Методическая разработка урока русского языка в 3-м классе по теме "НЕ с глаголами"

Разделы: Начальная школа


Цели. Познакомить учащихся с написанием глаголов с частицей НЕ, ее ролью. Совершенствовать каллиграфический навык. Развивать орфографическую зоркость, мышление, связную, грамотную речь.

Привлекать учащихся к оценочной деятельности и сформировать у них позитивную самооценку. Создать эмоциональный комфорт на уроке.

Ход урока

1. Огрмомент. Эмоциональный настрой

Учитель. Послушайте и отгадайте загадку.

Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?

Дети. Улыбкой.

Учитель. Правильно. Улыбкой. Улыбка, хорошее настроение всегда помогают в работе.

2. Подготовка к изучению нового материала

Учитель. А начнем работу на уроке с грамматической разминки, чтобы проверить вашу наблюдательность и ваши знания.

(На доске слова: лес, малыш, окно, шалаш, веселая, играть.)

Учитель. Прочитайте слова. Ответьте на вопросы:

  • Какое слово отвечает на вопрос что делать?
  • К какой части речи относится слово справа от самого короткого? Какого оно рода?
  • Из скольких слогов состоит имя прилагательное?
  • Назовите слова с одинаковым количеством букв.
  • Какое слово читается в обе стороны одинаково? К какой части речи оно относится?
  • Употребите третье слово в форме множественного числа.
  • Придумайте антоним к предпоследнему слову.

Молодцы! К дальнейшей работе вы готовы.

3. Работа в тетради

Учитель. Вашу устную работу на уроке буду оценивать я. А работу в тетради вы оцените сами с помощью линейки самооценки.

(Дети на полях чертят линейку самооценки, на которой точками указаны уровни: «низкий», «средний», «высокий».)

4. Чистописание

(На доске: о о о оо оо во хо по.)

Учитель. Прочитайте слова и объясните написание пропущенных букв (дев...чка, хор, п...ет).

Учитель. Составьте из этих слов предложение, добавив подходящий по смыслу предлог. (Девочка поет в хоре.) (Предложение записывается на доске.)

Учитель. Выполним синтаксический разбор этого предложения.

(Выполняет у доски ученик.)

5. Новый материал

1) Подготовка к изучению нового материала.

Учитель. Назовите глагол из этого предложения. Какой он имеет смысл положительный или отрицательный?

Дети. Положительный.

Учитель. Верно, положительный, так как действие, которое обозначает глагол, происходит. Какое короткое слово нужно добавить к глаголу, чтобы он имел отрицательный смысл, то есть обозначал действие, которое не происходит?

Дети. Слово НЕ.

Учитель. НЕ – частица.

(Учитель помещает карточку с НЕ в предложение.) (Девочка НЕ поет в хоре.) Какой вывод мы можем сделать?

Дети. Частица НЕ придает глаголу отрицательный смысл.

Учитель. Проверим верность нашего утверждения по учебнику.

(Дети читают первую часть правила на с. 99.)

Учитель. Будет ли для нас проблемой записать это предложение в тетради?

Дети. Да, так как мы не знаем, слитно или раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

Учитель. Кто может помочь в решении этой проблемы?

Дети. Учебник.

(Ученики читают вторую часть правила на с. 99 и записывают предложение.)

Учитель. Правописание НЕ с глаголом – это орфограмма.

2) Формулирование темы урока.

(Повторение выводов.)

6. Закрепление

1) Игра «Найди слова».

(На стенах класса висят карточки со словами разных частей речи: огромное, дразнить, воробьи, гулять, песенка, жалеть, зеленый.)

Учитель. Найдите глаголы и запишите их с частицей НЕ. Запишите два своих глагола с частицей НЕ.

2) Самостоятельная работа.

Учитель. Выполним упражнение № 591, с. 100.

3) Выборочный диктант.

Учитель. НЕ с глаголом часто употребляют в пословицах. Из пословиц, которые я буду диктовать, выписать глаголы с частицей НЕ.

Чужими руками крапиву не дергай.
Одна пчела много меду не принесет.
Умелые руки не знают скуки.
Не спеши языком – торопись делом.

(Один ученик работает у доски.)

4) Работа по развитию речи.

Учитель. А теперь прочтите на доске советы.

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Купайся зимой, закаляйся летом.
Теряй без пользы минуты: из минут состоят часы.

Как можно назвать эти советы?

Дети. Вредные.

Учитель. А как из них можно сделать полезные советы?

Дети. К глаголам, где нужно, добавить частицу НЕ.

(Дети читают новые советы.)

Учитель. Спишите два любых совета. Как вы написали частицу НЕ с глаголом?

7. Самооценка работы в тетради.

Учитель. Посмотрите и оцените свою работу, поставив значок * на соответствующий, по-вашему, уровень.

(Дети оценивают работу.)

8. Итог урока

Учитель. Что нового узнали на уроке?

Чему учились на уроке?

За что вы можете похвалить себя? Своих товарищей?

С каким настроением уходите с урока?

9. Домашнее задание. Учить правило на с. 99, выполнить упр. 592, по желанию – дополнительное задание.