Игротерапия и здоровье детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Глубокие социально-политические, идеологические и духовные изменения в жизни нашего общества отразились на психическом складе современного человека, привели к кардинальным изменениям его личностных ориентиров и мировоззрения.

Ещё в большей степени эти изменения коснулись эмоционального состояния и особенности формирования личности ребёнка. Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности.

Эпоха средств массовой информации существенно преображает не только психо логию взрослого человека, но и негативно влияет на становление психики детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь малышей, заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Реформы в образовании, и как результат, часто введение новшеств в образовательный процесс новых программ и предметов, тоже не способствуют снижению психоэмоционального напряжения детей.

Передаётся им и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока ещё не по силам. К тому же родители, стараясь реализовать свои амбиции, часто забывают, что возможности ребёнка не беспредельны и энергия мозга конечна, занимаются с ним во всевозможных кружках и секциях и этим создают ему дополнительные проблемы.

Сегодня и педагоги, и психологи отмечают, что современный ребёнок больше знает (в отличие от своего сверстника 80-х годов), но менее глубоко и многообразно переживает впечатления внешнего мира, эмоции его напряжены, остры и неустойчивы, а воображение менее продуктивно.

Кроме того, с каждым годом увеличивается количество детей, у которых наблюдаются различные сочетания двигательной и речевой расторможенности, импульсивности, невнимательности, повышенной отвлекаемости, конфликтности и агрессивности. Этот особый психический склад ребёнка, с одной стороны, не мешает умственному развитию ребёнка, но, с другой стороны, создаёт определённые сложности в ходе его воспитания. И педагогам, и родителям порой бывает очень непросто отделить повышенную оживлённость ребёнка от проявления нервозности, определить этот момент, когда естественный детский страх становится патологическим, решить, стоит ли наказать ребёнка за капризы и упрямство или успокоить и приласкать его.

В рабочем обиходе специалисты называют такой психический склад ребёнка проблемным, имея в виду тот факт, что проблемы эти возникают эпизодически, схожи по характеру, и причины их коренятся в эмоциональной сфере. Если рассматривать дошкольников с позиции управления детским поведением, гармоничности эмоциональных процессов, адекватности эмоционального реагирования, то дети проблемного типа находятся между детьми-невротиками (понимая под этим достаточно широкий класс функциональных психических расстройств) и так называемыми благополучными детьми.

Проблемные дети отличаются характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, постоянно присутствующим чувством тревожности, часто скрыто проявляющимся в усилении упрямством, негативизма и обидчивости. Эти дети слишком фиксированы на своих переживаниях.

Сомнения, страх что-то сделать не так, получить отказ, тревожность по поводу собственного социального статуса делают таких детей эгоистичными, невнимательными к интересам и ценностям других и являются основной причиной снижения качества общения и потенциальным источником их конфликтов.

Общение с проблемными детьми требует от педагогов и родителей большой гибкости и разнообразия поведенческого репертуара. И здесь неоценимо значение детской игры, так как игра является естественным посредником самовыражения, и дает возможность ребенку вовне выразить накопленные чувства напряжения, беззащитности, агрессии, страха, замешательства и т.д. Психотерапевт Вирджиния Экслайн считает, что, проигрывая эти чувства, ребенок выносит их на поверхность, сталкивается с ними, учится их контролировать или отказывается от них.

А когда ребенок достигает эмоциональной релаксации, он приходит к пониманию своей способности быть личностью по собственному праву, думать за себя, принимать самостоятельные решения, стать психологически более зрелым и тем самым осознать свою самость.

