КВН по теме "Это удивительное имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) закрепить знания об имени существительном как части речи;

2) развивать умение работать в команде, орфографическую зоркость;

3) воспитывать прилежание, чувство ответственности перед товарищами.

Ход КВН

I. Вводная часть

(Звучат позывные КВН)

Учитель: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в  нашем «Клубе  веселых  и находчивых».

- Сегодняшний КВН посвящен имени существительному.

- Разрешите представить наши команды.

- Итак, приветствуем первую команду. (Звучит музыка)

- Встречаем вторую команду. (Звучит музыка)

- Поприветствуем наши команды аплодисментами.

- Позвольте представить наше уважаемое жюри. (Учитель представляет жюри)

Перед началом игры мне хотелось бы дать несколько советов всем участникам.

1. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

2. Звону много, да толку мало.

3. Языком гору свернет, а на работе места не найдет.

4. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

5. Не спеши языком, торопись делом.

6. Дело делать и за себя не может, а кричит один за всех.

II. Игровой момент

Появляются скоморохи.

Скоморохи: Здравствуйте, люди добрые, люди дорогие, добры молодцы и красны девицы. Здесь у нас особая встреча. Понаехало гостей из близка и далеча. КВН наш знатный будет, век нас в этом крае не забудут. Вот таков славянский люд: коли праздник, тут как тут. Итак, мы приглашаем вас в путешествие по сказочному городу Существительных. (Показывают на плакат с изображением этого города)

Учитель: А что же такое имя существительное? (Ответы детей)

- Имя существительное – это важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Малыш произносит первое слово – это тоже имя существительное. Имя существительное – наиболее самостоятельная часть речи. От имен существительных образовались имена прилагательные.

III. Конкурс «Приветствие»

Учитель: Итак, я объявляю первый конкурс – «Приветствие»

- Уважаемое жюри! Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.

- Итак, смотрим приветствие команды № 1.

Приветствие команды №1

1 ученик: Наша команда называется «Друзья». Это команда : «д» - дружных,     «р» - работоспособных, «у» - умелых, «з» - затейников, «ь» - изучающих, «я» - явление имен существительных.

2 ученик:

Ребята, дамы и господа, здравствуйте!
Мы вам очень рады!
Начинаем КВН
Мы какой уж кряду.

3 ученик:

Нужна проверка каждому слову,
Глаголу или существительному,
Такому слову или другому
Проверка нужна действительно.

4 ученик:

Чтобы правильно слова писать,
Все правила надо знать.
Знать надо про безударные гласные,
Надеюсь, вы со мной согласные.

5 ученик:

Для этого мы КВН начинаем,
Пусть каждый силы свои узнает.
Знать надо про падежи и рода.
Правописание нужно всегда.

6 ученик:

Отправляя поздравленья,
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!

7 ученик:

Чтобы правильно писать,
Учится детвора,
Хоть и трудна бывает
Учения пора.

8 ученик:

Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.

9 ученик:

Да, ребята, в жизни много пригодится,
Надо нам для этого старательней учиться,
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всем на свете.

10 ученик:

Хоть и будет трудно, надо начинать,
Вот и все, что мы хотели вам сказать.

Учитель: Благодарим команду «Друзья»

- Свое приветствие показывает команда №2.  

Приветствие команды № 2

1 ученик: Наша команда называется «Победа». Это команда: «п» - прилежных, «о» - отважных, «б» - бесстрашных, «е» - единомышленников, «д» - дружных, «а» - альтруистов.

2 ученик:

Мы собрались тут не зря,
Поскольку это середина декабря.

3 ученик:

Кто выиграет, для нас пока секрет,
Но КВН на это даст ответ.

4 ученик:

Кто победит, кто проиграет,
Нас эта тайна донимает.

5 ученик:

Мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.

6 ученик:

От команды от «Победы»
Вот вам пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания.

Учитель: Мы благодарим команду «Победа» за приветствие и просим жюри оценить этот конкурс. Напоминаю, что максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.

IV. Конкурс «Определи род имени существительного»

Учитель: Какого рода может быть имя существительное?

