Родительское собрание: "Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Память человеку необходима для проявления души.

Блез Паскаль

Без памяти человек не может ничего изобразить, не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер

 

Задачи:

  1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
  2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

  • Значение памяти в учебной деятельности
  • Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.

2. Рекомендуемая литература для родителей:

  • Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
  • Коломеский Я.Л. Человек: психология. М., 1986
  • Лезер Ф. Тренировка памяти. М.,1979
  • Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968

3. Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование учащихся.

  • Легко ли тебе заучивать стихи?
  • Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
  • Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
  • Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
  • Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
  • Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Анкетирование родителей:

- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

  • Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
  • Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
  • Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?

4. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.

Для того чтобы не быть голословным, классный руководитель должен показать родителям реальные результаты памяти учащихся.

Для этого, готовясь к собранию, он может провести исследования функции памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут работать с детьми, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных. Исследования можно провести следующие:

1. Числовые ряды.

Учащимся представляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

3,7,4,8,9,5

2,4,7,3,4,9,5,8

8,9,6,5,1,7,5,5,7,8

5,3,2,7,8,7,9,1,2,3,4,7

1,6,5,2,3,8,4,3,8,7,1,4,9,2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа учащиеся зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+2)

2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги. Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме зрительной памяти.

9 2 W G
A R 6 4
С 5 X В

3. Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  • Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
  • Если в двух случаях из трёх, то, как хорошая.
  • Если в одном – то, как удовлетворительная.

5. Выставка рисунков детей “Рисование по памяти натюрморта”.

Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

6. Памятка для учащихся по развитию памяти.

  • Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  • Ставьте себе цель запомнить надолго.
  • Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
  • Многократно повторяйте заученное.
  • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  • Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
  • Запомните фразу из жизни рассеянного человека. “Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил”. Вы же не хотите быть таким? Тогда за дело!

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.

Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:

  • Какое сегодня число? — спрашивает у своего друга товарищ.
  • Не знаю, – отвечает тот.
  • Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
  • А она вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.

Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

2. Анализ тестирования учащихся

Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.

3. Анализ рисунков учащихся

4. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома

Упражнение 1

Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно, ли были им названы предметы.

Упражнение 2

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесить текст в комнате и попросить ребёнка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно осмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4

Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 5

Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 6

Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, пропуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без опущенных вами ошибок.

5. Заключительное слово классного руководителя

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей дальнейшей судьбе.

6. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности

Литература для подготовки к родительскому собранию:

  1. Локанова И.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
  2. Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
  3. Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. М., 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2002.