Педагогический коллектив нашего детского сада многие годы успешно работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья детей. Совершенствуя систему валеологической работы в направлении психогигиены и психопрофилактики, рассматривая различные способы реальной помощи детям в условия ДОУ, педагоги предположили, что наиболее эффективным в данном случае будет использование игровой терапии. Основанием для этого послужило понимание того, что в мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку, в том числе и ребенку, хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Игра, по мнению Д.Б.Эльконина, это "деятельность, преодолевающая эгоцентризм". Принятие и выполнение роли и является тем главным механизмом, который обеспечивает его преодоление. Игра предоставляет ребенку широкую практику изменения позиции, а это повышает степень его социальной и когнитивной компетентности. Важную роль играют эмоции, возникающие в процессе игровой деятельности. Они не только регулируют её, но и способствуют формированию и развитию мотивов, потребностей и результатов деятельности ребенка.

При принятии решения о включении игровой терапии в систему работы по сохранению и укреплению здоровья детей обозначились и первые проблемы. Это определённый психологический барьер, существующий в сознании большинства педагогов, что игровую терапию может использовать только специалист, а не любой взрослый, работающий с детьми. Это отсутствие на тот момент не только специальных пособий, но и научно-методической, научно-практической литературы по вопросам использования игровых и арттерапевтических техник в работе с дошкольниками. Под руководством заведующей кафедрой психологии ТОИПКРО Агарковой Елены Ивановны творческой группой детского сада был разработан программно-методический комплекс «Игротерапия и здоровье детей», который определял систему использования игровых и арттерапевтических техник в психопрофилактической и психокоррекционной работе с детьми ДОУ.

В основу программно-методического комплекса и практической работы по нему были заложены следующие положения:

  • игровая терапия – динамическая система отношений терапевта с ребёнком, когда терапевт с помощью игровых материалов предоставляет ему возможность наиболее полно выразить и исследовать своё «Я».
  • цель игровой терапии – установление баланса в структуре личности: укрепление «эго», модификация «супер – эго», улучшение образа «Я».
  • базовое понятие игровой терапии – теория структуры личности, экспериментальная, открытая для критики и оценки, для дальнейших исследований, остающаяся загадкой по сей день.
  • современное объяснение «структуры личности»:

У каждого человека внутри сокрыта мощная СИЛА, стремление к зрелости, независимости, самоуправлению, которая борется за самореализацию. Движение вперёд запрограммировано, но нужна благодатная» почва: разрешение быть самим собой, полное принятие себя собой и другими, право на чувство собственного достоинства, которое дается от рождения для достижения импульса роста.

  • направленная (директивная) терапия – это интерпретация и трансляция ребенку символического значения детской игры, актуализация в игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их «проигрывание» в направлении социально приемлемых норм и стандартов.
  • при использовании направленной на симптом или синдром игровой терапии взрослый является источником игровой активности ребенка, принимает на себя состояние ребенка, сотрудничает с ребенком и, главное, он ответственен за руководство и интерпретацию.
  • игровым терапевтом может быть любой взрослый, имеющий дело с детьми. В ДОУ – это педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели, педагоги- специалисты, родители.
  • при использовании направленной игровой терапии взрослый является партнером ребёнка, доступным, понятным, внушающим, воздействующим, убедительным, искренним, вызывающим эмоциональный отклик.

Он должен уметь:

  • признать право ребенка взять из коррекционной работы лишь то, что может или хочет;
  • войти в контакт с ребенком (субъект - субъективный);
  • принять как можно полнее его индивидуальный облик и личность.

Для реализации основной цели предупредить отклонения в развитии ребенка по результатам анализа эмоциональных проявлений детей, их поведенческого репертуара были определены задачи использования игровой терапии в психопрофилактической и психокоррекционной работе.

  1. Развитие самосознания личности ребёнка;
  2. Формирование способности детей воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей;
  3. Обеспечение адекватного ролевого развития.

С учетом этих задач и возможностей дошкольного учреждения педагогический коллектив отобрал для использования в психопрофилактической деятельности тринадцать игровых и арттерапевтических техник, определил в каких формах работы с детьми и каким образом мы будем их использовать, разработал циклограмму использования игровых техник, тематические и перспективные планы, примерные планы-конспекты коррекционно-развивающих занятий, модели использования игровых техник в работе с определёнными проблемами детей, модели использования отдельных техник (см. Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6). Кроме того, для детей агрессивных, с СДВГ, с внутренней тревожностью и различными страхами, с нарушениями общения педагогом-психологом разработаны специальные корреционно - развивающие программы.