- Я объявляю второй конкурс, который называется «Определи род имени существительного». Перед вами имена существительные. Нужно определить их род.

- Уважаемое жюри! За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание для команды «Друзья»

Задание для команды «Победа»

радио

картофель

шампунь

пальто

память

мозоль

корень

рояль

сирота

забияка

Учитель: Итак, время на обсуждение пошло.

- Время закончилось.

- Прошу капитанов команд дать ответы.

- Капитан команды «Друзья».

- Капитан команды «Победа».

- Прошу жюри оценить этот конкурс.

- Оценки команды «Друзья».

- Оценки команды «Победа».

V. Конкурс «Измени число»

Учитель: Сравните существительные ученик – ученики.

- Как изменяются имена существительные?

- Наш следующий конкурс называется «Измени число имени существительного».

- Посмотрите на имена существительные, записанные на плакате. Ваша задача следующая. Команда «Друзья» читает слово в единственном числе, а команда «Победа» называет это существительное во множественном числе, а потом наоборот, команда «Победа» читает существительное во множественном числе, а команда «Друзья» называет это существительное в единственном числе.

- Уважаемое жюри! За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Задание для команды «Друзья»

Задание для команды «Победа»

окно

друзья

конь

облака

озеро

дни

брат

колосья

Москва

вилы

Учитель: Итак, время на обсуждение пошло.

- Время закончилось.

- Прошу капитанов команд дать ответы.

- Капитан команды «Друзья».

- Капитан команды «Победа».

- Прошу жюри оценить этот конкурс.

- Оценки команды «Друзья».

- Оценки команды «Победа».

VI. Конкурс «Найди имя существительное»

Учитель: Я объявляю следующий конкурс, который называется «Найди имя существительное». Я прочитаю отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а вы посчитайте, сколько имен существительных в этом отрывке.

- Уважаемое жюри! Максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла.

- Итак, внимание, я читаю отрывок:

Возок несется чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки.
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах. (28 имен существительных)  

- Итак, время на обсуждение пошло.

- Время закончилось.

- Прошу капитанов команд дать ответы.

- Капитан команды «Друзья».

- Капитан команды «Победа».

- Прошу жюри оценить этот конкурс.

- Оценки команды «Друзья».

- Оценки команды «Победа».

VII. Конкурс «Определи склонение»

Учитель: Следующий конкурс посвящен склонениям имен существительных. Расскажите с помощью плаката о склонениях имен существительных. (Плакат рассказывает о существительных трех склонений и о несклоняемых именах существительных).

- Посмотрите на плакат. Там вы увидите ребусы. Их надо разгадать. Так же вы должны определить склонения имен существительных.

- Уважаемое жюри! За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание для команды «Друзья»

Задание для команды «Победа»

С 3 Ж

100 (нота ля)  р

стриж

выпь

команда

трибуна

рысь

столяр

безе

эскимо

Учитель: Итак, время на обсуждение пошло.

- Время закончилось.

- Прошу капитанов команд дать ответы.

- Капитан команды «Друзья».

- Капитан команды «Победа».

- Прошу жюри оценить этот конкурс.

- Оценки команды «Друзья».

- Оценки команды «Победа».

VIII. Физминутка

Учитель:

Вы потрудились не на шутку,
Нужна нам срочно физминутка.

(Дети танцуют танец «Буги-вуги»)

IX. Конкурс «Домашнее задание»

Учитель: А сейчас один из самых интересных конкурсов – домашнее задание.

- Уважаемое жюри! Этот конкурс оценивается максимум в 5 баллов.

- Я приглашаю для домашнего задания команду «Друзья».

Дети инсценируют стихотворение Г. Граубина «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи.
Давным-давно все школьники
Их знают назубок,
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С другими не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, просительный.

Учитель: Благодарю команду «Друзья».

- Свое домашнее задание представляет команда «Победа».

Дети инсценируют «Веселые рифмовки» А. Тетивкина.

Воскликнул Именительный:
Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает.

- Того,- сказал Родительный,-
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.

- Тому,- ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.

- Того,- сказал Винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем,- заявил Творительный,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

- О том,- сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Учитель: Спасибо команде «Победа».

