Урок истории: "От Древней Руси к единой России" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Объяснить учащимся, как и в каких условиях начиналась эта эпоха. Как происходило объединение государства. Формирование образов выдающихся личностей этого периода.

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка задач урока.

1 слайд.

- Корабль наших путешественников, совершающий плавание по «Реке времени Российской истории» миновав пороги, после скалы «Батыева нашествия»выходит на широкую воду нового участка течения реки – мы в начале времени Московского государства.

II. Повторение.

- Но для начала , давайте вспомним о чём мы с вами говорили когда изучали период «Древней Руси»(основные даты этого участка реки времени)

Ссылки на даты:

882 – Князь Олег объединил славянские племена . Столицей избрал город Киев.

988- Князь Владимир повелел всем жителям Руси принять христианство.

1242- Ледовое побоище. Князь Александр Невский.

1237- Войска завоевателей, возглавляемые внуком Чингисхана , ханом Батыем подошли к границам русских земель.

- Почему Русь не смогла отразить нашествие армий Батыя? (Русские земли после распада Древнерусского государства ослабляли друг друга междоусобными войнами. Противостоять сильнейшей армии мира они не могли)

III. Новая тема.

2 слайд.

- Мы с вами повторили основные даты периода «Древней Руси».

Тема нашего урока: «От Древней Руси к единой России»

- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке с таким названием (Что значит древний, единый)

- Русь находилась под властью Орды. Для освобождения от ордынского ига нужно было объединить все русские земли . Во главе объединения встали московские князья. Силой хитростью, иногда и жестокостью они подчиняли себе другие княжества.

3 слайд.

Возглавил московских князей, князь Дмитрий Иванович (ссылка - звуковая запись)

4 слайд

-В это время недалеко от Москвы, среди лесов , появился Троицкий монастырь.

Его основал Сергий Радонежский. Со всех сторон к нему шли люди за советом. Он призывал забыть ссоры и обиды.

5 слайд.

- Как гласит, легенда к нему пришел и князь Дмитрий Иванович. Он решил поднять Русь против Орды . Сергий Радонежский благословил его на этот подвиг.

6 слайд.

Он отправил с ним двух монахов Пересвета и Ослябю в помощь.

7 слайд

Итак в 1380 году, за рекой Дон, на Куликовом поле встретились ордынское и русское войско .

-Это утро на Куликовом поле перед битвой. Обратите внимание во что одеты русичи? Князь Дмитрий Иванович сам возглавляет свою армию. Что у них в руках? (Иконы, оружие)

По обычаям того времени из рядов ордынцев выехал богатырь – великан, он вызывал на поединок смельчака. Навстречу ордынцу из русских рядов выехал воин в монашеских одеждах. Это русский богатырь Пересвет.

- Давайте посмотрим как же всё происходило.

- Послушайте отрывок из летописи...

- Да много полегло народу русского в этой битве. Князь Дмитрий тоже был тяжело ранен.

- Из-за Дона возвращалось единое войско земли Русской.

8 слайд

-После этой битвы его стали называть Донским. Почему?

(Так как сражение происходило возле реки Дон)

- Значит Дмитрий Иванович освободил Русь от Орды?

9 слайд.

- Нет . Потребовалось ещё сто лет прежде чем правнук Дмитрия Донского – Ива III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Он рвёт ханскую грамоту и с этого времени сам принимает решения. Во все концы страны расходились указы Великого государя , скреплённые печатью.

10 слайд

- Давайте посмотрим, что же было изображено на печати.

11 слайд.

Москва из небольшой крепости превратилась в большой и богатый город.

-Давайте посмотрим, как увеличивалась территория Московского государства благодаря присоединению к нему других княжеств.

IV. Закрепление.

12 слайд.

Вопросы для повторения (на листочках напишите только ответы )

-Поменяйтесь в парах листочками. Проверьте

V. Итог урока.

Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

13 слайд

Домашнее задание. Индивидуальное задание: найти в дополнительной литературе.

Презентации.