Сегодня в практике работы с детьми воспитатели и специалисты успешно используют следующие техники:

  • игры с водой, игры с песком, игры с изобразительными материалами, релаксационные игры;
  • звукотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия, данстерапия;
  • куклотерапия, сказкотерапия, драмтерапия;
  • цветотерапия, фольклорная терапия.

Воспитатели используют их во всех блоках педагогического процесса: музыкальные руководители, специалисты по физической культуре и изодеятельности в блоке специально организованного обучения в форме занятий, педагог-психолог и учитель-логопед в блоке коррекционной работы в определённой системе или эпизодически (см. Приложение 1). Особое предпочтение и воспитатели, и дети отдают играм с водой и песком.

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Ребёнок с радостью подставляет руки под струю воды. Ощутить её напор и ласковое скольжение – истинное удовольствие. Вода – это стихия, которую малышу ещё предстоит открыть. Однако в воде есть что-то очень успокаивающее. Всем знаком расслабляющий эффект ванной. Такое же влияние оказывает вода и на детей. И дети готовы часами играть с водой. Хотя бы просто наливая и разливая воду. В нашем детском саду нет возможности установить специальное оборудование для таких игр, однако и обычная емкость с водой, оборудованная множеством самых разнообразных предметов: пластиковыми баночками и коробочками различной величины и формы, деревянными брусочками, кусочками пенопласта, поролона, пенеплена, резиновыми игрушками, помогает направить энергию детей в мирное русло, обозначить для них поле для исследования и, самое главное, снимает психоэмоциональное напряжение ребёнка и доставляет ему массу положительных эмоций.

Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в терапевтических целях далеко не ново. Дети любят играть в песочнице. И эти игры могут стать основой для серьёзного анализа состояния малышей и лечения большого количества заболеваний, от задержки психического развития до лёгких форм аутизма. Два раза в неделю вносим контейнеры с песком в группы, разнообразные игрушки и предметы для игр с песком расположены на открытых полках, чтобы ребёнок мог в любой момент ими воспользоваться, и как можно точнее выстроить в песочнице свой миниатюрный персональный мир. В зависимости от того, что построил малыш, взрослый делает вывод о его душевном состоянии и необходимости коррекции. Рисование картин на песке, постройка гор, равнин, озёр, тоннелей, закапывание своих обид, страхов, неприятностей, раскапывание приятных сюрпризов, возможность изменить сюжет игры, и т.д., в конечном итоге помогают приобрести ребёнку душевное спокойствие и внутреннюю гармонию.

Звукотерапия – эффективный оздоровительный метод. В качестве лекарства выступает собственная внутренняя звуковая система человека (слуховой и голосовой аппарат).

Игры со звуками помогают справиться с любыми отрицательными эмоциями. С их помощью можно улучшить психическое состояние, особенно хорошо лечатся депрессии и неврозы, а также болезни, спровоцированные переживаниями и волнениями. Мы используем звукотерапию как сочинение песни своей боли, своего раздражения, своего огорчения, своей обиды, но не в словах, а в звуках и пропевание этих эмоций. В процессе этого пропевания выплёскивается негативная энергия, улетучивается злость, вливаются свежие силы, становится легко на душе.

Например: Два малыша до злости поспорили из-за игрушки.

Воспитатель: Дети, давайте споём песенку злости «з-з-з». Сначала тихо поём, а теперь громко, сделаем звуки сильными, выпустим свою злость на волю «з-з-з». Вот и ушла она от нас, а к нам пришла любовь, мы любим друг друга и поём песенку со звуком «л-л-л». Поём тихонечко, а теперь громко, пусть все услышат, что мы любим друг друга.