- Прошу жюри оценить этот конкурс.

- Оценки команды «Друзья».

- Оценки команды «Победа».

X. Конкурс капитанов

Учитель: Настала пора показать свои знания нашим капитанам.

- Прошу капитанов выйти к доске. (Учитель представляет капитанов)

- Вам предстоит вставить пропущенные безударные падежные окончания имен существительных.

- Уважаемое жюри! Максимальная оценка за конкурс капитанов – 5 баллов.

- Прошу капитанов занять свои места и приступить к работе.

Задание для команды «Друзья»

Задание для команды «Победа»

тетрадь без обложк…

выросли в теплиц…

рисунок на ткан…

по законам чест…

шов на плать…

летел в воздух…

забота о брат…

плавал в мор…

подарок для матер…

ходит без обув…

XI. Конкурс «Пословицы и поговорки»

Учитель: Пока наши капитаны соревнуются, я предлагаю командам следующий конкурс. Из слов, записанных на доске, надо составить пословицы и поговорки и объяснить их смысл.

- Команда «Друзья»! Прочитайте свои слова.

- Слушаем слова команды «Победа».

- Уважаемое жюри! За каждую составленную и объясненную пословицу команда получает 1 балл.

Задание для команды «Друзья»

1. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

2. Другому, яму, упадешь, не, сам, в, нее, рой.

3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

Задание для команды «Победа»

1. Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят.

2. Не, все, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

3. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

Учитель: Итак, время на обсуждение пошло.

- Время закончилось.

- Слушаем ответы команды «Друзья».

- Отвечает команда «Победа».

- Прошу жюри оценить этот конкурс.

- Оценки команды «Друзья».

- Оценки команды «Победа».

- Уважаемое жюри! Оцените конкурс капитанов.

- Оценки капитана команды «Друзья».

- Оценки  капитана команды «Победа».

XII. Конкурс «Юный корректор»

Учитель: Прежде чем любой текст появится в печати, его тщательно просматривает корректор, который исправляет ошибки. А сейчас корректорами попробуете побыть вы. В предложенном тексте найдите ошибки и исправьте их.

- Итак, я объявляю последний конкурс, который называется «Юный корректор».

- Уважаемое жюри! Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.

- Я также прошу жюри начать подведение общих итогов.

- Итак, команды приступают к работе.

Задание для команд

Зимой.
Зима завалила городок пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушке старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирене. В доми трещала печь. Пахло дымом. Группой шли женщины к прорубе за водой. Над обрывом стояла старая беседка. Ступеньки ее поседели от инея. Утром расчистили к беседки дорожку.

Учитель. Команды заканчивают работу.

- Прошу капитанов передать тексты в жюри.

XIII. Игра

Учитель: Что-то наши скоморохи засиделись. Поиграйте с ребятами.

Скоморохи: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем. Попробуйте определить падеж слова мох в стихотворении.

Жил старичок-моховичок.
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенки из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхах он жил и не тужил,
Он мхам «спасибо» говорил»…
Но был он очень одинок,
Тот  старичок-моховичок.

XIV. Итог

Учитель: Итак, просим жюри подвести итоги последнего конкурса.

- Итак, оценки команды «Друзья».

- Оценки команды «Победа».

- Наши команды с нетерпением ждут общих результатов игры. Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.

XV. Сюрприз

Звучит заставка «Сюрприз! Сюрприз! Да здравствует сюрприз!» Скоморохи ввозят коробку с феей из города Существительных. Она  дарит детям пирог.

Все вместе поют песню (на мелодию песни «Маленькая страна».

Куплет.
Там, за горами, за лесами, город волшебный есть.
Жители в нем слова-предметы и всех чудес не счесть.
Чтобы попасть в тот чудный город, многое надо знать:
Род и число, падеж, склоненье верно определять.

Припев.
Здесь нас свершенья ждут, здесь нас свершенья ждут.
Тайны, загадки, откровенья в город тот позовут.
Стоит лишь захотеть, надо мечту иметь.
Добрая фея здесь нас встретит, стоит лишь захотеть.

Во время исполнения песни скоморохи взрывают хлопушки.