнер-конгур”. -3 изд. -М.: Сов.энциклопедия, 1973 г.-623 с.

2. Большая советская энциклопедия: Т-14. “Никко-отолиты” - 3 изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1974 г. -463 с.

3. "Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер". В.И.Ковалько. Москва “ВАКО”. 2007 г. -298 с.

4. “Начальная школа” научно-методический журнал". № 3/2009 г.

5. “Основы учебно-исследовательской и научной деятельности студентов”. Краснодар. 2008 г. -59 с.

6. “Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста”. Н.А.Короткова. Москва “Линка-Пресс”. 2007 г. -208 с.

7. Программа курса “Кубановедение”. Краснодар. 2005 г.

8. "Проектная деятельность младших школьников”. Н.В.Матяш, В.Д. Симоненко. Москва изд. Центр “Вентана- Граф”. 2002 г.-103 с.

9. “Профильная школа”. Научно-методический журнал № 5/2008 г.

10. “Уроки по инновационной технологии”. Санкт-Петербург, опыт школы № 147.