Урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительные Ь и Ъ"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить полученные уч-ся знания о разделительных Ъ и Ь знаках;
  • закрепить умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь знаков;
  • развивать умение группировать;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:

  • Видеофрагмент зимнего леса.
  • Аудиозапись зимнего ветра.
  • Картинки животных: заяц, волк, белка, лиса, медведь.
  • Картинка вертолёта.
  • Ъ и Ь знаки на парашютах.
  • Избушка.
  • Ъ и Ь знаки.
  • 5 схем.
  • 10 карточек со словарными словами.
  • Снежинки.
  • Карточки (раздаточный материал).
  • Рисунок сугроба.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

- Ребята! Сегодня утром, когда я шла в школу, мне пришла SMS-ка от наших друзей Ъ и Ь знаков. Вот она:

«Дорогие ребята! Мы попали в беду. Злой волшебник унёс нас в своё царство и запер в избушке. Помогите нам, пожалуйста! Ваши друзья Ъ и Ь знаки».

- Ну как, вы согласны помочь им? Тогда в путь! А вот куда мы с вами отправимся, отгадайте сами.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.   (Лес)

- Но в какой лес? Угадайте (аудиозапись)

- Правильно, в зимний лес (видеофрагмент)

III. Чистописание

- Но путь предстоит нам нелёгкий. Нас ждёт много препятствий, которые надо преодолеть.

- Отправимся мы туда на вертолёте. (Вывешивается картинка вертолёта). Но для начала надо приобрести билеты. Кто красиво выполнит задание чистописания, получит билет на вертолёт. (Снежинку)

На доске:

Друзья, ученье нас объединяет!

(Дружно будем работать и все вместе сможем помочь Ъ и Ь знакам)

IV. Словарная работа

- А чтобы полёт показался недолгим, давайте поиграем … в слова … в словарные слова.

Нужно угадать словарное слово и правильно записать его в тетради.

1. Жураба (абажур)

2. Рёбеза (берёза)

3. Шадкаран (карандаш)

4. Цязя (заяц)  

5. Враго (овраг)

6. Ликана (калина)

7. Традьте (тетрадь)

8. Голещ (щегол)

9. Зором (мороз)

10. Нейи (иней)

- Назовите «лесные» слова. (Берёза, заяц, овраг, калина, щегол)

- Назовите «зимние» слова. (Мороз, иней)

- Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка). Выставление оценок.

V. Работа над темой урока

- Пока мы угадывали слова, записывали их в тетрадь, проверяли, выставляли оценки, вертолёт доставил нас к месту посадки. Но вот беда: в лесу нет посадочной площадки. Придётся прыгать с парашютом. Но приземлиться сможет тот из вас, кто правильно вставит разделительные Ъ и Ь знаки в слово. Это и будет вашим местом посадки. (Уч-ся получают парашют, к которому прикреплён Ъ или Ь знаки)

На доске:

1. Л . ёт, с . ест, об . едки, свин . я, плат . е, с . язвил, гост . я, Натал . я, в . юга, ненаст . е. под . ём.

- Вы приземлились точно в заданном месте. А посмотрите, сколько вокруг следов. Чьи это могут быть следы? (Показываются картинки зайца, волка, лисы, медведя, белки). Запишите. (По одному уч-ся выходят к доске).

2. Заячьи, волчьи, лисьи, медвежьи, беличьи.

- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Разделительный Ь знак). Где он живёт и когда его надо писать? Графически объяснить).

- А где в слове живёт Ъ знак?

3.- Ну что ж, отправляемся по лесной тропинке на полянку.

- Но кто это? (Белка). Она спешит предупредить нас о том, что впереди тропинку завалило сугробом. Мы должны её расчистить. Надо снег раскидать налево и направо. Но только мы будем раскидывать слова с разделительными Ъ и Ь знаками. (Слева – Ъ, справа – Ь).

Выборочный диктант.

Воробьишка  над ружьём
своей семье построит дом.
Крыльями помашет,
Вот колья вобьёт.
И вьюга в их дом никогда не войдёт!
Волк ужасно разъярён,
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен.
Съёжась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

VI. Физкультминутка

Учитель:

Путь-дорога нелегка,
И замёрзли мы слегка.
Руки мы сейчас согреем,
Всё на свете мы сумеем.

Уч-ся:

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И опять пешком пойдём.

VII. Продолжение работы над темой урока

4.- Но кто преграждает нам путь? (Волк). Какой бывает волк? (Злой). Он знает, где находятся наши друзья и готов стать добрым и помочь нам, если мы правильно выполним его задание.

- Девочки выписывают предложения с Ъ знаком, а мальчики – с Ь знаком. (Карточки. Самостоятельная работа).

Пословицы и поговорки:

  • Кто ест соль, тот п . ёт и воду.
  • Знает кошка, ч . ё мясо с . ела.
  • Ветер снег с . едает.
  • Друз . я познаются в беде.
  • Без терпен . я, нет учен . я.

Проверка.

- Какое предложение выписали и мальчики и девочки?

5.- Вот мы и подошли к избушке, где закрыты наши друзья. На двери кодовый замок. Нужно убрать неверные схемы написания разделительных Ъ и Ь знаков, и тогда дверь откроется.

VIII. Итог урока

- Так, когда надо писать разделительный Ъ знак? Разделительный Ь знак?

Литература

1. Плотникова И.В. Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (https://urok.1sept.ru./articles/418705)

2. Жиренко О.В., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. Изд-во «5 за знания». М., 2005. – 238 с.