Открытый урок русского языка по теме "Буквы З, С на конце приставок" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся со способом действия при выборе «з» и «с» на конце приставок;
  2. Сформировать навык безошибочного написания приставок,
  3. Учитывая варианты данной орфограммы;
  4. Научить детей контактировать, слушать мнение товарища, находить
  5. Верное решение, уметь высказывать своё мнение.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок. В любом деле  главное - доброе начало!

2. Слово учителя:

Над какой проблемой мы с вами работали на прошлом уроке?

Что мы знаем об этих приставках?

Были ли затруднения при выполнении домашнего задания?

3. Актуализация знаний (проверка домашнего задания):

1-й группе учащихся.

Ученик у доски записывает слова с приставками (про, пред, от, обо).

Ваше мнение, правильно ли составлены слова? (Дети сигнализируют  карточками).

2-й группе учащихся.

- Какие словосочетания с этими приставками вы предлагаете, ребята?

3-й группе учащихся.

- А сейчас прослушаем рассказ, включающий как можно больше приставок.

Задание классу:

Помечайте приставки, которые использует ваш товарищ.

- Над чем вы ещё работали дома? (вспомнить звонкие и глухие согласные).

Как мы их различаем? (При произношении звонкого согласного связки дрожат, они натянуты).

Докажите! Произнесите! (При произношении глухого  согласного слышен шум).

Произнесём! Проверим! [ З], [С], [Р], [Ц], [Т]

4. Введение нового материала: (На доске записана дата, а под тему оставлено свободное место).

- Мы с вами серьёзно поработали с приставками, а сейчас посмотрим, всё ли мы знаем о приставках и можем ли грамотно их писать?

Задание: Записать слова. Выделить приставки. (Вызвать двух учеников  для написания одних и тех же слов:  бескрайний, раздать, безбрежный, исписать).

- Проверяем, правильно ли написаны приставки? Кто прав? На чьей стороне истина?

Исследуем приставки: Начинаются одинаково, а на конце...?

- Итак, чему мы с вами должны научиться сегодня? (Когда на конце приставки пишется «з», а когда «с»?)

5. Формулировка темы: «Правописание приставок, оканчивающихся на «з» и «с». (Запись темы в тетрадь).

- Исходя из темы, давайте наметим план работы на урок.

План: (цели дети ставят сами)

определить, когда пишется -...з, когда-...с на конце приставок;

научиться обозначать приставки  графически и грамотно их писать.

6. Поиск решения:

- А сейчас давайте продолжим наше исследование.

Запишите в 2 столбика слова, графически обозначьте приставки (у доски 2 человека).

Разжать
Издавать
Возгордиться

Расширить
Испечь
Воскликнуть

Подчеркните те согласные, которыми оканчиваются приставки, одной чертой.

Подчеркните двумя чертами ту букву, которая стоит после приставки (первую букву корня).

Давайте сравним то, как пишутся приставки в 1-м столбике и во 2-м.

Внимательно их исследуем:

1. Что же вы заметили? Перед какими буквами пишется «з», перед какими - «с»? Почему мы эти буквы подчёркиваем двумя чертами?

2. Давайте произнесём эти звуки.

Может быть, вы уже сможете сформулировать правило?

Запишем это схемой. Расшифруем нашу схему.

7. Работа с учебником:

Мы смогли сами сформулировать правило, а сейчас обратимся к учебнику. Что же говорят ученые? (дети читают правило).

Есть ли у нас разногласия с учёными?

Учёные называют эти приставки хитрыми, говорят, что они умеют приспосабливаться. Например, приставка \раз\ может превратиться в \рас\.

Почему же они хитрые, вы не знаете?

А я открою вам секрет: если корень начинается со звонкого, то и приставка зазвенела, она оканчивается звонким. Если корень начинается с глухого, то и приставка оглохла, она тоже оканчивается глухим. Эти хитрые приставки нужно знать в лицо.

Найдём их в учебнике на стр.172. Прочитаем «змейкой».

8. Рассуждение:

- А как надо доказывать написанное, нас учит «Рассуждалка»

(Вывешиваю рассуждение, двое читают)

ПИШУ НА КОНЦЕ ПРИСТАВКИ «3», ПОТОМУ ЧТО КОРЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗВОНКОГО СОГЛАСНОГО.

ПИШУ НА КОНЦЕ ПРИСТАВКИ «С», ПОТОМУ ЧТО КОРЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ С ГЛУХОГО СОГЛАСНОГО.

- Ну, что ж, графически обозначать научились, рассуждать научились, чтобы идти дальше, нужно еще раз прочитать правило «жужжащим чтением», рассказать друг другу в парах.

9. Первичное закрепление:

А сейчас, я считаю, что вы уже сможете исправить свои ошибки.

Возвращаемся к написанному, «рассуждалка» вам поможет. (Два человека работают у доски, исправляют ошибки).

Согласны ли вы, ребята? (дети сигнализируют карточками).

Теперь попробуем практически закрепить наши исследования, т.е. научимся грамотно писать. Хитрые приставки убежали из домиков, их нужно вернуть. А из одного домика убежали все слова...

У каждого из вас на парте цветной значок, он обозначает то , кто какому домику будет помогать. Идите к своему домику и помогите ему.

Даны части слова на карточках. Составьте слова и вставьте эти карточки в домик  так, чтобы получились слова.

- Выбираю спикеров групп. Они руководят работой в группе, назначают отвечающих. Опрос начинаю с сильной группы (красный домик).

10. Самостоятельная работа:

-Проверь себя. Выполняем упражнение 108 стр.172. Первые 10 слов прорабатывают карандашом в учебнике. Потом вывешивается таблица, дети проверяют сами себя.

11.Итог:

Итак, что же нового узнали на уроке?

Какую проблему разрешили?

Чему научились?

12. Домашнее задание: стр. 171 (правило), стр. 172 упр. 410.

Оценки: Возьмите оценочные листочки. Сегодня на уроке каждый из вас трудился, но все по-разному: кто-то активно, кто-то только дополнял, кто-то слушал, но будет отвечать на следующем уроке.

Оцените свою работу (оценивают по шкале).

Урок окончен.

Приложение 1.

Приложение 2.