Интегрированный урок (литература + русский язык)

Разделы: Русский язык, Литература


Тема: Роман Гончарова “Обломов” в оценке критиков. Историко-философский смысл произведения.

Цели:

  • Познакомить с разными трактовками романа;
  • Выявить философский смысл;
  • Сформировать свое отношение к поднятым проблемам.

Вступительное слово.

Вопросы предназначения и самовыражения волновали человечество всегда. Каждая эпоха и каждый народ ищут свои ответы и свой путь решения. Анализируя роман Гончарова “Обломов”, мы говорим об идеалах героев, о смысле жизни. Автор ставит вечные вопросы.

  • Для чего приходит в этот мир человек?
  • В чем смысл его жизни?

Знакомство с критическими статьями и высказываниями о романе и героях.

Сообщение (индивидуальное задание) Добролюбов и Дружинин о романе.

Презентация (Приложение 1).

Задание классу: слушая сообщение ученицы, делать записи в тетради.

(Слайд 4) высказывание М.М. Пришвина.

“Никакая положительная деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя”.

  • С мнением какого критика вы согласны?
  • Почему?
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Выписать высказывания Писарева (Слайд 5).

“Обломов олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой Гончаров придал имя обломовщина. Слово обломовщина не умрет в нашей литературе”.

Обобщаем:

  • Н.А.Добролюбов (революционер-демократ) назвал “лень и апатию заглавного героя единственной пружиной действия во всей его истории”. Объяснил наличие подобных людей “влиянием крепостного права”.
  • Д.И.Писарев (представитель левой революционно-демократической направленности) увидел корень конфликта в “умственной апатии” героя.
  • А.В.Дружинин (критик эстетического направления) видит в Обломове утраченный патриархальный дух.
  • Лень;
  • Умственная апатия;
  • Отрицание карьеры, светской суеты;
  • Запрос на высшую ценность.

А ваше мнение?

Итог урока.

Вернемся к главному философскому вопросу. Как отвечает на него наш современник?

Для чего приходит в этот мир человек?

Урок-практикум

Русский язык

Тема: Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Задание с развернутым ответом (на критическом материале урока литературы).

Цели:

  • Формировать умения воспринимать и понимать первичный текст (проблема, комментарий, авторская позиция);
  • Развивать умение логично и последовательно строить свое высказывание;
  • Совершенствовать речевые умения.

Презентация (Приложение 2)

Работа с критериями оценки. Слайд № 2, 3, 4, 5

Чтение и комментирование К-1, К-2, К-3 (у каждого ученика на парте).

Слайд №:6

  • Что такое проблема?

Слайд № 7

Работа с текстом (из статьи Добролюбова “Что такое обломовщина?”)

“…Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человека и о необходимости развития личности – я уже с первых слов его знаю, что это Обломов.

Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он – Обломов.

Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага: я не сомневаюсь, что он Обломов.

Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали – я думаю, что все это пишут из Обломовки.

Когда я нахожусь в кружке образованных людей… в течение многих лет рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я чувствую, что перенесен в старую Обломовку…

Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово…”.

  • Определить основную проблему(Слайд 9).
  • Прокомментировать (Слайд 10).
  • Определить позицию автора (Слайд 11).
  • Составление логографа (Слайд 12).

Домашнее задание: сформулировать свой тезис по проблеме, привести 2 аргумента.

Использованная литература:

  • Гончаров И.А. Роман “Обломов”
  • Долинина Т.А. “Алгоритм написания сочинения”. Екатеринбург. 2008
  • Золотарева И.В.Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. Москва “ВАКО”.2004
  • Ионина Г.Н.Русская литература XIX века. 10 класс.Москва. Мнемозина.2001
  • Русская литература. Хрестоматия историко-литературных материалов 10 класс. Москва “Просвещение” 1993