В народе существует такой неписанный закон: если плохо – спой и станет легче. В терапевтическом эффекте вокалотерапии люди убедились давно. На Руси с её помощью издревле осуществлялось лечение больных: больного сажали в круг и водили вокруг него хороводы. Сегодня уже на научном уровне доказано, что вокалотерапия является «методом активизации неспецифической устойчивости организма», которая обеспечивает способность организма адаптироваться к тому или иному фактору постоянно изменяющейся окружающей среды, что так необходимо для нормального функционирования организма, особенно в детском возрасте. Для детей дошкольного возраста методику использования пения как терапевтической техники разработала А.Д. Демченко. В основе её – работа по постановке детского голоса на природосообразной резонансной основе, когда вокальные ощущения дошкольников формируются в результате специальной организации движений всего тела и артикуляционного аппарата, т.е. звукодвижение всего организма как единое целое. Педагоги нашего ДОУ наряду с музыкотерапией, фольклорной терапией и данстерапией используют пение не только как метод развития музыкальности детей, но и как лечебное средство укрепления и профилактики заболеваний нервной, сердечнососудистой, дыхательной и других функциональных систем организма.

Игры с изобразительными материалами как методы психопрофилактического и психокоррекционного воздействия вызвали наибольшие трудности и на этапе освоении их педагогами и при дальнейшем использовании в практической работе. Например, теоретически хорошо зная отличия рисования как способа коррекции от учебных занятий и от игры по всем основным позициям, на практике при использовании рисуночной терапии воспитатели зачастую не могли удержаться от передачи ребенку способов и средств изображения или анализа степени и качества владения ребенком изобразительными средствами.

Проблемным оказалось и использование цветовой терапии, в большей степени из-за разнообразия мнений по вопросу влияния цвета на конкретного человека и сложности осуществления даже общепринятых рекомендаций. Однако метод погружения в определенный цвет и метод ритмического воздействия цветовыми импульсами определённо вошёл в практику оздоровительной работы ДОУ.

Сказки в педагогической работе использовались издавна. В последние годы сказки стали целенаправленно использовать в лечебно-психологических целях, т.е. как средство психопрофилактической, психокоррекционной и психотерапевтической работы. И это даёт прекрасный результат. Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает ребёнка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре, и к тысячелетнему человеческому опыту, это как бы мостик из прошлого в настоящее. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Почему? Сказки любят все. В сказке всё как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, в сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно). Для сказочного героя и выход из положения придумать легче. В сказке можно всё. А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказки всегда хорошо кончаются. Это известно всем.

Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(В. Берестов. Сказка. Корнею Чуковскому)

В практике работы нашего ДОУ используются разные подходы:

- поведенческий, когда на первый план выступает отношение к сказкам как к описанию возможных форм поведения;

- трансактный анализ, когда основное внимание обращается на ролевое взаимодействие в сказках;

- эмоциональный, когда основное внимание уделяется эмоциям;

- рассматривание героев сказки как субличности, части «Я» одного человека;

- гипнотический, когда на первый план выдвигается способность сказки не только предлагать, но и внушать.

Отличительной особенностью сказко-терапевтической методологии независимо от используемого подхода является то, что основная психологическая работа происходит на ценностном уровне.

Театр – всегда игра, сказка, чудо…. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Педагог Т.Шишова и психолог И. Медведева разработали метод, который назвали драматической психоэлевацией, что в переводе означает «возвышение души». Это метод помогает повысить уровень личностных качеств ребёнка. Оказывается, даже с помощью простейшего кукольного театра (обычной ширмы и самодельных кукол), можно исправлять детские характеры и лечить серьёзные нервные расстройства. Методика драматической психоэлевации – это воздействие на детей с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Главное здесь не лечение отдельного симптома или их набора, а попытка заглянуть в душу ребёнка, понять, чем вызваны эти симптомы, где «поломка», что данному конкретному ребёнку мешает жить, т.е. выявление патологической доминанты. И ещё, необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность. Когда этюды или спектакли, сценки ситуаций поставлены таким образом, что участники представления по-доброму смеются над собственными недостатками, это излечивает лучше всяких лекарств.

