Традиционный урок русского языка с использованием ИКТ с применением технологии здоровьесбережения по теме "Части речи" (3-й класс)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Обучающая

Умения распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. Определить роль этих частей речи в русском языке и в нашей речи; разбирать предложение по членам предложениям; правильно употреблять разные части речи в предложениях.

Развивающая

Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная

Воспитывать культуру поведения, привитие любви к русскому языку; воспитывать чувства прекрасного, прививать любовь к природе, поэзии, к слову, беречь и охранять природу, так как здоровье человека зависит от состояния природы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Ребята! Нам предстоит сегодня много сделать, и чтобы легче работать, давайте прочитаем наш девиз.

    Смело иди вперед
    Не стой на месте,
    Чего не сделает один,
    Сделаем вместе!

    Откройте тетради, запишите число.

    – Какая орфограмма встречается в названии месяца?

  3. Основная часть.
  1. Чистописание.

Прежде чем написать слова в чистописании, давайте сначала их расшифруем.

100ят

- Какие слова здесь зашифрованы.

Стоят, морозный, деньки.

Назовите орфограммы.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие еще части речи вы знаете?

- Что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы?

- Как вы думаете, а можно ли в нашей речи обойтись без какой-либо части речи.

- Вот это мы сегодня и должны будем доказать: нужны ли нам имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.

2. Словарь

Сейчас мы с вами отправимся в страну “Словарию”.

Задание: Я вам буду читать рассказ, а вы должны будете выписывать только словарные слова в 3 столбика. Как вы думаете, в какие 3 столбика мы запишем эти слова?

Много на Руси интересных и красивых мест. Вот Ясная Поляна. Это родина Л.Н. Толстого. Здесь он родился и провел всю жизнь. Здесь он посадил березовую рощу. Зимой она вся стоит в серебристой одежде. Это любимое место писателя. Он здесь много работал, встречался с ребятами, рассказывал им сказки и поучительные истории, а потом написал для них Азбуку.

- Какие слова вы выписали?

- Прочитайте существительные, прилагательные, глаголы.

- Какие орфограммы встретились в словарных словах?

- Что вы узнали из этого рассказа?

3. Работа над предложением.

Ребята! Из данных слов составьте предложение.

полянам, скользили, на, ребята, по, лыжах, лесным.

Ребята скользили на лыжах по лесным полянам.

- Какая часть речи нам помогла составить предложение так, чтобы оно было понятно и красиво звучало?

- Что такое предлог?

- Что вы знаете о предлогах?

Составьте схему предложения.

ФИЗМИНУТКА.

На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна физминутка? Каково ее значение?

4. Закрепление. Самостоятельная работа. Работа ведется по группам.

А сейчас вы будете исследователями. Вы должны будете доказать нам, нужны ли в нашей речи имена существительные, прилагательные, глаголы.

У вас у всех есть задание. Внимательно прочитайте его и приступайте к его выполнению.

1 Группа

Вставить недостающую часть речи, определить, что это за часть речи, что она обозначает?

- Подумайте можно ли обойтись без этой части речи?

- Сделайте вывод.

Белая ………..

Под моим ……….

Принакрылась ………..

Точно ………….

И стоит ……….

В сонной …………

И горят ………..

В золотом ……….

- Кто написал это стихотворение?

- Какие слова помогли поэту воссоздать образ?

- Найдите сравнительный оборот.

- Какой же можно сделать вывод?

2 Группа

Вставить подходящие по смыслу слова. Определить часть речи. Что она обозначает? Сделать вывод.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
…….ет, ложится.
А под утро поле
Снегом …….о,
Точно пеленою
Всё его ……..о.

- А кто написал это стихотворение?

- А какие еще слова помогли нам представить эту картину?

- Какой же можно сделать вывод?

3 Группа

Найдите имена прилагательные. Что они обозначают? Какова их роль в русском языке и в нашей речи?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

- Кто написал это стихотворение?

- Как называются слова, которые делают нашу речь красивее, выразительнее, богаче?

- Какой же можно сделать вывод?

III. Обобщение

- Мы сегодня на уроке еще раз услышали стихи А.С. Пушкина, С. Есенина, И. Сурикова.

- Какая тема объединяет все эти стихи?

- А какие слова помогли всем этим поэтам передать красоту этого времени года?

- Какой же можно сделать вывод?

Природа никого не оставляла равнодушным ни писателей, ни поэтов, ни художников, ни композиторов. Охранять природу – значит охранять Родину, ее богатства, а значит и самого человека, т.к. человек – это часть природы. И здоровье человека зависит полностью от нас самих, каким воздухом мы дышим, чем питаемся, какую воду пьем. Охраняйте природу, берегите ее, тогда все люди будут здоровы.

IV. Творческое задание

- А сейчас каждый из вас попробует быть писателем и напишет мини- сочинение на тему “Зима”. (3-5 предложений.)

V. Итог урока.

- Какие части речи вы знаете, и чем они отличаются друг от друга?

Д/З упр. № 373. Определить части речи, словарные слова.

См. презентацию.