Наши дети вместе со взрослыми ощущают на себе все изменения в жизни нашего общества, которые далеко не лучшим образом влияют на становление детской психики. Мы постоянно заботимся о снижении психоэмоционального напряжения детей. Наряду с моторной свободой динамических поз, специальными психопрофилактическими сеансами, специальные игры-релаксации, выполняющие роль «психологического душа», помогают детям восполнить запас сил, восстановить работоспособность.

Вся психолого-педагогическая работа по профилактике эмоциональных расстройств и поведения осуществляется по линии побуждения активности детей, в развитии их творческих способностей, интереса к самой широкой информации об окружающем, в создании целостного образа внешнего мира, и, главное, в развитии мира собственного "Я" каждого ребенка. Сегодня педагоги дошкольного учреждения могут с уверенностью сказать, что использование игровых и арттерапевтических техник в коррекции эмоциональных расстройств, поведенческого репертуара детей помогает снизить остроту многих проблем современных детей, таких как трудности эмоционального развития, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, повышенная тревожность, страхи, различные фобические реакции, негативная «Я – концепция», искажённая самооценка и др. Кроме того, практика игровой терапии не только способствует сохранению и укреплению психологического здоровья детей, но и побуждает педагогов к научно – исследовательской деятельности, а значит к самообразованию и саморазвитию, так как предполагает систематическое совершенствование в направлении «каждый педагог – психолог – валеолог – игровой терапевт».

Используемая литература

  1. Абрамова Т. Лечебная музыка. Будь здоров. №7. 2000.
  2. Алгульян В. Искусство исцеления искусством. Твоё здоровье. №2. 1996.
  3. Боровик О. Коррекционно-развивающие возможности детского рисования. Обруч. №2.1999.
  4. Белик А.А. Цвет и здоровье (Цвет как психофизиологический фактор). Твоё здоровье. №2. 1997.
  5. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М. Педагогическое общество России. 2004.
  6. Вайолет Оклендер. Окна в мир ребёнка. М. Независимая фирма «Класс». 2001.
  7. Вирджиния Экслайн. Игровая терапия. Апрель Пресс. ЭксмоПресс. 2001.
  8. Водинская М. Арттерапия с агрессивными детьми. Дошкольное образование. №12. 2002.
  9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников. Психолог в детском саду. №2. 2006.
  10. Гари Линдред, Линда Хоумер и др. Игровая терапия как способ решения проблемы ребёнка. Москва – Воронеж. 2001.
  11. Гирутская Е. Лечитесь музыкой. Мой ребенок. Ноябрь 2005.
  12. Дружинин Б. Игра как лечение. Будь здоров №9. 2005.
  13. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М. Российское педагогическое агентство, 1997.
  14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург. У-Фактория. 2004.
  15. Лесскис И., Лисютенко О., Прочухаева М. Групповая игротерапия. Дошкольное воспитание. №4. 2002.
  16. Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия. С-Пб. Речь. 2002.
  17. Овчарова Р.В. Игровая коррекция поведения. Игротерапия. Арттерапия // Технологии практического психолога образования. М. ТЦ «Сфера». 2001.
  18. Пазухина И.А. Дидактические игры развития коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей. Дошкольная педагогика. №1. 2003.
  19. Петрушин В.А. Лечим душу музыкой и танцами. Здоровье детей. №12. 2005.
  20. Романов А.А. Игровые задачи как средства коррекции расстройств поведения и эмоций у детей. Дошкольная педагогика. №1. 2003.
  21. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. М. «Плейт». 2002.
  22. Сазанчук Г. Творим и …лечимся? Мой ребёнок. Июнь. 2005.
  23. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М. Генезис. 2003.
  24. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. М. ТЦ «Сфера», С.-П. «Валери СПД». 2002.
  25. Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. М.о. Раменское. Академический проект. 2001.